Что такое Дисциплина? Значение слова Дисциплина в философском словаре

1) Дисциплина - - возможность и способность производственного персонала, граждан придерживаться установившегося и признанного порядка, обеспечивающего воспроизводство общества. Основная проблема Д. заключается в том, что любое сформированное общество вплоть до государства возникает на основе некоторых исторически сложившихся форм отношений, личностной культуры, привычек, уверенности в естественности сложившегося возможно древнего порядка. Следовательно, проблема Д. выступает всегда как несоответствие новых требований старым, как беспрерывная попытка утвердить новые отношения , например, заводского производства, на основе и одновременно вопреки общинным, артельным. Проблема Д. на предприятии может приобрести форму конфликта требований, конфликта отношений, необходимых для функционирования предприятий, и порядков, требующих постоянных "душевных" контактов, выступающих в формах перекуров, чаепитий, выяснения отношений, бесконечных бесед, перемывания новой информации, связанной и не связанной с отношениями на производстве, и т. д., конфликта требований большого производства и традиций локальных групп. Тем самым сообщество постоянно работает над приспособлением новых явлений к своим исторически сложившимся отношениям, т. е. пытается следовать социокультурному закону на основе сложившегося порядка. Но это может тормозить формирование новых форм. Д. Чем сложнее производство , тем больше проблема Д. смещается в сферу способности достигнуть единой цели и не сводится к односторонней адаптации к внешнему порядку. В этой связи следует говорить о различных типах Д., смешивание которых (например, Д. научного труда и труда станочника) приводит лишь к росту дезорганизации. Проблема самоуправления на производстве и Д. тесно связаны, так как нельзя исключить того, что через самоуправление усиливается влияние типа Д. принципиально отличного от того, на котором основано это производство. Упадок Д. усиливается на седьмом этапе в результате выявления остаточного дискомфортного состояния, роста локализма , что стимулирует развитие определенных элементов общинной и артельной Д. Эта тенденция ярко проявилась в конце первого глобального периода, что привело к развалу государства. Особенно большое значение приобретает проблема гражданской и государственной Д. В обществе, где никогда не было исторических традиций гражданской ответственности за большое общество , попытки быстро внедрить демократию могут превратиться в мощный стимул активизации вечевого идеала , культивирования локального эгоизма в форме противостояния "естественности" локальных миров жизни большого общества. Рост способности постоянно искать меру разных форм Д., соответствующих минимизации дезорганизации - важнейшая задача общества.

2) Дисциплина - (лат. disciplina - обучение , воспитание ) - определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива и обязательное усвоение и выполнение людьми установленных норм (правовых, моральных, политических, эстетических), правил и т. д, а также способы , с помощью к-рых осуществляется этот порядок. Как средство общественного контроля над повседневным поведением людей, Д. отражает в себе господствующие в данном об-ве социальные (в первую очередь экономические) отношения и служит для их поддержания. Формы общественной Д. бывают самые разнообразные - от прямого государственного насилия до общественного мнения и личной сознательности людей. Различными формами (и средствами осуществления) Д. являются: обычаи, нравы , традиции , нормы, общественные привычки , вкусы, авторитет , к-рым пользуются государственные и общественные организации, отдельные общественные деятели, общественное воспитание людей (Воспитание нравственное, Коммунистическое воспитание ), различные формы убеждения и принуждения. Мораль в целом также является одной из форм общественной Д. Для каждой общественной формации характерно преобладание определенного типа Д. В первобытном об-ве господствовали стихийно складывающиеся привычки; здесь общая связь держалась силой привычки, традиции, уважением к старейшине рода. В рабовладельческом и феодальном об-вах большую роль играло прямое внеэкономическое принуждение. В капита диетическом об-ве преобладает экономическое принуждение, « дисциплина голода » Социалистическая Д., по словам В. И. Ленин это Д. «сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига и никакой власти, кроме власти их собственного объединения...» (т. 39, с. 17). Партийная Д. в коммунистической партии, основанная исключительно на общности убеждений коммунистов, - это, как ее определяет Ленин, « единство действий, свобода обсуждения и критики...» (т, 14, с. 125). Д. социалистического об-ва и коммунистической партии, поскольку она основывается на глубоких убеждениях людей, не приходит в конфликт с моральными требованиями, напротив, всегда может быть обоснована с помощью принципов коммунистической нравственности. В ходе строительства коммунизма в масштабах всего об-ва утверждается коммунистическая Д, к-рая со временем вытеснит государственно-правовые и экономические санкции, основываясь на силе общественного мнения и личной убежденности каждого. Этот процесс происходит вместе с развитием общественной сознательности трудящихся.

3) Дисциплина - (лат. disciplina обучение , воспитание ) - учебный предмет ; отрасль науки или нескольких наук.


Синонимы: объект, предмет

Дисциплина

- возможно сть и способность производственного персонала, граждан придерживаться установившегося и признанного порядка, обеспечивающего вос производство общества . Основная проблема Д. заключается в том, что любое сформированное общество вплоть до государства возникает на основе некоторых исторически сложившихся форм отношений, личностной культуры, привычек, уверенности в естественности сложившегося возможно древнего порядка. Следовательно , проблема Д. выступает всегда как несоответствие новых требований старым, как беспрерывная попытка утвердить новые отношения , например , заводского производства, на основе и одновременно вопреки общинным, артельным. Проблема Д. на предприятии может приобрести форму конфликта требований, конфликта отношений, необходимых для функционирования предприятий, и порядков, требующих постоянных "душевных" контактов, выступающих в формах перекуров, чаепитий, выяснения отношений, бесконечных бесед, перемывания новой информации, связанной и не связанной с отношениями на производстве, и т. д., конфликта требований большого производства и традиций локальных групп. Тем самым сообщество постоянно работает над приспособлением новых явлений к своим исторически сложившимся отношениям, т. е. пытается следовать социокультурному закону на основе сложившегося порядка. Но это может тормозить формирование новых форм. Д. Чем сложнее производство , тем больше проблема Д. смещается в сферу способности достигнуть единой цели и не сводится к односторонней адаптации к внешнему порядку. В этой связи следует говорить о различных типа х Д., смешивание которых (например, Д. научного труда и труда станочника) приводит лишь к росту дезорганизации. Проблема самоуправления на производстве и Д. тесно связаны, так как нельзя исключить того , что через самоуправление усиливается влияние типа Д. принципиально отличного от того, на котором основано это производство. Упадок Д. усиливается на седьмом этапе в результате выявления остаточного дискомфортного состояния, роста локализма , что стимул ирует развитие определенных элементов общинной и артельной Д. Эта тенденция ярко проявилась в конце первого глобального периода, что привело к развалу государства. Особенно большое значение приобретает проблема гражданской и государственной Д. В обществе, где никогда не было исторических традиций гражданской ответственности за большое общество , попытки быстро внедрить демократию могут превратиться в мощный стимул активизации вечевого идеала , культивирования локального эгоизма в форме противостояния "естественности" локальных миров жизни большого общества. Рост способности постоянно искать меру разных форм Д., соответствующих минимизации дезорганизации - важнейшая задача общества.

(лат. disciplina - обучение , воспитание ) - определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива и обязательное усвоение и выполнение людьми установленных норм (правовых, моральных, политических, эстетических), правил и т. д, а также способы , с помощью к-рых осуществляется этот порядок. Как средство общественного контроля над повседневным поведением людей, Д. отражает в себе господствующие в данном об-ве социальные (в первую очередь экономические) отношения и служит для их поддержания. Формы общественной Д. бывают самые разнообразные - от прямого государственного насилия до общественного мнения и личной сознательности людей. Различными формами (и средствами осуществления) Д. являются: обычаи, нравы , традиции , нормы, общественные привычки , вкусы, авторитет , к-рым пользуются государственные и общественные организации, отдельные общественные деятели, общественное воспитание людей (Воспитание нравственное, Коммунистическое воспитание ), различные формы убеждения и принуждения. Мораль в целом также является одной из форм общественной Д. Для каждой общественной формации характерно преобладание определенного типа Д. В первобытном об-ве господствовали стихийно складывающиеся привычки; здесь общая связь держалась силой привычки, традиции, уважением к старейшине рода. В рабовладельческом и феодальном об-вах большую роль играло прямое внеэкономическое принуждение. В капита диетическом об-ве преобладает экономическое принуждение, « дисциплина голода » Социалистическая Д., по словам В. И. Ленин это Д. «сознательных и объединенных работников, не знающих над собой никакого ига и никакой власти, кроме власти их собственного объединения...» (т. 39, с. 17). Партийная Д. в коммунистической партии, основанная исключительно на общности убеждений коммунистов, - это, как ее определяет Ленин, « единство действий, свобода обсуждения и критики...» (т, 14, с. 125). Д. социалистического об-ва и коммунистической партии, поскольку она основывается на глубоких убеждениях людей, не приходит в конфликт с моральными требованиями, напротив, всегда может быть обоснована с помощью принципов коммунистической нравственности. В ходе строительства коммунизма в масштабах всего об-ва утверждается коммунистическая Д, к-рая со временем вытеснит государственно-правовые и экономические санкции, основываясь на силе общественного мнения и личной убежденности каждого. Этот процесс происходит вместе с развитие м общественной сознательности трудящихся.

(лат. disciplina обучение , воспитание ) - учебный предмет ; отрасль науки или нескольких наук.

Значение слова Дисциплина в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Диспозитив - (франц. dispositif порядок расположение как " диспозиция ...
  • Диалогизм - направление в философии первой половины 20 в., ...
  • Диалектика - философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, ...
  • Деструкция - (Destruktion) одно из центральных понятий фундаментальной онтологии ...
  • Демиург - (греч. demiourgos "творящий для народа ", т.е. ...
  • Деизм - (лат. deus Бог) философская парадигма синтеза ...
  • Даосизм - учение о дао или "пути вещей". Как ...
  • Диалектика - I. Д. околофилософская дисциплина (не наука ), ...
  • Гуманизм - (лат. humanus — человечный) — система взглядов, выражающих ...
  • Господство - — институциональная форма проявления особого вида власти, связанная ...
  • Гомеомерия - (греч. homoiomereia — подобочастное, или то, что имеет ...
  • Гносеология - — см. Теория познания . ...
  • Гипостазирование - (греч. hypostasis— сущность, субстанция ). 1. В общем ...
  • Гештальтпсихология - (нем. Gestalt — форма целостность ) — идеалистическое ...
  • Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари