. 1. Формально, субъективное или псевдосредное ( например механически отмеренное) отстояние локального переживания, виденья, эмпирического события и т. п. в одном общем восприятии от локального переживания, виденья и т. п. в другом общем восприятии. Совершенно нелепо обыденное отнесение длительности к существованию предметов-потоков. Последние предстают только через образы . Длительность феноменологическая не может относиться к процессам, а интегративное бесструктурное ощущение , сопровождающее якобы внешние, отражаемые в прагматических фикциях процессы или процессы-потоки, описывается в категориях ДЛЕННОСТИ. 2. Метрическое или метрико-мнестическое (задействована долговременная память ) интегративное ощущение. Содержит простую интенцию компараций образов или переживаний. Абсолютная длительность, предполагает сверхвосприятие и восстановление смежных субъективностей. Такая длительность фактически сводится к факторам, производным от степени и характера структурности. Бергсоновская длительность - одна из псевдосредных длительностей. Бергсоновское оживление бухгалтерской мертвизны расположено где-то между Ницше и Хайдеггером (типичное привнесение значений). Время вещей - философский нонсенс . Длительность вещей касается чисто прагматических квазирациональных выделенностей. Даже если бы некий естественнонаучный натуральный мир существовал, то в нем действовало бы положение : "Нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку".
понятие , которое, после Бергсона, обычно противопоставляется времени: пережитая длительность – это живой опыт времени, тогда как измеренное или математическое время является абстракцией. Длительность – психологическая и субъективная реальность : это время ожидания и нетерпения, когда один час у разных индивидов может быть долгим или коротким; тогда как с точки зрения объективного времени один час всегда остается одним часом, идет ли речь о часе скуки или о часе радости.
- продолжение существования вещей во времени. Бергсон говорит о действительности, что она не имеет ни пространственного, ни количественного измерения, что она представляет собой "чистую длительность " и абсолютно отлична от времени и пространства. Длительность может быть воспринята не с помощью рассудка (который способен только расчленять, анализировать, измерять и считать), а с помощью интуиции. Понятие длительности, данное Бергсоном, было подхвачено Рильке и др. философами.