(лат.-я есть ) – жизненный принцип , основывающийся на противопоставлении частных, своекорыстных интересов личности интересам других людей, на стремлении удовлетворить свои потребности , желания за счет общества . Человека можно считать эгоистом в том случае, если он, руководствуясь соображениями личной выгоды и пользы, живет только для себя , оставаясь безучастным к судьбам других. Эгоизм проявляется в себялюбии, равнодушном отношении к окружающим, в пренебрежении их интересами, во взгляде на другого человека как на средство для достижения личных целей. Эгоизм находит свое законченное выражение в эгоцентризме , утверждающем абсолютное превосходство «я» над другими. «Мое дело , Моя цель – это Я Сам... Для меня нет ни чего выше» (М. Штирнер ). Как моральное качество эгоизм коренится в условиях жизни людей, а также зависит от уровня культуры, образования, воспитания человека. Эгоизм может иметь семейный , этнический , экономический , групповой , государственный , религиозный , национальный , классовый (и др. формы) характер ; он отражает стремление той или иной общности людей или отдельного человека удовлетворять свои потребности за счет других, в ущерб им. Преодоление эгоизма возможно в процессе гуманизации общественных отношений, нахождения компромисса между различными несовпадающими интересами людей на основе высшего закона мудрости «Делай другим то, чего желаешь себе» ( Конфуций ).
(лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека , связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без Э.? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?" - писал в свое время Федоров. Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью ( эвдемонизм ), наслаждению и удовольствию ( гедонизм ); либо из потребности получить общественное признание ( утилитаризм и прагматизм ); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремление м к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. Шопенгауэр называл Э. реальной пруж иной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себя любие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью , " гуманностью ". В этике Чернышевского " разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид . Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и само выражение . " Моралисты говорят об Э., как о дурной привычке, не Спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желания х Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма , корыстолюбие , равнодушие и пренебрежение к другим людям, Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека, моральное качество Э. должно быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием . Н.Г. Севостьянова
- преобладание в человеке интереса к себе, к собственным чувствам , качествам, потребностям, интересам; преувеличенное мнение о себе, самовлюбленность. Лев Толстой предложил критерий для определения степени эгоистичности человека: достоинство человека , его значительность, социально -- нравственные качества определяются велич иной дроби, в числителе которой - то, что люди думают о человеке, в знаменателе - то, что он сам думает о себе и как себя оценивает.
(лат. ego - я) - жизненный принцип и моральное качество , характер изующие человека ,, с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением, индивидуализма . Как моральное качество в истории нравственного сознания человека Э. обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл . Как распространенное общественное явление Э. возникает вместе с частной собственностью в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Особое значение он приобретает в буржуазном об-ве, когда частнособственнические отношения достигают наивысшего развития. Для капиталиста частное предпринимательство , подчиненное сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе Э., а, с др. стороны, представляет свое накопительство как благодеяние , оказываемое им об-ву. На этой почве возникают даже этические теории о полезности Э. ( Эгоизма теории ). Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса , но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. По своему существу принцип Э. глубоко антигуманистичен, ибо практически означает равнодушие к окружающий людям и пренебрежение их интересами. В отдельные периоды исторического развития принцип Э., играл относительно прогрессивную роль . Так, начиная с эпохи Возрождения и до победы капиталистических отношений проповедь в литературе, искусстве и философии Э. как любви к себе и права каждого на счастье ( Эвдемонизм , Гедонизм ) сыграла определенную роль в освобождении умов людей от средневеково-религиозных представлений о «бренности» и «низменности» земной жизни, в признании достоинства отдельной личности, в осознании людьми своих интересов и законности стремления каждого к счастью. С утверждением же капитализма с предпринимательской деятельности был сорван ореол « промысла счастья», она обнажила свою бесчеловечную природу, уродующую отношения между людьми; С этого момента проповедь Э. и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер . Коммунистическая нравственность противопоставляет Э. принцип коллективизма , предпочтение общественных интересов личным, заботу о людях, товарищескую взаимопомощь . В социалистическом об-ве Э. становится пережитком прошлого, постепенно преодолеваемым в процессе формирования коммунистических отношений. Социальные причины Э. окончательно будут устранены с полным удовлетворением материальных и духовных потребностей всех членов об-ва, с развитием коммунистической сознательности, когда отпадет необходимость в распределении жизненных благ по труду . Преодолению Э. в значительной мере способствует создание атмосферы непримиримости ко всем его проявлениям.
(от лат. ego - Я) - себя любие; поведение , которое целиком определяется мыслью о собственном Я, собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам др. людей. Эгоизм является прежде всего порождением природного инстинкта самосохранения; с точки зрения этики необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, необходим для исполнения морального долга , состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других. См. также Альтруизм , Любовь к ближнему , Гоббс, Смит, Штирнер .
(лат. ego—я) — жизненный принцип и моральное качество , характер изующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами об-ва и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма . Э. наиболее характерен для частнособственнических отношений. Как моральное качество Э. в истории нравственного сознания человечества обычно оценивался отрицательно, хотя в период борьбы с сословно-иерархической организацией феодального об-ва он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью. С утверждением капиталистических отношении теории, проповедующие Э., приобрели явную антисоциальную направленность ( Штирнер ), а затем и реакционный смысл (Ницше), сознательная же приверженность Э. как псевдонравственному принципу вырождалась в аморализм . Э. противопоставляются принципы коллективизма и сознательного служения людям, об-ву.