( греч . demiourgos - "творящий для на рода ", т.е. ремесленник , мастер- создатель ) - субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне-натурфилософских космогониях . В философский оборот термин "Д." был исходно введен в античной натурфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платон ом для интегрального обозначения идеальных сущностей, выступающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную матери ю начал: от "нуса" у Анаксагора и "ума" у Крития до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. В отличие от архаических мифологий и натурфилософии Востока, ориентированной на презумпцию спонтанности космогенеза, западная культурная традиция осмысливает становление космически оформленного мироздания не как самопроизвольный процесс , но как продукт целеполагающей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что если аграрная ориентация традиционных восточных обществ предполагала использование объективных результатов спонтанных процессов (см. древнекитайскую пословицу "не тяни, торопя, лук за перья"), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи , напротив , характерен культурный пафос активного преобразования (при строительстве дороги мастера не "обходили" гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки). Соответственно этом у в восточных культурах при осмыслении структуры дея- тельности акцент падает на объектно- предмет ную ее составляющую ( превращение предмета в продукт по законам природы), а в древнегреческой - на субъектную (целеполагающий субъект). (Это находит свое выражение даже в языковых структурах : в древнекитайском вэньянь основную функционально-семантическую оппозицию составляют имя и предикатив, т.е. предмет и изменение его свойств, в то время как в древнегреческом языке - имя и глагол , т.е. субъект и осуществляемое им действие .) В контексте характерной для классических когнитивных стратегий Запада апелляции к внешне й причине как финальной объяснительной презумпции оформляется установка на трактовку даже внешне спонтанных процессов посредством фигуры так называемого примысленного субъекта (см. Автор ), выступающего по отношению к космосу (см.) в качестве Д. В контексте античного гилеморфизма (см. Гилеморфизм ) Д. выступает одновременно и как субъект космотворения, понятый в качестве привносящего в гештальтирующую форму в сырьевой материал (техноморфная модель космогенеза - см. Античная философия ), и как творец мироздания, понятый в качестве "отца мира ", производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса ) по образу и подобию своему. (В последнем случае отчетливо обнаруживает себя унаследованный античной философией от мифа антропоморфный генетизм: например , Платон , выделяя в качестве необходимых компонентов креационного акта "то, что рождается, то, внутри чего совершается рождение , и то, по образу чего возрастает рождающееся", полагает, что "воспринимающее начало можно уподобить матери, образец - отцу, а - промежуточную природу - ребенку".) Исходная этимология понятия "Д." полностью сохранена в натурфилософском контексте: творение мира понимается как его оформление ( организация , космизация хаоса ), где наряду с действующим субъектом необходимым компонентом процесса выступает исходный преобразуемый материал (центральная для греческой философии оппозиция материи и формы). В противоположность этому , в контексте гностицизма Д. переосмысливается как создатель материи, т.е. отягощенного злом недуховного (и, следовательно , греховного) начала . В учении греко-израильского мыслителя Филона Александрийского (28/21 до н.э. - 41/49), выступающем в качестве промежуточной стадии между язычеством и христианством , платоновское учение об идеях встречается с библейским теизмом, задавая тенденцию переосмысления полуметафорического демиургоса-ремесленника античной философии в Д.-Творца. Теистически артикулированный Д. принцип иально отличается от натурфилософского демиургоса: во-первых , он творит мир из ничего , не нуждаясь для осуществления креационного акта в каком бы то ни было исходном субстрате , и, во-вторых , творение, в отличие от подчиненного определенным закономерностям - типа гераклитовского " логоса " - космоса реализуется как абсолютно свободный процесс вне какой бы то ни было внешней детерминации ( вплоть до отказ а схоластики от идеи творения "по разуму Божьему": согласно позиции Иоанна Дунса Скота , Господь творит мир "по воле своей", т.е. вне каких бы то ни было ограничений со стороны рациональных правил Разума). Тождество сущности и существования в этом контексте признается лишь за Богом, в тварном же мире сущность предшествует существованию (в разуме Творца) и даруется свыше ( принцип " экземпляризма сотворенного" у Августина). Презумпция Д. как финального объяснительного принципа входит в фундаментальные основания культуры западного канона , задавая интенцию на понимание детерминизма в качестве внешней принудительной каузальности: наглядным примером этого может служить концептуальная матрица деизма как позволяющая сохранить презумпцию Д. в контексте атеистически ориентированного мировоззрения. Лишь в контексте неклассической и постклассической европейской культуры оформляется вектор отказа от зафиксированной в фигуре Д. имплицитной презумпции принудительной каузальности (и, соответственно , проясненности предельных основ и принципов мироздания посредством указания на Д. как его исходную "причину"): концепция "смерти Бога" в протестантском модернизме , основанная на том постулате , что человечество достигло своего рода "совершеннолетия", позволяющего ему отказаться от фигуры Д. как эвфемической замены признания непознанности исходных принципов бытия (Д.Бонхеффер); концепция "смерти Бога" в современной философии постмодернизма как фундированная новым, нелинейным, понимание детерминизма, предполагающим радикальный отказ от презумпции внешней каузальности (см. " Смерть Бога ", Неодетерминизм ).
( греч . - творец , создатель ) - филос.-теологич. категория , восходящая к Платон у , у к-рого Д. - бог, создающий мир из извечно существующего хаоса , в отличие от христ. бога, творящего мир из ни чего . У гностиков Д. - творец матери ал ьного мира с его злом и греховностью. В христ. богословии и объективно-идеалистич. философии Д. - идеальное перво начало , творящее мир.
- [гр.demiurgos] - 1) в древней Греции первоначально - свободный ремесленник , мастер , художник ; позднее - высшее правительственное лицо в дорических государствах; 2) в идеалистической философии Платон а - божество как творец мира ; 3)созидательная сила , творец [12]. Интересна эволюция термин а , связанная, вероятно, с изменение м распределения функций людей в процесс е исторического развития общества.
( Греч .) Демиург или Строитель; Божественная Сила , которая построила вселенную. От этого слова происходит фраза "Высший Архитектор" франкмасонов. У оккультистов это есть третий проявленный Логос , или "второй бог" Платон а , - второй логос представлен им как "Отец", единственное Божество, которое он, как Посвященный в Мистерии , осмелился упомянуть.
( греч . demiurgos - изготавливающий вещи , работник, творец ) - у древних греков - свободный ремесленник ; в древнегреческой мифологии - Бог, создающий мир не из "ни чего " (как в иудаизме и христианстве), а из хаоса , существующего извечно; у гностиков - творец матери ал ьного мира с его злом и греховностью; в идеалистической философии - сознание , дух, идеальное перво начало , творящее мир; в религиозных представлениях - Бог как "творец мира". В философский лексикон термин Д. введен Платон ом. Д. у него это "отец и творец Вселенной" из совечной ему материи. Материя и первообраз не зависят от Д. К тому же Д. не всесилен. Аристотель фактически игнорирует такого Д. и употребляет этот термин в его первоначальном значении - ремесленник, мастер. Исключением является лишь его ранний диалог "О философии". В позднейшем платонизме функции Д., непосредственно контактирующего с материей в акте творения, перекладываются на вторичного бога - посредника. У Филона Александрийского Д. отождествляется с Логосом. Нумений отождествляет Д. с умом (нусом), называя, его "вторым богом". ("Ум породил другой ум - Д."). Приверженцы радикального дуализма в гностицизме , приписывая материи абсолютно е зло, перен если это и на Д. В результате у них некогда "благий" платоновский Д. превращается в источник мирового зла. Идея "злого Д." была объектом полемики Плотина с гностиками. В современной философии термин Д. употребляется чаще всего в значении созидателя идеального перво начала , творящего мир. (См. также: Античная философия (раздел "Техноморфная модель космического процесс а "). А.А. Круглов
( греч . "demiourgoz") - " творец ", " создатель ", " ремесленник ", "работник", "производитель". Термин в греческой традиции обозначал творящее Перво начало . Гностики придали этом у понятию ярко выраженную отрицательную нагрузку, которой изначально не было .
( греч . demiurgos - свободно занимающийся общественным ремеслом) - у Платон а обозначение Бога как создателя мира из извечно существующего первобытного хаоса , или первовещества; противоположность христ. Богу, который создает мир из ни чего .
( греч . demiurgos, дословно — мастер, ремесленник , в переносном смысле — создатель , творец ) — в идеалистической философии Платон а и в учениях неоплатоников — творец мира , создатель вселенной; одно из определений божества.