Что такое Эвтаназия? Значение слова Эвтаназия в философском словаре

1) Эвтаназия - (от гр.- благо и смерть ): метод , принятый некоторыми философскими учениями или религиями, нацеленный на то, чтобы безболезненной смертью сократить агонию или безнадежную болезнь . Сторонником такой «счастливой смерти» в интересах общества был еще Платон , заметивший в «Государстве»: «Что касается граждан, которые не являются физически здоровыми, позволим им умереть». Современность менее цинична или же более осмотрительна, но зато английский философ Бэкон, который к тому же и создал термин « эвтаназия », без колебаний стал самым ярым сторонником смягчения агонии. И в наши дни на совести остается вопрос : имеет ли человек право покушаться на жизнь другого, пусть из милосердных соображений, даже если жертва сама настойчиво его об этом просит? Здесь имеет место конфликт долга жалости и долга благочестия. «Только Бог является хозяином жизни и смерти», так определяется непреклонная точка зрения веры. Точка зрения закона , по крайней мере, вплоть до наших дней, находится в той же плоскости.

2) Эвтаназия - (греч. еu - хорошо, thanatos - смерть ) - понятие , разрабатываемое в контексте прикладной этики применительно к сфере медико-биологических исследований, которое определяется как легкая и безболезненная смерть или отсутствие действий по недопущению смерти. Здесь предполагаются ситуации, когда смерть считается большим добром или меньшим злом по отношению к человеку . В словаре подчеркивается противоречивость самой ситуации, потенциально способной разрешиться Э. Противоречие состоит в том, что в законодательствах многих стран Э. как допущение безболезненной смерти запрещена. Хотя в тех же законах по отношению к кошкам и собакам незаконным будет диаметрально противоположное: отсутствие действий, облегчающих уход. Если брать в совокупности, то под Э. можно понимать такую ситуацию, когда смерть становится для человека благом . При этом следует иметь в виду, что Э. - термин , прилагаемый к медико-биологическим ситуациям , но выходящий далеко за пределы последних: в область этики, религии, юриспруденции. Сегодня проблема Э. активно дискутируется и входит в число наиболее сложных биоэтических проблем. В дискуссию вовлекаются не только врачи, но и юристы, теологи, социальные работники - эксперты специально организуемых при лечебных учреждениях биоэтических комитетов. По сути, предметом ожесточенных дискуссий стала проблема морального оправдания убийства или самоубийства. В этом контексте есть смысл несколько различать понятия "Э.", "автоэвтаназия" - по сути самоубийство и ассистированный суицид - пособничество в самоубийстве или непредотвращение последнего. Э. - это прерывание жизни, которая по медицинским причинам стала невозможной, невыносимой для человека. Это ситуация, когда трудно, а порой и невозможно руководствоваться традиционными нормами медицинской этики. Здесь сталкиваются диаметрально противоположные факторы: облегчение страдания и продление жизни. Такие ситуации характеризуются сложной моральной трилеммой. Во-первых, в соответствии с клятвой Гиппократа , врач не должен нести смерть больному: "Я не дам никому просимого у МЕНЯ смертного средства и не покажу пути для подобного замысла". Во-вторых, это очевидное продление бессмысленных мучений больного. И в-третьих, врач, действуя из сострадания, может стать в глазах общества либо убийцей, либо пособником самоубийства. Очевидно, что Э. - не только медицинская, но и сложная социальная проблема. И пациент нуждается не только в медицинской, но и социальной помощи. С другой стороны, врачам, возможно, не следует вовлекаться в этот процесс , а осуществление Э. должно лечь на плечи специально обученного персонала. Проблема Э. так или иначе сводится к проблеме "качества жизни". В данном случае в поле рассмотрения попадают такие ситуации, когда жизнь утрачивает свое позитивное значение и воспринимается только негативно. Это ситуации далеко зашедшего неизлечимого заболевания, вызывающего непереносимые страдания, или тяжелейшая физическая инвалидизация, резко и значительно сужающая сферу самореализации индивида . В таких ситуациях смерть начинает рассматриваться с положительной точки зрения как средство прекратить непереносимые страдания (хотя у разных людей представления о степени непереносимости страдания значительно различаются). Э. здесь - форма состардания, а цена его - жизнь. Парадоксально, но в такой ситуации ориентиром становится реальное благополучие больного и в поле зрения попадает право на это реальное благополучие. В ряде зарубежных стран: в Голландии, Англии, Франции, США, - известны так называемые эвтаназические общества, защищающие право человека на смерть. Так, в США известно общество "Хемлок", организованное в 1980 Д. Хамфри. Девиз общества: "Достойная жизнь, достойная смерть". Э. - очень сложная в правовом отношении ситуация. Главный ориентир для ее понимания в этом отношении - право на жизнь. А оно предполагает не только право на сохранение жизни, но и право на распоряжение жизнью. А последнее включает в себя и право на предельную самодетерминацию личности, в том числе право самому принимать решение , когда закончить земное существование . И в этой позиции право на жизнь начинает предполагать право на смерть. (В опыте западной юриспруденции известны судебные дела по ряду ситуаций-казусов, связанных с правом на смерть и эвтаназийной практикой. Можно в связи с этим упомянуть дела Н. Крузан, К. Куинлен, Р. Джилберта, Э. Бовиа и др.). Выход из множества такого рода ситуаций предполагает право человека участвовать в принятии решения о своей судьбе, возможность выбора . Альтернативой Э. может быть, например, уход в хоспис. В любом случае необходимо наличие просьбы самого больного в той или иной форме. Это, например, может быть т.наз. Living Will - письменная просьба к врачу, которая может признаваться как юридический документ. Или т.наз. Durable Power of Attorney for Health Care - юридический документ о передаче другому лицу права принимать медицинские решения. Без разрешающих эвтаназийные манипуляции документов любой акт Э. является уголовным преступлением - убийством. По своим формам Э. может добровольной и недобровольной, активной (позитивной) и пассивной (негативной). Активная Э. предполагает использование специальных медикаментозных средств, прерывающих жизнь, или отключение поддерживающей жизнь медицинской аппаратуры. Пассивная Э. - это не что иное как отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. В ряде случаев пассивная добровольная Э. разрешена законом. Но ее очень сложно отличить от простой халатности. Е.И. Янчук

3) Эвтаназия - (от греч. ей - хорошо и thanatos - смерть ) - помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук. Допустимость или недопустимость эвтаназии оживленно обсуждается с точки зрения этики, юриспруденции и религии. Античная философия отмечала требование бесстрашно умереть как (героическую) эвтаназию.

Эвтаназия

(от гр.- благо и смерть ): метод , принятый некоторыми философ скими учениями или религиями, нацеленный на то, чтобы безболезненной смертью сократить агонию или безнадежную болезнь . Сторонником такой «счастливой смерти» в интересах общества был еще Платон , заметивший в «Государстве»: «Что касается граждан, которые не являются физически здоровыми, позволим им умереть». Современность менее цинична или же более осмотрительна, но зато английский философ Бэкон , который к тому же и создал термин « эвтаназия », без колебаний стал самым ярым сторонником смягчения агонии. И в наши дни на совести остается вопрос : имеет ли человек право покушаться на жизнь другого, пусть из милосердных соображений, даже если жертва сама настойчиво его об этом просит? Здесь имеет место конфликт долга жалости и долга благочестия. «Только Бог является хозяином жизни и смерти», так определяется непреклонная точка зрения веры. Точка зрения закона , по крайней мере, вплоть до наших дней, находится в той же плоскости.

(греч. еu - хорошо, thanatos - смерть ) - понятие , разрабатываемое в контексте прикладной этики применительно к сфере медико-биологических исследований, которое определяется как легкая и безболезненная смерть или отсутствие действий по недопущению смерти. Здесь предполагаются ситуации, когда смерть считается большим добром или меньшим злом по отношению к человек у . В словаре подчеркивается противоречивость самой ситуации, потенциально способной разрешиться Э. Противоречие состоит в том, что в законодательствах многих стран Э. как допущение безболезненной смерти запрещена. Хотя в тех же законах по отношению к кошкам и собакам незаконным будет диаметрально противоположное: отсутствие действий, облегчающих уход. Если брать в совокупности, то под Э. можно понимать такую ситуацию, когда смерть становится для человека благо м . При этом следует иметь в виду, что Э. - термин , прилагаемый к медико-биологическим ситуациям , но выходящий далеко за пределы последних: в область этики, религии, юриспруденции. Сегодня проблема Э. активно дискутируется и входит в число наи более сложных биоэтических проблем. В дискуссию вовлекаются не только врачи, но и юристы, теологи, социальные работники - эксперты специально организуемых при лечебных учреждениях биоэтических комитетов. По сути, предметом ожесточенных дискуссий стала проблема морального оправдания убийства или самоубийства. В этом контексте есть смысл несколько различать понятия "Э.", "автоэвтаназия" - по сути самоубийство и ассистированный суицид - пособничество в самоубийстве или непредотвращение последнего. Э. - это прерывание жизни, которая по медицинским причинам стала невозможной, невыносимой для человека. Это ситуация, когда трудно, а порой и невозможно руководствоваться традиционными нормами медицинской этики. Здесь сталкиваются диаметрально противоположные факторы: облегчение страдания и продление жизни. Такие ситуации характеризуются сложной моральной трилеммой. Во-первых, в соответствии с клятвой Гиппократа , врач не должен нести смерть больному: "Я не дам никому просимого у МЕНЯ смертного средства и не покажу пути для подобного замысла". Во-вторых, это очевидное продление бессмысленных мучений больного. И в-третьих, врач, действуя из сострадания, может стать в глазах общества либо убийцей, либо пособником самоубийства. Очевидно, что Э. - не только медицинская, но и сложная социальная проблема. И пациент нуждается не только в медицинской, но и социальной помощи. С другой стороны, врачам, возможно, не следует вовлекаться в этот процесс , а осуществление Э. должно лечь на плечи специально обученного персонала. Проблема Э. так или иначе сводится к проблеме "качества жизни". В данном случае в поле рассмотрения попадают такие ситуации, когда жизнь утрачивает свое позитивное значение и воспринимается только негативно. Это ситуации далеко зашедшего неизлечимого заболевания, вызывающего непереносимые страдания, или тяжелейшая физическая инвалидизация, резко и значительно сужающая сферу самореализации индивида . В таких ситуациях смерть начинает рассматриваться с положительной точки зрения как средство прекратить непереносимые страдания (хотя у разных людей представления о степени непереносимости страдания значительно различаются). Э. здесь - форма состардания, а цена его - жизнь. Парадоксально, но в такой ситуации ориентиром становится реальное благополучие больного и в поле зрения попадает право на это реальное благополучие. В ряде зарубежных стран: в Голландии, Англии, Франции, США, - известны так называемые эвтаназические общества, защищающие право человека на смерть. Так, в США известно общество "Хемлок", организованное в 1980 Д. Хамфри. Девиз общества: "Достойная жизнь, достойная смерть". Э. - очень сложная в правовом отношении ситуация. Главный ориентир для ее понимания в этом отношении - право на жизнь. А оно предполагает не только право на сохранение жизни, но и право на распоряжение жизнью. А последнее включает в себя и право на предельную самодетерминацию личности, в том числе право самому принимать решение , когда закончить земное существование . И в этой позиции право на жизнь начинает предполагать право на смерть. (В опыте западной юриспруденции известны судебные дела по ряду ситуаций-казусов, связанных с правом на смерть и эвтаназийной практикой. Можно в связи с этим упомянуть дела Н. Крузан, К. Куинлен, Р. Джилберта, Э. Бовиа и др.). Выход из множества такого рода ситуаций предполагает право человека участвовать в принятии решения о своей судьбе, возможность выбора . Альтернативой Э. может быть, например, уход в хоспис. В любом случае необходимо наличие просьбы самого больного в той или иной форме. Это, например, может быть т.наз. Living Will - письменная просьба к врачу, которая может признаваться как юридический документ. Или т.наз. Durable Power of Attorney for Health Care - юридический документ о передаче другому лицу права принимать медицинские решения. Без разрешающих эвтаназийные манипуляции документов любой акт Э. является уголовным преступлением - убийством. По своим формам Э. может добровольной и недобровольной, активной (позитивной) и пассивной (негативной). Активная Э. предполагает использование специальных медикаментозных средств, прерывающих жизнь, или отключение поддерживающей жизнь медицинской аппаратуры. Пассивная Э. - это не что иное как отказ от мер, способствующих поддержанию жизни. В ряде случаев пассивная добровольная Э. разрешена законом. Но ее очень сложно отличить от простой халатности. Е.И. Янчук

(от греч. ей - хорошо и thanatos - смерть ) - помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук. Допустимость или недопустимость эвтаназии оживленно обсуждается с точки зрения этики, юриспруденции и религии. Античная философ ия отмечала требование бесстрашно умереть как (героическую) эвтаназию.

Значение слова Эвтаназия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Эмоция - проявление аффекпивной жизни, обычно сопровождающееся приятиым или мучительным ...
  • Эманация - в философии неоплатонизма и гностицизма – переход от ...
  • Экстрасенс - (лат.вне, сверх и чувство ): человек обладающий способностями ...
  • Экстраверсия - (от лат.вне и поворачиваю, обращаю): обращенный во вне. ...
  • Экстаз - (гр.выход за пределы себя): движение посредством которого наш ...
  • Эксперимент - научный метод воссоздающий ситуацию наблюдения с целью ...
  • Экономика - 1) способ организации деятельности людей, направленной на создание ...
  • Эксплуатация - принуждение человека явным или неявным методом обеспечивать ...
  • Экология - биология переходных режимов в биосфере; основные составляющие: ...
  • Эволюция - в настоящее время все чаще и чаще ...
  • Эпистемология - (от греч. episteme знание ) раздел ...
  • Эмпатия - (от англ. empathy вчувствование ) понятие ...
  • Экспликация - (от лат. explicatio истолкование, развертывание ) ...
  • Экзистенциализм - философское течение второй половины XX в., выдвигающее ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари