Что такое Деонтология? Значение слова Деонтология в философском словаре

1) Деонтология - (греч. deon - долгжное и logos - учение , слово ) - концепция , раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы , связанные с понятием долга . Термин и концепция Д. введен и разработан Вентамом. Вопрос об исходной роли долга в этической теории до сих пор не разрешен, хотя решение весьма актуально, поскольку оно детерминирует возможность адекватного видения роли целостного и деятельностного смыслового поля культуры в формировании личности. Радикализм социального насилия и самопожертвования в период французской (18 ст.) и российских революций показал, насколько пагубно может проявить себя отрицание нравственных ценностей. Теоретическое обоснование Д. предпринималось многими философскими и этическими традициями ( интуитивизм , феноменология , утилитаризм и др.). Непосредственная преемственность идей Бентама наиболее очевидна в работе Милля "Утилитаризм". Милль, как и Бентам, был сторонником построения общества на определенных принципах справедливого распределения богатств ( принцип счастья наибольшего числа людей). Принцип долженствования неявно присутствовал и в марксистской традиции , концентрирующей внимание на революционных преобразованиях общества. Оправданность последних обосновывалась предположением , что любая система ценностей исторична и служит интересам отдельных социальных групп. В борьбе, связываемой с достижением основной цели - коммунизма , массовое самопожертвование трактовалось как высшая форма долга и особым образом переживаемое удовлетворение, усиливаемое общественным мнением или же оценкой круга людей, разделяющих подобный образ жизни (профессиональные революционеры) и т.п. Долженствование как действие в этих условиях заменило вечные ценности в отношении человеческой жизни, которая практически превратилась в средство воплощения идеологизированного общественного долга. Д. использует определенный понятийный аппарат. В числе основных и требующих истолкования - понятия долга, удовольствия, практического интереса , самопожертвования и т.п. Как концепция, Д. разрабатывает " идеальный тип " долга, в той или иной степени соотнесенный с реально присутствующим в культуре феноменом долженствования и долга. А.И. Лойко

2) Деонтология - (греч. оеоп - должное и logos - учение ; наука о должном) - раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний) Термин впервые был введен Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Однако впоследствии Д. стали отличать от аксиологии-учения о добре и зле. Одной из особенностей морального сознания как специфической формы общественного сознания является то, что оно отражает объективную социальную необходимость , потребности людей, об-ва, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той т. зр., насколько они оправданы в силу своего нравственного достоинства. Из представления о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах , заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - Д. Одним из важнейших вопросов теории морали, к-рый так и не смогла решить домарксистская этика , является проблема соотношения Д. и аксиологии, в частности вопрос о соотношении двух осн. категорий этики - долга и добра. С данной трудностью столкнулся уже Кант. С одной стороны, он признает, что понятие долга должно основываться на понятии добра (долг состоит в том, чтобы совершать добро ), но, с др. стороны, он определяет добро через долг (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Невозможность для всей немарксистской этики разрешить проблему соотношения этих категорий объясняется тем, что она, как правило , противопоставляет друг другу два вида нравственности - добродеяние и исполнение долга, внутреннее стремление к добру и добродетели и внешнее подчинение моральному закону . Это противопоставление в разных вариантах можно обнаружить и в совр. буржуазных этических учениях (Ницше, Бергсон, П. Ноуэлл-Смит и др.). В конечном итоге отсюда проистекает характерное для буржуазной этики (особенно для деонтологического интуитивизма ) представление о противоположности двух областей теории морали - Д. и аксиологии. В коммунистической нравственности не существует противоречия между выполнением долга и осуществлением добра, поскольку ее требования исходят, в конечном счете из социально-исторической потребности прогрессивного развития об-ва и человечества, отражают действительные интересы людей. С т. зр. коммунистической морали долг человека в конечном итоге основывается на требовании осуществлять то, что является благом для людей. С др. стороны, в своем служении об-ву и человеку каждый должен не просто исходить из своего собственного понимания добра, а основываться на тех нормах и принципах, к-рые выработало коллективное сознание об-ва. Поэтому моральным добром является то, что отвечает предписаниям морали (должному). В коммунистической нравственности решается также и др. проблема, к-рая вызывала противопоставление должного и добра, - вопрос о соотношении личности и об-ва ( Личность и коллектив , Самодеятельность и творчество , Человек и общество ).

3) Деонтология - (от греч. deontos должное и logos - учение ) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ, философом Иеремией Бентамом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом (" Деонтология , или Наука о морали" - "Deontology or the science of morality", vol. 1 - 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о моральных ценностях. Деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого нравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях.

4) Деонтология - (греч. deon — долг и logos — учение , слово ) — раздел этической теории, в к-ром рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен Бентамом, к-рый употребил его для обозначения учения о морали в целом. Впоследствии Д. стали отличать от этической аксиологии — теории добра и зла, моральных ценностей вообще. Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем к-рого нравственность выражает требования социальных законов, в т. ч. потребностей об-ва и человека , принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принципах поведения, моральном и общественном идеале . Эти формы и их соотношение и изучает Д. В противоположность мн. теориям ( интуитивизм и др.), отрывающим сферу долженствования от ценности , марксистская этика устанавливает их тесную связь , рассматривая их как две стороны одного и того же морального отношения . Поэтому она считает Д. не особой теоретической дисциплиной или самостоятельной сферой этики, а лишь определенной областью этического исследования, обладающей нек-рыми специфическими задачами. В более узком смысле Д. называют профессиональную этику медиков, к-рая имеет целью повышение эффективности лечения с помощью приемов психотерапии, соблюдения врачебного этикета и т. п.

Деонтология

( греч . deon - долгжное и logos - учение , слово ) - концепция , раздел этической теории , в котором рассматриваются вопросы , связанные с понятием долга . Термин и концепция Д. введен и разработан Вентамом. Вопрос об исходной роли долга в этической теории до сих пор не разрешен, хотя решение весьма актуально, поскольку оно детерминирует возможность адекватного видения роли целостного и деятельностного смыслового поля культуры в формировании личности. Радикализм социального насилия и самопожертвования в период французской (18 ст.) и российских революций показал, насколько пагубно может проявить себя отрицание нравственных ценностей. Теоретическое обоснование Д. предпринималось многими философскими и этическими традициями ( интуитивизм , феноменология , утилитаризм и др.). Непосредственная преемственность идей Бентам а наиболее очевидна в работе Милля " Утилитаризм ". Милль , как и Бентам, был сторонником построения общества на определенных принципах справедливого распределения богатств ( принцип счастья наибольшего числа людей). Принцип долженствования неявно присутствовал и в марксистской традиции , концентрирующей внимание на революционных пре образ ованиях общества. Оправданность последних обосновывалась предположением , что любая система ценностей исторична и служит интересам отдельных социальных групп. В борьбе, связываемой с достижением основной цели - коммунизма , массовое самопожертвование трактовалось как высшая форма долга и особым образом переживаемое удовлетворение , усиливаемое общественным мнением или же оценкой круга людей, разделяющих подобный образ жизни (профессиональные революционеры) и т.п. Долженствование как действие в этих условиях заменило вечные ценности в отношении человеческой жизни, которая практически превратилась в средство воплощения идеологизированного общественного долга. Д. использует определенный понятийный аппарат . В числе основных и требующих истолкования - понятия долга, удовольствия, практического интереса , самопожертвования и т.п. Как концепция, Д. разрабатывает " идеальный тип " долга, в той или иной степени соотнесенный с реально присутствующим в культуре феноменом долженствования и долга. А.И. Лойко

( греч . оеоп - должное и logos - учение ; наука о должном) - раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний) Термин впервые был введен Бентам ом, к-рый употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Однако впоследствии Д. стали отличать от аксиологии-учения о добре и зле. Одной из особенностей морального сознания как специфической формы общественного сознания является то, что оно отражает объективную социальную необходимость , потребности людей, об-ва, исторического развития - в особой субъективной форме - в виде представления о должном (о том, что «должно быть»), устанавливая, насколько соответствует этому представлению фактически существующее. Моральное сознание оценивает жизненные явления с той т. зр., насколько они оправданы в силу своего нравственного достоинства. Из представления о должном складываются нравственные требования, представления о том, какие поступки люди должны совершать. Применительно к человеку эти требования выступают как его обязанности; последние в обобщенной форме правил, равно распространяющихся на всех, формулируются в моральных нормах , заповедях. Все эти этические категории и являются предметом изучения особого раздела этики - Д. Одним из важнейших вопрос ов теории морали, к-рый так и не смогла решить домарксистская этика , является проблема соотношения Д. и аксиологии, в частности вопрос о соотношении двух осн. категорий этики - долга и добра. С данной трудностью столкнулся уже Кант. С одной стороны, он признает, что понятие долга должно основываться на понятии добра (долг состоит в том, чтобы совершать добро ), но, с др. стороны, он определяет добро через долг (добро состоит в том, чтобы выполнять долг). Не возможность для всей немарксистской этики разрешить проблему соотношения этих категорий объясняется тем, что она, как правило , противопоставляет друг другу два вида нравственности - добродеяние и исполнение долга, внутреннее стремление к добру и добродетели и внешнее подчинение моральному закону . Это противопоставление в разных вариантах можно обнаружить и в совр. буржуазных этических учениях (Ницше, Бергсон, П. Ноуэлл-Смит и др.). В конечном итоге отсюда проистекает характерное для буржуазной этики (особенно для деонтологического интуитивизм а ) представление о противоположности двух областей теории морали - Д. и аксиологии. В коммунистической нравственности не существует противоречия между выполнением долга и осуществлением добра, поскольку ее требования исходят, в конечном счете из социально-исторической потребности прогрессивного развития об-ва и человечества, отражают действительные интересы людей. С т. зр. коммунистической морали долг человека в конечном итоге основывается на требовании осуществлять то, что является благом для людей. С др. стороны, в своем служении об-ву и человеку каждый должен не просто исходить из своего собственного понимания добра, а основываться на тех нормах и принцип ах, к-рые выработало коллективное сознание об-ва. Поэтому моральным добром является то, что отвечает предписаниям морали (должному). В коммунистической нравственности решается также и др. проблема, к-рая вызывала противопоставление должного и добра, - вопрос о соотношении личности и об-ва ( Личность и коллектив , Самодеятельность и творчество , Человек и общество ).

(от греч . deontos должное и logos - учение ) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований. Термин введен англ, философом Иеремией Бентам ом, который употреблял его для обозначения учения о нравственности в целом (" Деонтология , или Наука о морали" - "Deontology or the science of morality", vol. 1 - 2, 1834). Позже деонтологию стали отличать от аксиологии - учения о моральных ценностях. Деонтология изучает формы выражения долженствования, путем которого нравственность выражает требования социальных законов, принимает различные формы в частном поведении, общих нормах и требованиях.

( греч . deon — долг и logos — учение , слово ) — раздел этической теории , в к-ром рассматриваются проблемы долга, моральных требований и нормативов и вообще долженствования как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости. Термин введен Бентам ом, к-рый употребил его для обозначения учения о морали в целом. Впоследствии Д. стали отличать от этической аксиологии — теории добра и зла, моральных ценностей вообще. Долженствование (нечто должно быть осуществлено или совершено), путем к-рого нравственность выражает требования социальных законов, в т. ч. потребностей об-ва и человека , принимает различные формы в частном поведении, общей норме, обобщенных принцип ах поведения, моральном и общественном идеале . Эти формы и их соотношение и изучает Д. В противоположность мн. теориям ( интуитивизм и др.), отрывающим сферу долженствования от ценности , марксистская этика устанавливает их тесную связь , рассматривая их как две стороны одного и того же морального отношения . Поэтому она считает Д. не особой теоретической дисципл иной или самостоятельной сферой этики, а лишь определенной областью этического исследования, обладающей нек-рыми специфическими задачами. В более узком смысле Д. называют профессиональную этику медиков, к-рая имеет целью повышение эффективности лечения с помощью приемов психотерапии, соблюдения врачебного этикета и т. п.

Значение слова Деонтология в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Декор - система украшений сооружения (фасада, интерьера) или изделия. ...
  • Душа - (греч. psyche лат. anima): 1. В религии под ...
  • Другой - понятие философии 20 в., фиксирующее некоторый опыт ...
  • Долг - универсалия культуры, этическое и социальное понятие ; ...
  • Доказательство - обоснование истинности какоголибо положения. Д. (в логике) ...
  • Диффузионизм - направление в культурной антропологии, сформировавшееся на рубеже ...
  • Дискурс - (франц. discour речь ) в широком ...
  • Дао - (кит. Бог, слово логос путь ) ...
  • Душа - динамичный аспект внутреннего содержания самобытия (самобытия иноэнергийно ...
  • Дьявол - главный противник Бога, предводитель злых сил, враг человеческого ...
  • Духовность - 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность, наполненность духом творчества; ...
  • Доктрина - авторитетное учение признаваемое членами церкви как фундамент своей ...
  • Деноминация - промежуточная между церковью и сектой религиозная группа . ...
  • Двусмысленность - – экзистенциальная характеристика порождаемых толками и любопытством атмосферы, ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари