Что такое Фейербах? Значение слова Фейербах в философском словаре

Фейербах - (Feuerbach) Людвиг (1804-72) - нем. философ -материалист. С 1837 г., после отстранения от преподавания в ун-те за публикацию «Мыслей о смерти и бессмертии» (1830), почти безвыездно жил в деревне и не принимал участия в общественной жизни. Антифеодальная и антирелигиозная направленность философии и этики Ф. сказалась в отстаивании идеала «цельного, действительного, всестороннего, совершенного, образованного человека » - этого, по определению В. И. Ленина, идеала «передовой буржуазной демократии или революционной буржуазной демократии» (т. 29, с. 56). Материалистическая т. зр. Ф. в обосновании морали опирается на принцип эгоизма , трактуемый как сообразность поведения человека с природой и разумом. Именно эгоизм, с т. зр. Ф., отрицает теологию, религию, деспотизм , т. е. те силы, к-рые, обусловливая поведение человека извне, противоположны его действительной природе и потребностям. Последние только тогда станут основой нравственности, когда будут регулировать поведение человека в качестве его личных, эгоистичных интересов. Из антропологического характера материализма Ф. вытекает трактовка добра как удовлетворения индивидуальных, исключительно природой обусловленных потребностей человека ( добро есть то, что отвечает эгоизму всех людей) и эмоциональная окрашенность теории морали ( чувство - критерий нравственности ; как добро воспринимается то, что доставляет людям удовольствие ; наивысшее из человеческих стремлений - стремление к счастью). Способ ухода от крайнего индивидуализма в этике Ф. также сугубо антропологичен: индивидуальная мораль немыслима, ибо нравственность предполагает не только наличие «Я», но и его контакты с др. людьми (с «Ты»); стремление к счастью для одного неотрывно от счастья его близких. Поэтому такое стремление становится одновременно и нравственным долгом: не препятствовать счастью др. «Убожество и пустота » (Ф. Энгельс) фейербаховского понимания морали, следовательно, обусловлены абстрактно-всеобщим, внеисторическим пониманием человека. Эта мораль, по словам Ф. Энгельса, «скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно потому не применима нигде и никогда» (т. 21, с. 298). Вместе с тем «общечело- вечность » морали Ф. есть не что иное, как систематизация существующих в совр. ему об-ве моральных норм. Революционно-критическое отношение к действительности исключается (то, что не соответствует абстрактно трактуемой «сущности» человека, рассматривается как временный и индивидуальный недостаток , устранение к-рого не требует изменения существующих порядков). Такая мораль бессильна, а отношение к действительности, основанное на ней, всецело остается в рамках морализирования. В качестве единственного средства придать морали действенность ф. признает превращение элементарных нравственных принципов в религиозные догмы, обожествление индивидуально-психологических отношений людей. Попытки же Ф. выйти за рамки идеалистического понимания истории (напр., признание «законности» эгоизма групп людей и особенно догадки об общественной природе человеческого бытия) не оказали к.-л. существенного влияния на систему его этических взглядов, но получили нек-рое развитие в теории «разумного эгоизма» ( Эгоизма теории ), в частности у Чернышевского. Предельно заостренную форму слабости этической позиции Ф. приняли в теориях «истинных социалистов». Этика Ф. изложена в соч.: « Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843).

Фейербах

(Feuerbach) Людвиг (1804-72) - нем. философ -материалист. С 1837 г., после отстранения от преподавания в ун-те за публикацию «Мыслей о смерти и бессмертии» (1830), почти безвыездно жил в деревне и не принимал участия в общественной жизни. Антифеодальная и антирелигиозная направленность философии и этики Ф. сказалась в отстаивании идеала «цельного, действительного, всестороннего, совершенного, образованного человека » - этого , по определению В. И. Ленина , идеала «передовой буржуазной демократии или революционной буржуазной демократии» (т. 29, с. 56). Материалистическая т. зр. Ф. в обосновании морали опирается на принцип эгоизма , трактуемый как сообразность поведения человека с природой и разумом. Именно эгоизм, с т. зр. Ф., отрицает теологию, религию, деспотизм , т. е. те силы , к-рые, обусловливая поведение человека извне , противоположны его действительной природе и потребностям. После дние только тогда станут основой нравственности, когда будут регулировать поведение человека в качестве его личных, эгоистичных интересов. Из антропологического характера материализма Ф. вытекает трактовка добра как удовлетворения индивидуальных, исключительно природой обусловленных потребностей человека ( добро есть то, что отвечает эгоизму всех людей) и эмоциональная окрашенность теории морали ( чувство - критерий нравственности ; как добро воспринимается то, что доставляет людям удовольствие ; наивысшее из человеческих стремлений - стремление к счастью). Способ ухода от крайнего индивидуализма в этике Ф. также сугубо антропологичен: индивидуальная мораль немыслима, ибо нравственность предполагает не только наличие «Я», но и его контакты с др. людьми (с «Ты»); стремление к счастью для одного неотрывно от счастья его близких. Поэтому такое стремление становится одновременно и нравственным долгом: не препятствовать счастью др. «Убожество и пустота » (Ф. Энгельс ) фейербаховского понимания морали, следовательно , обусловлены абстрактно-всеобщим, внеисторическим пониманием человека. Эта мораль, по словам Ф. Энгельса , «скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно потому не применима нигде и никогда» (т. 21, с. 298). Вместе с тем «общечело- вечность » морали Ф. есть не что иное, как систематизация существующих в совр. ему об-ве моральных норм. Революционно-критическое отношение к действительности исключается (то, что не соответствует абстрактно трактуемой «сущности» человека, рассматривается как временный и индивидуальный недостаток , устранение к-рого не требует изменения существующих порядков). Такая мораль бессильна, а отношение к действительности, основанное на ней, всецело остается в рамках морализирования. В качестве единственного средства придать морали действенность ф. признает превращение элементарных нравственных принципов в религиозные догмы, обожествление индивидуально-психологических отношений людей. Попытки же Ф. выйти за рамки идеалистического понимания истории (напр., признание «законности» эгоизма групп людей и особенно догадки об общественной природе человеческого бытия) не оказали к.-л. существенного влияния на систему его этических взглядов, но получили нек-рое развитие в теории «разумного эгоизма» ( Эгоизм а теории ), в частности у Чернышевского. Предельно заостренную форму слабости этической позиции Ф. приняли в теориях «истинных социалистов». Этика Ф. изложена в соч.: « Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843).

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Фейербах в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Физиократы - (от греч. physis природа и krдtos власть ...
  • Физикотеология - попытка Дергама ("Physicotheology", 1713) доказать божественное бытие ...
  • Фидеизм - (от лат. fides вера ) мировоззрение утвердающее ...
  • Фенотип - (от греч. phдinon являющийся и typos ...
  • Феноменализм - философское направление, рассматривающее предметы опыта или как ...
  • Фаустовский - по О. Шпенглеру, характерная черта западного человека ...
  • Фатализм - (от лат. fatalis определенный судьбой) вера ...
  • Футурология - наука о будущем, опирающаяся в своих прогнозных ...
  • Фрустрация - психоэмоциональное состояние человека вызванное неудовлетворенностью жизненно значимых ...
  • Форма - философская категория употребляющаяся для обозначения специфической организации ...
  • Философия - одна из тех наук, которые отвечают на ...
  • Фигурант - лицо или вещь представляющее другое лицо или ...
  • Феноменализм - субъективноидеалистическое направление в философии, утверждающее, что познаваемы ...
  • Фатализм - вера в абсолютную предопределенность хода событий, в ...
  • Слабоволие - несовершенная воля . Слабовольный – это тот, кто ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари