( греч . невозмутимость , спокойствие духа, бесстрашие ) - безрелигиозный идеал мудреца у эпикурейцев, включающий в себя ясность души, удовлетворенность ума, отсутствие страха перед смертью , независимость , размеренность , простоту и спокойствие жизни, умеренный самоконтроль , определенную степень добродетельности, предусмотрительность и безразличие к Высшему. Добродетель , однако , лишь условие атараксии, ее ценность определяется вкладом в общее удовлетворение . Сторонникам атараксии чужды мистика , идеалистические искания, духовное восхождение к Высшему. В Деян.17 дано свидетельство о непринятии ими Евангелия .
- термин , используемый разными философами и философскими школами, например скептиками, для обозначения спокойствия души ( греч . атарбксиа и означает " невозмутимость " (см.: Лурье С. Я. Демокрит, N 742, 743; Диоген Лаэртский, X, 80 и далее; Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений, I, 25). А. близка по смыслу апатии (см. " Апатия "). Целью скептиков были как "бестревожность", так и "бесстрастие" (см.: Диоген Лаэртский, IX, 107, 108). Пути достижения А. различны. У Эпикура это - знание , занятия философией, избавляющие душу от смятения перед природными явлениями, богами и смертью ; у скептиков - воздержание от суждений с целью не волновать душу. В. Т. Звиревич
( греч .- отсутствие волнений, невозмутимость ) : в древнегреческой этике состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и, гармонии. Впервые понятие « атараксия » употребил Эпикур , считавший атараксию идеал ьным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения.от страха перед богами и смертью , от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни.
(от греч . ataraxia — отсутствие волнений, невозмутимость ) — в философии Эпикура и его школы — состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек , в особенности мудрец . А. является предварительным условие м достижения счастья и заключается в избавлении от раха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства беспокойства перед непонятным в природе; она предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, отход об общественных и государственных дел.
( греч . ataraxia- невозмутимость ) - категория древнегреч этики, характеризующая состояние безмятежности, невозмутимости, душевного покоя. Античные мыслители считали, что мудрец должен стремиться к А., дающей условия для непредвзятых размышлений Путь к достижению А. они понимали по-разному. Если материалисты ( Демокрит , Эпикур ; Лукреций) видели этот путь в познании мира, преодолении страха и предрассудков, в достижении душевного спокойствия и внутренней гармонии, то в этике сторонников скептицизма (Пиррон) А. достигается воздержанием от суждений о добре и зле, истинном и ложном, примирением с действительностью ( Апатия ). Счастье , по мнению Пиррона, состоит в невозмутимости и отсутствии страданий. Марксистская этика , к-рой присуща действенность, активность , отвергает созерцательное отношение к жизни, а следовательно, и требование А., особенно в толковании скептиков.
(от греч . ataraxia - невозмутимость ) - душевное спокойствие , безмятежность как высшая ценность . Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония . См. также Апатия .
( греч . ataraxia — невозмутимость ) — состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению нек-рых древнегреч. философов, мудрецом. Путь к А., как считали Демокрит, Эпикур , Лукреций, лежит через познание мира, преодоление страха , освобождение от тревог. Скептики (Пиррон и др.) учили, что А. достигается воздержанностью от суждений. Стоики развивали учение об апатии как равнодушии к происходящему, к радости и горю. Марксистская этика отвергает сугубо созерцательное отношение к жизни, отстаивая активную жизненную позицию личности.