( греч . empeiria - опыт ) - направление в теории по знания , признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом , другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принцип е ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика , мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв. В истории философии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли , Мах, Авенариус , современный логический Э. и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф. Бэкон , Гоббс , Локк , Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. - рационализм .
комплекс эмпирических процессов. Именно в этом смысле говорят о «блужданиях эмпиризма ». Слово обозначает также доктрину (развивавшуюся Локк ом, Юмом), согласно которой все знание идет от опыт а . Эмпиризм противостоит рационализм у и теории врожденных идей (Декарт).
- направление , признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание э того опыта, либо сведено к нему.
( греч . empeiria - опыт ) - направление в теории по знания , признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. При этом , другая познавательная способность человека - разум - рассматривается в Э. только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принцип е ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. - это принцип, согласно которому жизненная практика , мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносеологической концепции Э. сформировался в 17-18 вв. В истории философии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли , Мах, Авенариус , современный логический Э. и т.д.), признававший единственной реальностью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф. Бэкон , Гоббс , Локк , Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. - рационализм . (См. также: Опыт , Эмпирическое и теоретическое ). Т.Г. Румянцева
(от греч . empeiria опыт ) - направление в гносеологии, которое все по знание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения - принцип , согласно которому вся наука , больше того , вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте (см. Позитивизм , Прагматизм ). Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им, во всяком случае, решающую роль . Противоположность - рационализм . Уже средневековый номинализм был эмпиристическим. Основателем гносеологического эмпиризма в новой философии, развивавшегося в тесной связи с прогрессом в области современного экспериментального естество знания , является Локк , основателем методологического эмпиризма - Фрэнсис Бэкон ; главный представитель эмпиризма в 19 в. - Дж. Ст. Милль. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.
( греч . empeiria — опыт ) — направление в теории по знания , признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте н посредством опыта. Идеалистический Э. ( Беркли , Юм, Мах, Авенариус , Богданов, совр. логический эмпиризм и т. д.) ограничивает опыт совокупностью ощущений или представлений, отрицая, что в основе опыта лежит объективный мир. Материалистический Э. (Ф. Бэкон , Гоббс , Локк , Французский материализм 18 в. ) считает, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешние мир. Однако осн. противоположность между Э. и рационализм ом состоит не в вопросе о происхождении или об источнике знания: нек-рые рационалисты согласны с тем, что в уме нет ничего , чего раньше не было бы в ощущениях. Гл. пункт разногласия в том. что Э. выводит всеобщий и необходимый характер знаний не из самого ума, а из опыта. Нек-рые эмпирики (напр., Гоббс, Юм) под влиянием рационализма пришли к выводу , что опыт не способен сообщать знанию необходимое и всеобщее значение . Ограниченность Э. состоит в метафизическом преувеличения роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роля и относительной самостоятельности мышления (см. также : Сенсуализм , Позитивизм ).