Что такое Докса? Значение слова Докса в философском словаре

Докса - От древнегреч. — «общепринятое мнение , представление ». Термин Р. Барта, восходящий к Аристотелю, часть его теоретической рефлексии об «эстетическом правдоподобии» как о внешне бессмысленном описании, загроможденном бесполезными деталями быта, где трактовка правдоподобного совпадает с точкой зрения «традиционной риторики», утверждавшей, что правдоподобное — это то, что соответствует общественному мнению —доксе (doxa)». «Барт, — считает Майкл Мориарти, — следует за Аристотелем вплоть до того, что принимает его различие между теми областями, где возможно знание (научное — И. И.) и теми сферами, где неизбежно господствует мнение, такими как закон и политика » (Moriarty:1991, c. III). Здесь действует не строгое доказательство , а «лишь фактор убеждения аудитории. Убеждение основывается не на научной истине, а на правдоподобии: правдоподобное — это просто то, что публика считает истинным. И научный и риторический дискурс прибегают к доказательствам: но если доказательства первого основаны на аксиомах , и, следовательно, достоверны, то доказательства последнего исходят из общих допущений и, таким образом, они не более чем правдоподобны. И это понятие правдоподобного переносится из жизни на литературу и становится основанием суждений здравого смысла о характерах и сюжетах как о «жизнеподобных» или наоборот» (там же). Барт (считает Мориарти) вносит свою трактовку в эту проблему: «Он не столько принимает авторитет правдоподобия как оправданного в определенных сферах , сколько просто возмущен им. «Правдоподобные» истории (основанные на общепринятых, фактически литературных по своему происхождению, психологических категориях ) оказываются исходным материалом для юридических приговоров: докса приговаривает Доминичи к смерти» (там же, с. 111). Барт неоднократно возвращался к делу Гастона Доминичи, приговоренного к смертной казни за убийство в 1955 г., подробно им проанализированному в эссе «Доминичи, или Триумф Литературы» (Barthes:1957, с. 50-53). Как пылко Барт боролся с концепцией правдоподобия еще в 1955 г., т. е. фактически в свой доструктуралистский период, можно ощутить по страстности его инвективы в другой статье , « Литература и Мину Друэ»: «Это — еще один пример иллюзорности той полицейской науки, которая столь рьяно проявила себя в деле старика Доминичи: целиком и полностью опираясь на тиранию правдоподобия, она вырабатывает нечто вроде замкнутой в самой себе истины, старательно отмежевывающейся как от реального обвиняемого, так и от реальной проблемы; любое расследование подобного рода заключается в том, чтобы все свести к постулатам, которые мы сами же и выдвинули: для того, чтобы быть признанным виновным, старику Доминичи нужно было подойти под тот «психологический» образ , который заранее имелся у генерального прокурора, совместиться, словно по волшебству, с тем представлением о преступнике, которое было у заседателей, превратиться в козла отпущения, ибо правдоподобие есть не что иное, как готовность обвиняемого походить на собственных судей» (цит. по переводу Г. Косикова, Барт: 1989, с. 48-49). «Докса вбирает в себя все негативные ценности , принадлежащие понятию мифа. То, что масса людей считает истинным, не просто является «истиной», принятой лишь в определенных сферах деятельности, включая литературу: это то, во что буржуазия хочет заставить нас поверить и то, во что мелкая буржуазия хочет верить, и во что рабочему классу остается лишь поверить» (Moriarty:1991, с. 111). Как тут не вспомнить, как презрительно характеризовал доксу Барт в своей книге «Ролан Барт о Ролане Барте» (1975): «Докса» — это общественное Мнение , Дух большинства, мелкобуржуазный Консенсус , Голос Естества, Насилие Предрассудка» (Barthes:1975, с. 51).  

Докса

От древнегреч. — «общепринятое мнение , представление ». Термин Р. Барт а, восходящий к Аристотелю, часть его теоретической рефлексии об «эстетическом правдоподобии» как о внешне бессмысленном описании, загроможденном бесполезными деталями быта, где трактовка правдоподобного совпадает с точкой зрения «традиционной риторики», утверждавшей, что правдоподобное — это то, что соответствует общественному мнению —доксе (doxa)». «Барт, — считает Майкл Мориарти, — следует за Аристотелем вплоть до того , что принимает его различие между теми областями, где воз можно знание (научное — И. И.) и теми сферами, где неизбежно господствует мнение, такими как закон и политика » (Moriarty:1991, c. III). Здесь действует не строгое доказательство , а « лишь фактор убеждения аудитории. Убеждение основывается не на научной истине, а на правдоподобии: правдоподобное — это просто то, что публика считает истинным. И научный и риторический дискурс прибегают к доказательства м: но если доказательства первого основаны на аксиомах , и, следовательно , достоверны, то доказательства последнего исходят из общих допущений и, таким образ ом, они не более чем правдоподобны. И это понятие правдоподобного переносится из жизни на литературу и становится основанием суждений здравого смысла о характерах и сюжетах как о «жизнеподобных» или наоборот» (там же). Барт (считает Мориарти) вносит свою трактовку в эту проблему: «Он не столь ко принимает авторитет правдоподобия как оправданного в определенных сферах , сколько просто возмущен им. «Правдоподобные» истории (основанные на общепринятых, фактически литературных по своему происхождению, психологических категориях ) оказываются исходным материалом для юридических приговоров: докса приговаривает Доминичи к смерти» (там же, с. 111). Барт неоднократно возвращался к делу Гастона Доминичи, приговоренного к смертной казни за убийство в 1955 г., подробно им проанализированному в эссе «Доминичи, или Триумф Литературы» (Barthes:1957, с. 50-53). Как пылко Барт боролся с концепцией правдоподобия еще в 1955 г., т. е. фактически в свой доструктуралистский период , можно ощутить по страстности его инвективы в другой статье , « Литература и Мину Друэ»: «Это — еще один пример иллюзорности той полицейской науки , которая столь рьяно проявила себя в деле старика Доминичи: целиком и полностью опираясь на тиранию правдоподобия, она вырабатывает нечто вроде замкнутой в самой себе истины, старательно отмежевывающейся как от реального обвиняемого, так и от реальной проблемы; любое расследование подобного рода заключается в том, чтобы все свести к постулатам, которые мы сами же и выдвинули: для того, чтобы быть признанным виновным, старику Доминичи нужно было подойти под тот «психологический» образ , который заранее имелся у генерального прокурора, совместиться , словно по волшебству, с тем представлением о преступнике, которое было у заседателей, превратиться в козла отпущения, ибо правдоподобие есть не что иное, как готовность обвиняемого походить на собственных судей» (цит. по переводу Г. Косикова, Барт: 1989, с. 48-49). «Докса вбирает в себя все негативные ценности , принадлежащие понятию мифа. То, что масса людей считает истинным, не просто является «истиной», принятой лишь в определенных сферах деятельности, включая литературу: это то, во что буржуазия хочет заставить нас по верить и то, во что мелкая буржуазия хочет верить, и во что рабочему классу остается лишь поверить » (Moriarty:1991, с. 111). Как тут не вспомнить , как презрительно характеризовал доксу Барт в своей книге «Ролан Барт о Ролане Барте» (1975): «Докса» — это общественное Мнение , Дух большинства, мелкобуржуазный Консенсус , Голос Естества, Насилие Предрассудка» (Barthes:1975, с. 51).  

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Движение - понятие процессуального феномена охватывающего все типы изменений ...
  • Дао - (кит. Бог, слово логос путь ) ...
  • Душа - динамичный аспект внутреннего содержания самобытия (самобытия иноэнергийно ...
  • Дьявол - главный противник Бога, предводитель злых сил, враг человеческого ...
  • Духовность - 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность, наполненность духом творчества; ...
  • Доктрина - авторитетное учение признаваемое членами церкви как фундамент своей ...
  • Деноминация - промежуточная между церковью и сектой религиозная группа . ...
  • Долг - (греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ, ...
  • Добро - — в широком смысле слова, как благо означает, ...
  • Дискурс - (фр. discours, от лат. discursus — рассуждение довод) ...
  • Диалектика - (от греч. dialektike" (techne) — искусство вести беседу, ...
  • Десакрализация - — обесценивание сакральных (священных) образцов, религиозных представлений, мировоззренческих ...
  • Деидеологизация - — концепция согласно которой в современных обществах уменьшается ...
  • Дилемма - разновидность условноразделительного силлогизма в первой посылке которого ...
  • Ангарака - (Санскр.) Звезда Огня; планета Марс; потибетски Мигмар. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари