- религия в Др. Индии , явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведич. религии в период становления раннего рабовладения. В св. лит-ру Б. входят Веды и обширные к ним комментарии ( брахманы , арнья-ки, Упанишады ). Б. давал религ. обоснование делению общества на верны, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Б. считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхар-мы своей варны , соблюдение предписываемых данной варне обрядов . Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конечном счете — к слиянию с высш. абсолютом — богом-творцом Брах-мой. ибо все живые существа лишь его частицы . Нарушение же требований дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В Б. сохранилась вера в осн. богов ведич. религии, хотя нек-рые их функции изменились, отражая клас . расслоение общества.
( учение брахманов, священников) - господствующая религия в Индии , выступающая в настоящее время в форме индуизма ; в своих догмах эта религия восходит к ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм , пантеизм и даже атеизм . Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм (см. Эволюция ): мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества ( пракрити ) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта , санхья и йога , вайшешика и ньяя (см. Индийская философия ). Однако, несмотря на осн. требование брахманизма - соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, - для него характерна терпимость по отношению к др. политическим и теоретическим убеждениям.