Что такое Духовность? Значение слова Духовность в философском словаре

1) Духовность - - 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека . В прямом, т. е. религиозно-философском, смысле Д. есть: а) состояние духовного; из одного только духа составленное, б) относимое к духовному ведомству (духовенство, духовное учебное заведение), в) присутствие Духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким-либо "внешним" духом (положенность в духе, сдержанность духом); существенное свойство души быть образом (эйдосом, зеркалом ) Духа Божьего. Соответственно, бездуховность есть прежде всего покинутость человека Богом, разрыв связи души с духом, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки (плоти) и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм . В переносном, светски-материалистическом, смысле Д. чаще всего трактуют как тягу людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. В этом случае понятия духа и души обычно берут не в их собственных традиционных значениях, а искаженно - как некие синонимы общественного и индивидуального сознания (либо интеллекта или поведения); далее к ним применяется перевернутая религиозная формула: вместо описания Д как присутствия в душе человека Духа Божьего о Д. говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям. Например, теория деятельности объясняет наполнение сознания индивида общественным разумом идеей поэтапного свертывания базовых схем действия в процессах оперирования с вещами и положения этих схем во внутренний мир человека в форме интериоризованных социальных норм. Согласно Библии, души животных созданы Богом из преображаемой воды и земли (Быт., 1:20, 24); им никогда не бывает свойственна Д., хотя по завершении своего формирования эти души утратили статус материальности. Человеческая же душа сотворена принципиально иным способом - "вдухновением Божьим" (Быт., 2·7): человек создан по образу и подобию Бога, и Дух Божий может жить в нас, как в храме (I Кор., 3:16), одухотворяя нашу душу. Существуют две религиозно-философские оценки Д. - восхищенно-положительная и критико-аналитическая Первая оценка основана на понимании Д. только как благодати, дара Св. Духа; о случаях же овладения душами злыми духами предпочитают говорить как об одержимости бесами, которых надо изгонять. Однако иерархия духов не исчерпывается Св. Духом и бесами, религиозная пневматология повествует также о множестве служебных духов, добрых или злых (духах стихий, ангелах, архангелах), которые способны вступать в контакт с людьми. Критико-аналитическая оценка Д исходит из дефиниции Д. как пребывания в душе духа любого рода и из суждения, что духовность духовности рознь Не всякий дух заслуживает полного доверия и выражает подлинную Полноту Бытия (Бог "и в ангелах Своих усматривает недостатки" (Иов, 4:18). Поэтому Д. бывает истинной, квазиистинной и ложной, доброй , нейтральной или злой. С этой т. зр., неправомерно восхищаться "духовностью вообще", оценивая ее исключительно положительно. Лучше быть бездуховным, нежели злодуховным, т е. одержимым злым духом. Об этом следует помнить, когда речь заходит о Д. людей, нации, искусства, науки и любых иных отраслей культуры. По учению ап. Павла, истинная Д. сопряжена с внутренним познанием тех миров и горизонтов бытия, которые сокрыты от внешних органов чувств; она дает человеку мистическую способность прямо усматривать - внутренним оком, интуитивно - суть вещей и беспристрастно оценивать совестью собственные намерения и поступки. Д. В. Пивоваров

2) Духовность - - способность человека понимать других людей и проникаться к ним сочувствием . Как правило , духовность смешивают с религиозностью , не имеющей к духовности ни малейшего отношения . Духовность смешивают с религиозностью, не имеющей к духовности ни малейшего отношения.  

3) Духовность - главное условие нравственного возрождения людей. По мнению составителя словаря, позитивная духовность связана с ориентацией человека на высшие общечеловеческие ценности : любовь , доброту, сострадание , милосердие…, укоренение их в своей повседневной жизни. Одним словом - это Человечность , стремление делать другим то, чего ты желаешь себе. Сущностью духовности, главный Путь к ней будет даналык , - мудрость человека.

4) Духовность - 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность, наполненность духом творчества; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека . В богословском смысле духовность есть пребывание того или иного духа в человеческой душе, связь души с духом; бездуховность отсутствие духа в душе, прерывание связи души с духом. С материалистической точки зрения, духовность есть интериоризация сознанием индивида высших общественных ценностей моральных, эстетических, научных и др.

Духовность

- 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность ; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духов ных способностей человек а . В прямо м, т. е. религиозно-философском, смысле Д. есть : а) состояние духовного; из одного только духа составленное, б) относимое к духовному ведомству ( духовенство , духовное учебное заведение ), в) присутствие Духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким- либо "внешним" духом (положенность в духе, сдержанность духом); существенное свойство души быть образом (эйдосом, зеркалом ) Духа Божьего. Соответственно, бездуховность есть прежде всего покинутость человека Богом, разрыв связи души с духом, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки (плоти) и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм . В переносном, светски-материалистическом, смысле Д. чаще всего трактуют как тягу людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. В этом случае понятия духа и души обычно берут не в их собственных традиционных значениях, а искаженно - как некие синонимы общественного и индивидуального сознания (либо интеллекта или поведения); далее к ним применяется перевернутая религиозная формула : вместо описания Д как присутствия в душе человека Духа Божьего о Д. говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям. Например , теория деятельности объясняет наполнение сознания индивида общественным разумом идеей поэтапного свертывания базовых схем действия в процессах оперирования с вещами и положения этих схем во внутренний мир человека в форме интериоризованных социальных норм. Согласно Библии, души животных созданы Богом из преображаемой воды и земли (Быт., 1:20, 24); им ни когда не бывает свойственна Д., хотя по завершении своего формирования эти души утратили статус материальности. Человеческая же душа сотворена принципиально иным способом - "вдухновением Божьим" (Быт., 2·7): человек создан по образу и подобию Бога, и Дух Божий может жить в нас, как в храме (I Кор., 3:16), одухотворяя нашу душу. Существуют две религиозно-философские оценки Д. - восхищенно-положительная и критико-аналитическая Первая оценка основана на понимании Д. только как благодати, дара Св. Духа; о случаях же овладения душами злыми духами предпочитают говорить как об одержимости бесами, которых надо изгонять . Однако иерархия духов не исчерпывается Св. Духом и бесами, религиозная пневматология повествует также о множестве служебных духов, добрых или злых (духах стихий, ангелах, архангелах), которые способны вступать в контакт с людьми. Критико-аналитическая оценка Д исходит из дефиниции Д. как пребывания в душе духа любого рода и из суждения, что духовность духовности рознь Не всякий дух заслуживает полного доверия и выражает подлинную Полноту Бытия (Бог "и в ангелах Своих усматривает недостатки" (Иов, 4:18). Поэтому Д. бывает истинной, квазиистинной и ложной, доброй , нейтральной или злой . С этой т. зр., неправомерно восхищаться "духовностью вообще", оценивая ее исключительно положительно . Лучше быть бездуховным, нежели злодуховным, т е. одержимым злым духом. Об этом следует помнить , когда речь заходит о Д. людей, нации, искусства, науки и любых иных отраслей культуры. По учению ап. Павла, истинная Д. сопряжена с внутренним познанием тех миров и горизонтов бытия, которые сокрыты от внешних органов чувств; она дает человеку мистическую способность прямо усматривать - внутренним оком, интуитивно - суть вещей и беспристрастно оценивать совестью собственные намерения и поступки. Д. В. Пивоваров

- способность человек а понимать других людей и проникаться к ним сочувствием . Как правило , духовность смешивают с религиозностью , не имеющей к духовности ни малейшего отношения . Духов ность смешивают с религиозностью, не имеющей к духовности ни малейшего отношения.  

главное условие нравственного возрождения людей. По мнению составителя словаря, позитивная духов ность связана с ориентацией человек а на высшие общечеловеческие ценности : любовь , доброту, сострадание , милосердие…, укоренение их в своей повседневной жизни. Одним словом - это Человечность , стремление делать другим то, чего ты желаешь себе. Сущностью духовности, главный Путь к ней будет даналык , - мудрость человека.

1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность , наполненность духом творчества; 3) процесс гармоничного развития духов ных способностей человек а . В богословском смысле духовность есть пребывание того или иного духа в человеческой душе, связь души с духом; бездуховность отсутствие духа в душе, прерывание связи души с духом. С материалистической точки зрения, духовность есть интериоризация сознанием индивида высших общественных ценностей моральных, эстетических, научных и др.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Духовность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Диалектика - дословно [1] искусство вести беседу, рассуждать; более ...
  • Деньги - по [10] особый товар выполняющий роль всеобщего ...
  • Демография - наука о закономерностях роста и падения населения ...
  • Демагогия - сознательный обман народа ; следует отличать демагогию ...
  • Декларация - заявление. Как всякое заявление является самодостаточной и ...
  • Действие - вид связи вещей, заключающееся в изменении состояния ...
  • Движение - по [1] способ существования материи, неотъемлемое ее ...
  • Деструкция - одно из центральных понятий фундаментальной онтологии М. ...
  • Дедукция - (от лат. deductio выведение) логический вывод ...
  • Дар - перевод основополагающего термина философии позднего Хайдеггера Es ...
  • Дао - (кит. Путь Судьба Первопорядок, Учение Единое ) ...
  • Душа - (греч. psyche лат. anima) в религиозной философии ...
  • Долг - в этике: поступок который надлежит совершить в ...
  • Диастаз - (греч. diastasis отделение) в протестантской мысли: ...
  • Мудрый - основанный на добре и истине; праведный, соединяющий ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари