Что такое Бюрократия? Значение слова Бюрократия в философском словаре

1) Бюрократия - - особая форма деятельности людей, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов и социальных групп. Б. использует многомерность человеческой деятельности, она "спрямляет" эту деятельность до прямых и жестких зависимостей, а "затененные" ее структуры использует в качестве источника своей власти и привилегий. Так, например, выполняя функцию распределения каких-то жизненных средств, Б. присваивает себе возможность распоряжаться ими, а стало быть, и чужой деятельностью. В. Е. Кемеров

2) Бюрократия - (франц.-бюро, стол канцелярский и власть ): власть стола, управленческой должности. Тип управления, основанного не на избрании и участии граждан, а на назначении специально подбираемых чиновников и организованного по принципу иерархии и строгого подчинения всех звеньев управления центральному. Образуется могущественный слой чиновников-управленцев, полагающих себя главной силой в государстве. Этот тип характерен как для государства, так и для различных организаций общества. Как специализированная корпорация профессиональных чиновников бюрократия возникает с появлением государства и складывается уже в рамках древневосточных деспотий. Теория бюрократии разработана немецким социологом М. Вебером, видевшим в ней естественную и необходимую форму всякой социальной организации, которая появляется в силу объективной потребности в специализации управления, в рационализации деятельности коллективов и организаций. Однако требования компетентности, четкости, эффективности управления далеко не всегда воплощаются в деятельности бюрократического аппарата. Гораздо чаще ее отличают рутинность и неповоротливость, формализм и безразличие к людям, безответственность и не оперативность. Отрываясь от основной массы народа , бюрократический аппарат нередко становится орудием угнетения и подавления. Этим объясняется негативный оттенок понятия «бюрократия» в обыденном сознании людей. В СССР возникает особая тоталитарно-бюрократическая система .

3) Бюрократия - (фр. bureau — бюро, канцелярия, греч. kratos — власть ) — организация профессиональных государственных служащих для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Начиная с М. Вебера большинство исследователей Б. (М. Крозье, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет и др.) главное внимание уделяли изучению ее структуры и функций как рациональной системы управления обществом . Наиболее полно основные принципы рациональной бюрократической организации представлены в работах Вебера: Б. имеет иерархическую структуру; каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции; чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов; чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом; для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие; чиновник не владеет учреждением, в котором работает; чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем; смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций. Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда , профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью , гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика . Он должен управлять прежде всего беспристрастно ( данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы ”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio — “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела. Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик — бороться. Принятие решений, борьба и страсть — стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат. В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, неформальные моменты . Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления — иерархия , дисциплина , инструкции и пр. — превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных — иррациональными. Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “ общее благо ” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум , чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру... Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”. Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен , в котором ведущую роль играют инновационные изменения. В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает: разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях; организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений; анализ, обобщение , интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе- ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации; определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации. Современная Б. стремится держать под контролем наиболее важную сферу управления — информационную, чем и объясняется ее все возрастающее воздействие на развитие современного общества. О Вильсон Б. Государство . Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М., 1905; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Зверев А.Ф. Теория бюрократии от М. Вебера кЛ. фон Мизесу// Государство и право . 1992. № 1; Эрхард Л. Полвека размышлений. М., 1993; ВасиленкоИ.А. Административно-государственное управление в странах Запада : США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998; Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. New York, 1946; Headey B. The Civil Service as an Elite in Britain and Germany // Revue international des sciences administrative. 1972. Vol. 38. N 1. И.А. Василенко

4) Бюрократия - (фр. bureaucratie, буквально - господство канцелярии, от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч.: kratos - сила , власть , господство) - способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. - разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность . Бюрократическая рационализация управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером, выделившим признаки идеального типа бюрократических систем: эффективность , достигаемую через фиксированное четкое разделение обязанностей между членами организации; строгую иерархизацию власти по принципу "сверху вниз"; формализованную нормативную систему, обеспечивающую единообразие деятельности и стандартность (а также предсказуемость) схем принципиальных решений; обезличенность деятельности и нейтральность отношений между функционерами организации, в которой индивид выступает как частичная функция - носитель определенного должностного статуса. Все эти признаки необходимы для успешной работы любой организации и сами по себе еще не означают Б.Б. - это обязательное подавление инициативы нижестоящих уровней организации как условие усиления собственных позиций и самосохранения как социальной группы. В этом ракурсе Б. исследовалась как особым образом организованный социальный слой ("как бы класс ") и как носитель определенного "статусного сознания", обладающие специфической системой ценностей. В центре последней находится комплекс представлений о карьере как иерархическом перемещении в управленческо-властном социальном пространстве благодаря личным усилиям и комплекс представлений о корпоративном этосе , предполагающем самоотождествление служащего с организацией, его целей с общими целями организации как условий личностного успеха. Конечное основание подобной корпоративной культуры - ценность порядка как такового. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм , ориентация на выполнение нормативных формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б., как способ специализации и кооперации управленческого труда , - продукт многомерности человеческой деятельности. Б., как внутренний принцип организации отношений, "укорачивает" эту деятельность до непосредственных, жестких зависимостей, а затененные ее структуры использует в качестве источника собственной власти и привилегий. Узурпировав функции распределения первоочередных жизненных средств при социализме , Б. присвоила возможность распоряжаться не только ими (т.е. продуктами деятельности людей), но и самими жизнями граждан общества. Для описания такого положения вещей Г. Поповым был предложен термин "административно-командная система ". Б. стала трактоваться как такая ее историческая разновидность, которая не может быть рассмотрена только в рамках отношений власти и управления, но обязательно предполагает анализ отношений собственности. Последняя в данном случае формально фиксировалась как "общественная" или "общенародная", будучи выраженной через категорию "всеобщего". На уровне повседневной практики ото оборачивалось "ничейностью" собственности, что предоставляло Б. реальную возможность монополистически распоряжаться ею от лица общества как такового. Второй отличительной чертой бюрократического аппарата такого типа стала его максимальная идеологизированность в отличие от классической Б., что позволяло представить любое сопротивление системе как идейно-нравственное (а не только политическое и уголовное) преступление . Третья черта такой Б. - сращивание ее интересов (при всей ее выделенности и отделенности от остальных слоев общества) с нивелированным массовым интересом основной части населения по принципу "негативной дополнительности" - принятие обезличенных компромиссных правил игры внутри системы. Важные стороны этого процесса (в несколько иных терминах) также охарактеризовали Авторханов, Джилас и Вселенский. В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

5) Бюрократия - (фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть ) — 1) иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему управляющая (политическая, экономическая и др.) система , делающая осн. правилом своего функционирования собственное сохранение и воспроизводство ; 2) носитель этой системы — слой привилегированного чиновничества. С деятельностью Б. связаны чинопочитание, карьеризм, угодничество и т. п. явления и то, что обычно называют бюрократизмом: формализм , бездушие, волокита. Б. неизбежно возникает и развивается в классово антагонистическом об-ве, начиная с ранних рабовладельческих государств и кончая совр. государственно-монополистическим капитализмом, в условиях к-рого она обрела значительные масштабы и силу. Вебер создал социологическую теорию Б., согласно к-рой под Б. понималась рационально построенная организация , отвечающая определенным формальным критериям. В марксистской традиции Б. связана как раз с возникновением превращенных форм ( Форма превращенная ) деятельности организации, искажением ее функций и провозглашаемых целей. Теория марксизма ставила перед социалистической революцией задачу уничтожения Б. Считалось, что социалистическая демократия , требующая широкого привлечения масс к управлению государственными и общественными делами, развития их социальной активности, несовместима с Б. Поэтому социалистическая революция ломает бюрократическую систему, старой государственной машины. Однако в результате деформаций целей и идеалов социалистической революции в СССР сложилась административно-командная система с бюрократическим аппаратом, к-рый фактически отстранил народ от участия в управлении, привел к его отчуждению от власти. Поэтому перестройка предполагает преодоление Б., ломку авторитарной бюрократической системы. В совр. условиях борьба с бюрократизмом приобретает особое значение . Она связана с борьбой против командно-административных деформаций социализма , за высокую организованность, дисциплину, ответственность и самостоятельность в работе; предполагает развитие социалистического самоуправления народа в рамках правового государства, защиту прав и свобод личности.

Бюрократия

- особая форма деятельности людей, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов и социальных групп. Б. использует многомерность человеческой деятельности, она "спрямляет" эту деятельность до прямых и жестких зависимостей, а "затененные" ее структуры использует в качестве источника своей власти и привилегий. Так, например , выполняя функцию распределения каких-то жизненных средств, Б. присваивает себе возможность распоряжаться ими, а стало быть , и чужой деятельностью. В. Е. Кемеров

(франц.-бюро, стол канцелярский и власть ): власть стола, управленческой должности. Тип управления, основанного не на избрании и участии граждан, а на назначении специально подбираемых чиновников и организованного по принципу иерархии и строгого подчинения всех звеньев управления центральному. Образуется могущественный слой чиновников-управленцев, полагающих себя главной силой в государстве. Этот тип характерен как для государства, так и для различных организаций общества. Как специализированная корпорация профессиональных чиновников бюрократия возникает с появлением государства и складывается уже в рамках древневосточных деспотий. Теория бюрократии разработана немецким социологом М. Вебером, видевшим в ней естественную и необходимую форму всякой социальной организации, которая появляется в силу объективной потребности в специализации управления, в рационализации деятельности коллективов и организаций. Однако требования компетентности, четкости, эффективности управления далеко не всегда воплощаются в деятельности бюрократического аппарата. Гораздо чаще ее отличают рутинность и неповоротливость, форма лизм и безразличие к людям, безответственность и не оперативность. Отрываясь от основной массы народа , бюрократический аппарат нередко становится орудием угнетения и подавления. Этим объясняется негативный оттенок понятия «бюрократия» в обыденном сознании людей. В СССР возникает особая тоталитарно-бюрократическая система .

(фр. bureau — бюро, канцелярия, греч. kratos — власть ) — организация профессиональных государственных служащих для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики. Начиная с М. Вебера большинство исследователей Б. (М. Крозье, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет и др.) главное внимание уделяли изучению ее структуры и функций как рациональной системы управления обществом . Наиболее полно основные принципы рациональной бюрократической организации представлены в работах Вебера: Б. имеет иерархическую структуру; каждое учреждение обладает своей собственной областью компетенции; чиновники назначаются, а не выбираются на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломах, или по результатам экзаменов; чиновники получают заработную плату в соответствии с рангом; для чиновника его работа представляет профессию или, по крайней мере, основное занятие; чиновник не владеет учреждением, в котором работает; чиновник подчиняется дисциплине и находится под контролем; смещение с должности основывается на решении вышестоящих инстанций. Вебер представлял государственную Б. как систему высококвалифицированных специалистов духовного труда , профессионально вышколенных подготовкой, с высокой сословной честью , гарантирующей безупречность. По его мнению, без этого возникла бы опасность чудовищной коррупции и низких моральных нравов, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата. При этом подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика . Он должен управлять прежде всего беспристрастно ( данное требование применимо даже к т.н. политическим управленческим чиновникам), по меньшей мере официально, коль скоро под вопрос не поставлены “государственные интересы ”, т.е. жизненные интересы господствующего порядка. Sine ira et studio — “без гнева и пристрастия” должен он вершить дела. Вебер полагал, что чиновник не должен делать именно то, что всегда и необходимым образом обязан делать политик — бороться. Принятие решений, борьба и страсть — стихия политика. Деятельность политика всегда подчиняется ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. Если вышестоящее учреждение настаивает на приказе, кажущемся чиновнику ошибочным, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно. Вебер полагал, что без такой дисциплины разваливается весь бюрократический аппарат. В послевеберовский период происходит постепенный отход от рациональной модели Б., предлагаются более реалистические модели, описывающие Б. как естественную систему, где наряду с рациональными значительную роль играют иррациональные, личностные, не форма льные моменты . Так, Р. Майкелсон, Т. Парсонс, Р. Мертон применяют к анализу Б. понятие дисфункции. Типичной дисфункцией Б. является перенос чиновниками акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства управления — иерархия , дисциплина , инструкции и пр. — превращаются в самоцель. Одновременно внутри бюрократической организации происходит замещение главных целей побочными, рациональных — иррациональными. Но самой главной проблемой Б. в послевоенный период становится процесс ее политизации. Если “классическая Б.” начала 20 столетия ориентировалась на “ общее благо ” и “общественные интересы”, будучи убежденной в том, что государственные проблемы должны решаться на чисто деловой основе, политически нейтрально, то современная политизированная Б. откровенно ориентируется на различные политические группы давления, пытаясь решать проблемы в процессе политических переговоров, используя плюралистическую полосу обеспечения (парламент, партии, лоббирование). Англ, политолог Б. Хидей утверждает, что современная Б. даже пытается руководить политиками: “Как минимум , чиновники осуществляют значительное влияние на политику министра. Они принимают решения, которые министр лишь визирует или о которых ему даже не докладывают. На более высоком уровне власти крупные чиновники, действуя индивидуально, планируют автономную политическую стратегию и пытаются навязать ее министру... Наконец, самая мрачная интерпретация сводится к тому, что не только отдельные чиновники, но и вся высшая администрация выступает сплоченно за определенную политику и пытается диктовать ее правительству”. Серьезные изменения в современной теории Б. возникли также с эволюцией стиля бюрократического управления. Если в нач. 20 в. чиновники избегали рискованных действий, не любили изменений, боялись допустить ошибки, поскольку они были административно наказуемы, то в конце столетия стиль Б. стал принципиально иным. В условиях постоянного применения инноваций в государственном управлении современный чиновник охотно идет на риск в необходимых ситуациях, стремится к изменениям, концентрирует внимание на появляющихся возможностях (часто в противовес инструкциям), выдвигает на первый план необходимость их реализации. Б. сегодня не является безразличной, предсказуемой и определенной, как в идеальной модели Вебера, а представляет собой динамично развивающийся феномен , в котором ведущую роль играют инновационные изменения. В отличие от “идеальной модели” современная концепция Б. включает очень сложные характеристики. Прежде всего это обусловлено тем, что Б. активно использует сегодня современные информационные технологии, которые являются оперативным средством рационализации управленческой деятельности. Профессиональная деятельность Б. включает: разработку, осуществление и оценку государственных программ с использованием современных методов социально-политической и экономической диагностики, агрегирования информации и ее компьютерной обработки с помощью методов математического моделирования социальных процессов на локальном, региональном и национальном уровнях; организацию и проведение эмпирических исследований по изучению экономических и социально-политических процессов в области (регионе, стране) для поиска оптимальных управленческих решений, принятие таких решений; анализ, обобщение , интерпретацию социально-политических и экономических показателей, характе- ризующих состояние района, региона, страны с применением рациональных приемов поиска, обработки и хранения информации; определение потребностей в изменениях и нововведениях и осуществление практических действий по их реализации. Современная Б. стремится держать под контролем наиболее важную сферу управления — информационную, чем и объясняется ее все возрастающее воздействие на развитие современного общества. О Вильсон Б. Государство . Прошлое и настоящее конституционных учреждений. М., 1905; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; Вебер М. Избр. произв. М., 1990; Зверев А.Ф. Теория бюрократии от М. Вебера кЛ. фон Мизесу// Государство и право . 1992. № 1; Эрхард Л. Полвека размышлений. М., 1993; ВасиленкоИ.А. Административно-государственное управление в странах Запада : США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998; Weber M. The Theory of Social and Economic Organization. New York, 1946; Headey B. The Civil Service as an Elite in Britain and Germany // Revue international des sciences administrative. 1972. Vol. 38. N 1. И.А. Василенко

(фр. bureaucratie, буквально - господство канцелярии, от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч.: kratos - сила , власть , господство) - способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. - разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность . Бюрократическая рационализация управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером, выделившим признаки идеального типа бюрократических систем: эффективность , достигаемую через фиксированное четкое разделение обязанностей между членами организации; строгую иерархизацию власти по принципу "сверху вниз"; формализованную нормативную систему, обеспечивающую единообразие деятельности и стандартность (а также предсказуемость) схем принципиальных решений; обезличенность деятельности и нейтральность отношений между функционерами организации, в которой индивид выступает как частичная функция - носитель определенного должностного статуса. Все эти признаки необходимы для успешной работы любой организации и сами по себе еще не означают Б.Б. - это обязательное подавление инициативы нижестоящих уровней организации как условие усиления собственных позиций и самосохранения как социальной группы. В этом ракурсе Б. исследовалась как особым образом организованный социальный слой ("как бы класс ") и как носитель определенного "статусного сознания", обладающие специфической системой ценностей. В центре последней находится комплекс представлений о карьере как иерархическом перемещении в управленческо-властном социальном пространстве благодаря личным усилиям и комплекс представлений о корпоративном этосе , предполагающем самоотождествление служащего с организацией, его целей с общими целями организации как условий личностного успеха. Конечное основание подобной корпоративной культуры - ценность порядка как такового. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм , ориентация на выполнение нормативных формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б., как способ специализации и кооперации управленческого труда , - продукт многомерности человеческой деятельности. Б., как внутренний принцип организации отношений, "укорачивает" эту деятельность до непосредственных, жестких зависимостей, а затененные ее структуры использует в качестве источника собственной власти и привилегий. Узурпировав функции распределения первоочередных жизненных средств при социализме , Б. присвоила возможность распоряжаться не только ими (т.е. продуктами деятельности людей), но и самими жизнями граждан общества. Для описания такого положения вещей Г. Поповым был предложен термин "административно-командная система ". Б. стала трактоваться как такая ее историческая разновидность, которая не может быть рассмотрена только в рамках отношений власти и управления, но обязательно предполагает анализ отношений собственности. Последняя в данном случае формально фиксировалась как "общественная" или "общенародная", будучи выраженной через категорию "всеобщего". На уровне повседневной практики ото оборачивалось "ничейностью" собственности, что предоставляло Б. реальную возможность монополистически распоряжаться ею от лица общества как такового. Второй отличительной чертой бюрократического аппарата такого типа стала его максимальная идеологизированность в отличие от классической Б., что позволяло представить любое сопротивление системе как идейно-нравственное (а не только политическое и уголовное) преступление . Третья черта такой Б. - сращивание ее интересов (при всей ее выделенности и отделенности от остальных слоев общества) с нивелированным массовым интересом основной части населения по принципу "негативной дополнительности" - принятие обезличенных компромиссных правил игры внутри системы. Важные стороны этого процесса (в несколько иных терминах) также охарактеризовали Авторханов, Джилас и Вселенский. В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

(фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть ) — 1) иерархически организованная, оторванная от народа и чуждая ему управляющая (политическая, экономическая и др.) система , делающая осн. правилом своего функционирования собственное сохранение и воспроизводство ; 2) носитель этой системы — слой привилегированного чиновничества. С деятельность ю Б. связаны чинопочитание, карьеризм, угодничество и т. п. явления и то, что обычно называют бюрократизмом: формализм , бездушие, волокита. Б. неизбежно возникает и развивается в классово антагонистическом об-ве, начиная с ранних рабовладельческих государств и кончая совр. государственно-монополистическим капитализмом, в условиях к-рого она обрела значительные масштабы и силу. Вебер создал социологическую теорию Б., согласно к-рой под Б. понималась рационально построенная организация , отвечающая определенным формальным критериям. В марксистской традиции Б. связана как раз с возникновением превращенных форм ( Форма превращенная ) деятельности организации, искажением ее функций и провозглашаемых целей. Теория марксизма ставила перед социалистической революцией задачу уничтожения Б. Считалось, что социалистическая демократия , требующая широкого привлечения масс к управлению государственными и общественными делами, развития их социальной активности, несовместима с Б. Поэтому социалистическая революция ломает бюрократическую систему, старой государственной машины. Однако в результате деформаций целей и идеалов социалистической революции в СССР сложилась административно-командная система с бюрократическим аппаратом, к-рый фактически отстранил народ от участия в управлении, привел к его отчуждению от власти. Поэтому перестройка предполагает преодоление Б., ломку авторитарной бюрократической системы. В совр. условиях борьба с бюрократизмом приобретает особое значение . Она связана с борьбой против командно-административных деформаций социализма , за высокую организованность, дисциплину, ответственность и самостоятельность в работе; предполагает развитие социалистического самоуправления народа в рамках правового государства, защиту прав и свобод личности.

Значение слова Бюрократия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Безработица - наличие в стране людей которые способны и ...
  • Бедность - отсутствие достаточных материальных и культурных ресурсов для поддержания ...
  • Бартер - прямой обмен одних товаров или услуг на другие ...
  • Бардо - (санс.Промежуточный Мрак): промежуточное состояние между жизнью и смертью ...
  • Барака - (арабск.благословение или благодать ): в исламском мистицизме особая ...
  • Бабай - (казах.от баба – прадед, предок по отцовской линии): ...
  • Бытие - двуединство окружающего человека мира и самого человека ...
  • Бытие - 1) все, о чем можно сказать, что ...
  • Брахман - единое Высшее начало всего существующего, лежащее в ...
  • Богосознание - 1) в древних учениях и иногда у ...
  • Благодать - (греч. charis, лат. gratia) 1) Милость Божия ...
  • Бессознательное - "в широком смысле совокупность психических процессов, ...
  • Бог - Если все должно иметь причину, Бог тоже должен ...
  • Беспристрастность - Есть другая интеллектуальная добродетель отстраненность или беспристрастность ...
  • Интенциональность - (от лат. intentio стремление) в феноменологии ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари