Что такое Аристотель? Значение слова Аристотель в философском словаре

1) Аристотель - (384-322 до н.э.) - др.-греч. философ и ученый -энциклопедист. Ученик Платона , А. выступил с критикой его учения об идеях как о чем-то первичном по отношению к вещам. Его критика платоновской теории идей, по словам В. И. Ленина, «есть критика идеализма как идеализма вообще» (т. 29, с. 255). Вместе с тем Ленин указывал на непоследовательность этой критики, на колебания А. между идеализмом и материализмом. А. признавал объективное существование материального мира, рассматривал ощущения, представления и понятия как производные от реальных вещей. Сущность вещей А. искал в самих вещах. Однако в материи он видел только пассивное начало , к-рое подчиняется особому активному началу — «форме», причем высш. «формой всех форм» является, по его мнению, бог. Колебания между материализмом и идеализмом сопровождались у А. колебаниями между диалектикой и метафизикой. Он признавал движение в природе и об-ве, указывал на существование разл. видов движения ( возникновение , уничтожение, рост, уменьшение, качественные изменения и смена в пространстве), видел взаимосвязь противоположностей и зависимость качеств, изменений от количеств., исследовал переход возможности в действительность . В его трудах содержатся и др. элементы диалектики . Вместе с тем источник движения - «первый двигатель», бог, по А., лежит вне материи и, будет сам неподвижен, приводит в целесообразности цвйжСние весь мир. Бог - конечная причина , высш. цель развития всех вещей, то, что А. называл энтелехией. Подводя итог развитию фи-лос., естеств.-науч. и обществ.-политич.. взглядов Др. Греции, А. оказал громадное влияние на все последующее развитие духовной культуры как отриц., так и положит. сторонами своих трудов. Идеалистич. и метафизич. тенденции А. использовались в философии неоплатонизма , ср.-век. схоластов и в богословии для обоснования релит, мировоззрения. « Схоластика и поповщина , — писал В. И. Ленин, — взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: запросы, искания...» (там же, с. 326). Учение А. об энтелехии поныне широко используется в теологич. концепциях витализма , финализ-ма. Напротив, материалистич. и диалектич. положения А. оказали плодотворное воздействие на развитие прогрес. науч. воззрений в араб. и визант. философии средних веков, а также в философии эпохи Возрождения.

2) Аристотель - (Aristoteles) (384—322 до н.э.) — великий др.-греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо-востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см.: Академия платоновская ) в Афинах. После смерти Платона жил в греч. Малой Азии, затем в Македонии как воспитатель Александра Македонского. Потом снова в Афинах как глава своей филос. школы — Ликея. Второй и третий периоды жизни А. занимают каждый по 12 лет. А. принадлежит большое количество сочинений, в основном до нас дошедших: по философии, физике, биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике. Будучи учеником Платона, А. подверг платонизм глубокой критике, отвергнув учение Платона об идеях как общих сущностях-эталонах, существующих до предметов материального мира и лишь отражающихся в них. А. колебался в понимании сущности индивида , вида и рода. Его два критерия сущности противоречивы: сущность должна существовать самостоятельно, но так существуют только индивиды, и должна быть определима, иметь свое понятие , но так существует только общее (вид), индивиды не имеют своего понятия. Отклонив реальность родов (они существуют через виды) и платоновское превращение качеств, количеств, отношений, действий и т.п. в самостоятельные идеи , А. склонился к признанию первичности вида относительно индивида и рода, обозначив его как “морфэ” (лат. “ форма ”), “первая сущность” (только в “Метафизике” и в “ Категориях ” первая сущность обозначает индивидов), “то, что было и что есть”, т.е. устойчивое во времени (в пер. “ суть бытия”, “чтойность”). В учении о возможности и действительности (потенциальном и актуальном) А. придал формам статус активных сил, оформляющих внутренне и внешне и переоформляющих пассивное вещество (“хюлэ”, материю), порождая предметы чувственного физическо- го мира. Форм ал ьные и матери ал ьн ые универсальные первоначала и первопричины дополняются движущей и целевой причинами. Мудрость (“первая философия ”) — наука о первоначалах и первопричинах и о сущем как таковом. Источник движения — Бог как неподвижный перводви-гатель. Общая цель — благо ; все стремится к своему благу, а в конечном счете к Богу. Однако Бог чужд миру, он замкнут на себе, он “сам-себя-мыслящее мышление ”. В чувственном мире много такого, что не подобает видеть Богу. В наукоучении А. выделял “теоретические” (созерцательные, без выхода в презираемую ими утилитарную практику) знания. К теоретическим знаниям относятся: мудрость , “первая философия” (позднее — метафизика ), физика (“вторая философия”) и математика . “Практические”, неподлинные знания (в них ввиду сложности предмета приходится выбирать, тогда как в теоретических науках выбора нет: или знание , или ложь ): этика и политика ; “творческие” науки, ограниченные искусством . А. не уделяет внимания промышленной деятельности, оставшейся у него, — аристократа-рабовладельца, без внимания. Физика А., трактующая такие темы, как движение и его виды, проблемы пространства и времени, источника движения, умозрительна. В собственно математике А. не дал ничего нового. В философии математики он понимал математические предметы не как совпадающие с физическими предметами ( пифагорейцы ) и не как первичное для физических предметов (платонизм), а как результат абстрагирующей работы математика. Космология А. с ее геоцентризмом, делением космоса на надлунный (эфирный) и подлунный (земля, вода , воздух и огонь ) миры, с его оконечиванием мира в пространстве сыграла негативную роль в истории науки. А. интересовался биологией, описал около пятисот видов живых организмов, занимался биологической классификацией. В психологии А. порвал с платоновским учением о бессмертии личных душ, об их переселении из тела в тело , об их существовании в идеальном мире, допустив бессмертие лишь общечеловеческого активного интеллекта , в равной степени присущего людям. В вопросе об источнике знания А. колебался между чувствами и умом. Для познания общего в природе необходимы и чувственное восприятие , и активный интеллект. В разумной душе, присущей лишь человеку (растения обладают растительной душой; животные — и растительной, и животной; человек — растительной, животной и разумной), все формы заложены потенциально, так что познание общего в природе — актуализация потенциально заложенных в душе форм (пережиток платоновского учения о познании как припоминании того, что души созерцали в идеальном мире до их вселения в тела). А. сформулировал закон противоречия : об одном и том же в одном и том же отношении и в одно и то же время нельзя высказывать противоположные суждения, т.к. в самой действительности предметы не могут иметь в себе противоположные сущности, качества, количества, отношения , совершать противоположные действия и т.п. Этому закону А. придавал три разных смысла : онтологический, гносеологический и логический . На уровне возможности данный закон не действует (в возможности человек может быть и больным, и здоровым; в действительности, актуально, он или здоров, или болен). Создав логику (называвшуюся “аналитикой”), А. “открыл” силлогизм , его фигуры и модусы . А. различил достоверное знание (аподейктика), вероятное ( диалектика ) и намеренно ложное ( софистика ). В учении о категориях А. выделил категорию сущности как общее обозначение реально существующего носителя самостоятельно не существующих качеств (категория качества), категорию количества (количественных характеристик), категорию отношений, категорию места и категорию времени, категорию действия, категорию страдания (подверженности воздействию). В “Категориях” А. этот список дополняется категориями положения и обладания. В этике А. различал “этические” добродетели поведения как середины между крайностями как пороками (напр., щедрость — добродетель как середина между мотовством и скупостью) и дианоэтические добродетели познания. Этический идеал А. — созерцательная жизнь философа: так живет подлинный Бог. В политике А. видел в человеке “ политическое животное”, не могущее жить вне общества себе подобных, определял гос-во как исторически возникшую общность людей, имеющую в отличие от таких общностей, как семья и догосударственные “селения”, политическое устройство — как правильное, т.е. служащее общему благу ( монархия , аристократия , политая), так и неправильное (тирания, олигархия , демократия ), где власть имущие служат лишь своим интересам. А. подверг критике коммунистический политический идеал Платона. Человек — собственник от природы, одна мысль о собственности доставляет несказанное наслаждение , тогда как общее дело все будут сваливать друг на друга. Различая в гос-ве необходимые и составные части, А. отнес рабов к первым, понимая раба в основном как естественное творение природы. Думая , что для добродетели нужен досуг, А. не признал за трудящимися прав гражданина , однако хотел, чтобы в проектируемом им самим гос-ве все греки были гражданами. Выход из этого противоречия А. видел в том, чтобы во всех видах труда греков заменили рабы-варвары. А. обращался с этим проектом к Александру Македонскому, но безуспешно. П Этика. СПб., 1908; Политика. СПб., 1911; Метафизика. М.; Л., 1936; О частях животных. М, 1937; О возникновении животных. М.; Л., 1940; Риторика //Античные риторики. М., 1978; Риторика. Кн. 3 // Аристотель и античная литература . М., 1978; Поэтика // Там же; Соч.: В 4 т. М., 1975-1981. Т. 1-3. О Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959; Зубов В.П. Аристотель. М., 1963; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика . М., 1975. Т. 4. А. Н. Чанышев

3) Аристотель - (384-322 до н. э) -древнегреч. философ и ученый -энциклопедист, к-рого Маркс назвал «величайшим мыслителем древности». Основал собственную школу (Ликей). Подвергнув критике теорию своего учителя Платона об « идеях » как бестелесных формах вещей, создал учение объективного идеализма . охватившее все виды совр. ему знания, а вопросах объяснения природы часто совпадающее с материализмом, Этике А. посвятил три специальных труда , гл. из к-рых - « Этика Никомаха» -предназначался для его сына. А. считал, что в основе моральной деятельности я нравственных доблестей лежит объективная целесообразность . Высшее благо - это цель , к к-рой люди стремятся ради нее самой. Раскрывает его высшая руководящая наука - политика . Как самодовлеющее, оно не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели, а определяется назначением человека , к-рое воплощается в прекрасном выполнении разумной деятельности и в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью . Стремящаяся к высшему благу жизнь может быть только деятельной; добрые качества, не обнаруженные в действии, не дают блаженства. Кроме высшей цели достижение высшего блага предполагает известное число подчиненных ему низших целей. Достигнуть цели можно, обладая добродетелью, к-рая есть прежде всего умение верно ориентироваться -выбирать среднее между излишеством и недостатком. При этом «середина» не может быть найдена в пределах дурного; выбору подлежит только наилучшее из хорошего. Добродетели А. подразделил на этические, или добродетели характера (напр., щедрость), и дианоэтические, или интеллектуальные (напр., мудрость ). Последние развиваются гл. обр. путем обучения, нуждаются в опыте и во времени. Добродетели -не аффекты и не прирожденные способности , а приобретенные свойства. Поскольку найти «середину» между избытком и недостатком трудно, нравственное совершенство - достижение редкое, похвальное и прекрасное , Т. к. добродетели проявляются в области средств, ведущих к цели, то, согласно А., во власти человека и добродетельность, и порочность, и воздержание . Однако стремление к истинной цели не подчиняется личному выбору; человек должен родиться с этим стремлением. Кто от природы в совершенстве владеет им, тот - благородный человек. Степень произвольности действий и приобретенных свойств души, по А, не одна и те же действия с самого начала и до конца во власти человека, приобретенные же свойства души произвольны лишь вначале, и человек не замечает, как постепенно складывается его характер. Поскольку этическая концепция А. тесно связана с его «Политикой», исследующей общественные отношения , А. ввел в «Этику» вопрос стоимости, проблему к-рой он рассматривает как частный случай проблемы «справедливости», Анализ «справедливости» развернулся у А. в обстоятельный разбор одного из важных вопросов политической экономии. Несмотря на то, что в этом анализе А., как показал К. Маркс, проявил историческую ограниченность классового мышления, он все же открыл в выражении стоимости товаров непосредственно не видное отношение равенства. Настоящая цель человеческой жизни, по А. - блаженство , к-рое вызывается деятельностью как таковой. Блаженная жизнь сообразна с важнейшей добродетелью, к-рая присуща лучшей части души. Деятельность последней созерцательна. Но созерцание истины, по А., самая притягательная из всех деятельностей; ей наиболее свойственна « самодостаточность ». В противоположность деятельности практических добродетелей (военной, политической), к-рая стремится всегда к известной цели и желательна не ради самой себя, созерцательная деятельность разума отличается значимостью и ценностью ради себя самой, не стремится к к.-л. внешней цели и заключает в себе ей одной присущее наслаждение , к-рое усиливает энергию. Именно к такой жизни и должен стремиться человек. Нравственный идеал А., провозглашающий высшей доблестью самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины; предпосылкой философской деятельности - досуг (возможный благодаря рабскому труду и созданному на основе этого труда достатку); совершеннейшим и самодостаточным созерцанием-пребывающего вне мира и над миром бога, есть отражение в отвлеченной ферме идей античного рабовладельческого об-ва. Божественный образец созерцательной деятельности разума, сложное порождение характерного для греч. полиса второй половины IV в. до н. э. отделения умственного труда от физического, теоретического досуга от практической деятельности, независимости от тревог и превратностей социальной борьбы. В характерной для этики А. норме «середины» проявились социальные черты носителя этой нормы- гражданина полиса накануне его падения и покорения Македонской монархией.

Аристотель

(384-322 до н.э.) - др.-греч. философ и ученый -энциклопедист. Ученик Платона , А. выступил с критикой его учения об идеях как о чем-то первичном по отношению к вещам. Его критика платоновской теории идей , по словам В. И. Ленин а, «есть критика идеализма как идеализма вообще» (т. 29, с. 255). Вместе с тем Ленин указывал на непоследовательность этой критики, на колебания А. между идеализмом и материализмом. А. признавал объективное существование материального мира , рассматривал ощущения, представления и понятия как производные от реальных вещей. Сущность вещей А. искал в самих вещах. Однако в материи он видел только пассивное начало , к-рое подчиняется особому активному началу — «форме», причем высш. «формой всех форм» является, по его мнению, бог. Колебания между материализмом и идеализмом сопровождались у А. колебаниями между диалектикой и метафизикой. Он признавал движение в природе и об-ве, указывал на существование разл. видов движения ( возникновение , уничтожение , рост , уменьшение , качественные изменения и смена в пространстве), видел взаимосвязь противоположностей и зависимость качеств, изменений от количеств., исследовал переход возможности в действительность . В его трудах содержатся и др. элементы диалектики . Вместе с тем источник движения - «первый двигатель», бог, по А., лежит вне материи и, будет сам неподвижен, приводит в целесообразности цвйжСние весь мир. Бог - конечная причина , высш. цель развития всех вещей, то, что А. называл энтелехией. Подводя итог развитию фи-лос., естеств.-науч. и обществ.-политич.. взглядов Др. Греции, А. оказал громадное влияние на все последующее развитие духовной культуры как отриц., так и положит. сторонами своих трудов. Идеалистич. и метафизич. тенденции А. использовались в философии неоплатонизма , ср.-век. схоластов и в богословии для обоснования релит, мировоззрения. « Схоластика и поповщина , — писал В. И. Ленин, — взяли мертвое у Аристотеля, а не живое: запросы , искания...» (там же, с. 326). Учение А. об энтелехии поныне широко используется в теологич. концепциях витализма , финализ-ма. Напротив , материалистич. и диалектич. положения А. оказали плодотворное воздействие на развитие прогрес. науч. воззрений в араб . и визант. философии средних веков, а также в философии эпохи Возрождения.

(Aristoteles) (384—322 до н.э.) — великий др.-греч. философ и ученый , создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо-востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см.: Академия платоновская ) в Афинах. После смерти Платона жил в греч. Малой Азии, затем в Македонии как воспитатель Александра Македонского. Потом снова в Афинах как глава своей филос. школы — Ликея. Второй и третий периоды жизни А. занимают каждый по 12 лет. А. принадлежит большое количество сочинений, в основном до нас дошедших: по философии, физике, биологии, психологии, логике, этике, политике, поэтике. Будучи ученик ом Платона, А. подверг платонизм глубокой критике, отвергнув учение Платона об идеях как общих сущностях-эталонах, существующих до предметов материального мира и лишь отражающихся в них. А. колебался в понимании сущности индивида , вида и рода. Его два критерия сущности противоречивы: сущность должна существовать самостоятельно, но так существуют только индивиды, и должна быть определима, иметь свое понятие , но так существует только общее (вид), индивиды не имеют своего понятия. Отклонив реальность родов (они существуют через виды) и платоновское превращение качеств, количеств, отношений, действий и т.п. в самостоятельные идеи , А. склонился к признанию первичности вида относительно индивида и рода, обозначив его как “морфэ” (лат. “ форма ”), “первая сущность” (только в “Метафизике” и в “ Категориях ” первая сущность обозначает инди видов ), “то, что было и что есть”, т.е. устойчивое во времени (в пер. “ суть бытия”, “чтойность”). В учении о возможности и действительности (потенциальном и актуальном) А. придал формам статус активных сил, оформляющих внутренне и внешне и переоформляющих пассивное вещество (“хюлэ”, материю), порождая предметы чувственного физическо- го мира. Форм ал ьные и матери ал ьн ые универсальные первоначала и первопричины дополняются движущей и целевой причина ми. Муд рост ь (“первая философия ”) — наука о первоначалах и первопричинах и о сущем как таковом. Источник движения — Бог как неподвижный перводви-гатель. Общая цель — благо ; все стремится к своему благу, а в конечном счете к Богу. Однако Бог чужд миру, он замкнут на себе, он “сам-себя-мыслящее мышление ”. В чувственном мире много такого, что не подобает видеть Богу. В наукоучении А. выделял “теоретические” (созерцательные, без выхода в презираемую ими утилитарную практику) знания. К теоретическим знаниям относятся: мудрость , “первая философия” (позднее — метафизика ), физика (“вторая философия”) и математика . “Практические”, неподлинные знания (в них ввиду сложности предмета приходится выбирать, тогда как в теоретических науках выбора нет: или знание , или ложь ): этика и политика ; “творческие” науки, ограниченные искусством . А. не уделяет внимания промышленной деятельности, оставшейся у него, — аристократа-рабовладельца, без внимания. Физика А., трактующая такие темы, как движение и его виды, проблемы пространства и времени, источника движения, умозрительна. В собственно математике А. не дал ничего нового. В философии математики он понимал математические предметы не как совпадающие с физическими предметами ( пифагорейцы ) и не как первичное для физических предметов (платонизм), а как результат абстрагирующей работы математика. Космология А. с ее геоцентризмом, делением космоса на надлунный (эфирный) и подлунный (земля, вода , воздух и огонь ) миры, с его оконечиванием мира в пространстве сыграла негативную роль в истории науки. А. интересовался биологией, описал около пятисот видов живых организмов, занимался биологической классификацией. В психологии А. порвал с платоновским учением о бессмертии личных душ, об их переселении из тела в тело , об их существовании в идеальном мире, допустив бессмертие лишь общечеловеческого активного интеллекта , в равной степени присущего людям. В вопросе об источнике знания А. колебался между чувствами и умом. Для познания общего в природе необходимы и чувственное восприятие , и активный интеллект. В разумной душе, присущей лишь человеку (растения обладают растительной душой; животные — и растительной, и животной; человек — растительной, животной и разумной), все формы заложены потенциально, так что познание общего в природе — актуализация потенциально заложенных в душе форм (пережиток платоновского учения о познании как припоминании того, что души созерцали в идеальном мире до их вселения в тела). А. сформулировал закон противоречия : об одном и том же в одном и том же отношении и в одно и то же время нельзя высказывать противоположные суждения, т.к. в самой действительности предметы не могут иметь в себе противоположные сущности, качества, количества, отношения , совершать противоположные действия и т.п. Этому закону А. придавал три разных смысла : онтологический, гносеологический и логический . На уровне возможности данный закон не действует (в возможности человек может быть и больным, и здоровым; в действительности, актуально, он или здоров, или болен). Создав логику (называвшуюся “аналитикой”), А. “открыл” силлогизм , его фигуры и модусы . А. различил достоверное знание (аподейктика), вероятное ( диалектика ) и намеренно ложное ( софистика ). В учении о категориях А. выделил категорию сущности как общее обозначение реально существующего носителя самостоятельно не существующих качеств (категория качества), категорию количества (количественных характеристик), категорию отношений, категорию места и категорию времени, категорию действия, категорию страдания (подверженности воздействию). В “Категориях” А. этот список дополняется категориями положения и обладания. В этике А. различал “этические” добродетели поведения как середины между крайностями как пороками (напр., щедрость — добродетель как середина между мотовством и скупостью) и дианоэтические добродетели познания. Этический идеал А. — созерцательная жизнь философа: так живет подлинный Бог. В политике А. видел в человеке “ политическое животное”, не могущее жить вне общества себе подобных, определял гос-во как исторически возникшую общность людей, имеющую в отличие от таких общностей, как семья и догосударственные “селения”, политическое устройство — как правильное, т.е. служащее общему благу ( монархия , аристократия , политая), так и неправильное (тирания, олигархия , демократия ), где власть имущие служат лишь своим интересам. А. подверг критике коммунистический политический идеал Платона. Человек — собственник от природы, одна мысль о собственности доставляет несказанное наслаждение , тогда как общее дело все будут сваливать друг на друга. Различая в гос-ве необходимые и составные части, А. отнес рабов к первым, понимая раба в основном как естественное творение природы. Думая , что для добродетели нужен досуг, А. не признал за трудящимися прав гражданина , однако хотел, чтобы в проектируемом им самим гос-ве все греки были гражданами. Выход из этого противоречия А. видел в том, чтобы во всех видах труда греков заменили рабы-варвары. А. обращался с этим проектом к Александру Македонскому, но безуспешно. П Этика. СПб., 1908; Политика. СПб., 1911; Метафизика. М.; Л., 1936; О частях животных. М, 1937; О возникновении животных. М.; Л., 1940; Риторика //Античные риторики. М., 1978; Риторика. Кн. 3 // Аристотель и античная литература . М., 1978; Поэтика // Там же; Соч.: В 4 т. М., 1975-1981. Т. 1-3. О Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959; Зубов В.П. Аристотель. М., 1963; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика . М., 1975. Т. 4. А. Н. Чанышев

(384-322 до н. э) -древнегреч. философ и ученый -энциклопедист, к-рого Маркс назвал «величайшим мыслителем древности». Основал собственную школу (Ликей). Подвергнув критике теорию своего учителя Платона об « идеях » как бестелесных формах вещей, создал учение объективного идеализма . охватившее все виды совр. ему знания, а вопросах объяснения природы часто совпадающее с материализмом, Этике А. посвятил три специальных труда , гл. из к-рых - « Этика Никомаха» -предназначался для его сына. А. считал, что в основе моральной деятельности я нравственных доблестей лежит объективная целесообразность . Высшее благо - это цель , к к-рой люди стремятся ради нее самой. Раскрывает его высшая руководящая наука - политика . Как самодовлеющее, оно не может состоять ни в материальном богатстве, ни в наслаждении, ни даже в одной добродетели, а определяется назначением человека , к-рое воплощается в прекрасном выполнении разумной деятельности и в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью . Стремящаяся к высшему благу жизнь может быть только деятельной; добрые качества, не обнаруженные в действии, не дают блаженства. Кроме высшей цели достижение высшего блага предполагает известное число подчиненных ему низших целей. Достигнуть цели можно, обладая добродетелью, к-рая есть прежде всего умение верно ориентироваться -выбирать среднее между излишеством и недостатком. При этом «середина» не может быть найдена в пределах дурного; выбору подлежит только наилучшее из хорошего. Добродетели А. подразделил на этические, или добродетели характера (напр., щед рост ь), и дианоэтические, или интеллектуальные (напр., мудрость ). Последние развиваются гл. обр. путем об учения , нуждаются в опыте и во времени. Добродетели -не аффекты и не прирожденные способности , а приобретенные свойства. Поскольку найти «середину» между избытком и недостатком трудно, нравственное совершенство - достижение редкое, похвальное и прекрасное , Т. к. добродетели проявляются в области средств, ведущих к цели, то, согласно А., во власти человека и добродетельность, и порочность, и воздержание . Однако стремление к истинной цели не подчиняется личному выбору; человек должен родиться с этим стремлением. Кто от природы в совершенстве владеет им, тот - благородный человек. Степень произвольности действий и приобретенных свойств души, по А, не одна и те же действия с самого начала и до конца во власти человека, приобретенные же свойства души произвольны лишь вначале, и человек не замечает, как постепенно складывается его характер. Поскольку этическая концепция А. тесно связана с его «Политикой», исследующей общественные отношения , А. ввел в «Этику» вопрос стоимости, проблему к-рой он рассматривает как частный случай проблемы «справедливости», Анализ «справедливости» развернулся у А. в обстоятельный разбор одного из важных вопросов политической экономии. Несмотря на то, что в этом анализе А., как показал К. Маркс, проявил историческую ограниченность классового мышления, он все же открыл в выражении стоимости товаров непосредственно не видное отношение равенства. Настоящая цель человеческой жизни, по А. - блаженство , к-рое вызывается деятельностью как таковой. Блаженная жизнь сообразна с важнейшей добродетелью, к-рая присуща лучшей части души. Деятельность последней созерцательна. Но созерцание истины, по А., самая притягательная из всех деятельностей; ей наиболее свойственна « самодостаточность ». В противоположность деятельности практических добродетелей (военной, политической), к-рая стремится всегда к известной цели и желательна не ради самой себя, созерцательная деятельность разума отличается значимостью и ценностью ради себя самой, не стремится к к.-л. внешней цели и заключает в себе ей одной присущее наслаждение , к-рое усиливает энергию. Именно к такой жизни и должен стремиться человек. Нравственный идеал А., провозглашающий высшей доблестью самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины; предпосылкой философской деятельности - досуг (возможный благодаря рабскому труду и созданному на основе этого труда достатку); совершеннейшим и самодостаточным созерцанием-пребывающего вне мира и над миром бога, есть отражение в отвлеченной ферме идей античного рабовладельческого об-ва. Божественный образец созерцательной деятельности разума, сложное порождение характерного для греч. полиса второй половины IV в. до н. э. отделения умственного труда от физического, теоретического досуга от практической деятельности, независимости от тревог и превратностей социальной борьбы. В характерной для этики А. норме «середины» проявились социальные черты носителя этой нормы- гражданина полиса накануне его падения и покорения Македонской монархией.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Аристотель в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ахмадие - мусульм. секта, названная по имени основателя Мирзы ...
  • Афродита - в др.греч. мифологии богиня любви и женской ...
  • Аутодафе - (исп. и португ. auto da fe — акт ...
  • Аттис - фригийский бог природы. Согласно мифу, А. был ...
  • Атман - (санскр.) одно из осн. понятий в религ.мифологич. ...
  • Астрология - (от греч. astron звезда и logos ...
  • Ассасины - (перс. хашшашин курильщики хашиша) — террористич. религ.политич. оргция ...
  • Апис - — бог в образе быка, крому поклонялись в ...
  • Антропоцентризм - (греч. anthropos — человек лат. centrum центр) — ...
  • Антропопатизм - (от греч. anthropos — человек и pathos ...
  • Антропология - (от греч. anthropos человек и logos ...
  • Антропогенез - (от греч. anthropos — человек genesis происхождение) ...
  • Антитринитарии - (от греч. anti против и лат. trinitas ...
  • Антиминс - (греч. вместопрестольник) — четырехугольный льняной или шелковый ...
  • Безумие - — психическое и душевное состояние поведение противоположное разумности. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари