Что такое Ареопагитики? Значение слова Ареопагитики в философском словаре

1) Ареопагитики - - свод религ.-филос. соч. 5 в., включает трактаты : «О божественных именах», «Таинственное богословие », «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и 10 писем, приписываемых первому афин. епископу Дионисию Ареопагиту (отсюда название). Действит. автор неизвестен. В А. на основе переработки идей неоплатонизма создана целостная система христ. философии, характеризуемая апофатическим (отрицательным) богословием, согласно к-рому к богу как непознаваемому первоначалу не применимы никакие определения; эманация божеств, света воспринимается в состоянии религ. экстаза ; нисхождение от бога к миру выражено в небесной иерархии «ангельских чинов», к-рой отвечает церк. иерархия . А. оказали определенное влияние на вост. христ. богословие, на теологич. и филос. мысль средневековья и Возрождения. Являясь источником мистич. идей, А. в то же время вели к деперсонализации бога, что послужило предпосылкой развития философии пантеизма .

2) Ареопагитики - — собрание четырех трактатов (“О божественных именах”, “О небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “Таинственное богословие ”) и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся полумифическому сподвижнику апостола Павла и первому христианскому епископу Афин 1 в. н. э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода соч.), авторство к-рого было впоследствии оспорено. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма , к-рого еще не было в 1 в. В А. дано развитое церковное учение , к-рого тоже не могло быть в 1 в. До середины 5 в. во всей раннехристианской литературе отсутствуют к.-л. ссылки на эти произв. Подобного рода аргументы , а также и мн. др. заставили ученых отнести появление этого свода ко 2-й половине 5 в. и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Нек-рые ученые приписывают авторство А. действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По содержанию своему А. представляет собой систематически продуманное христианское учение: мир— иерархически организованное целое; центр бытия — непознаваемое божество, от к-рого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область вплоть до обыкновенных людей и вещей. Трактовка отношения бога и мира в А. представляет собой сочетание христианского креационизма с неоплатоновским эманационизмом ( возникновение мира — спонтанный процесс самоотчуждения божественной доброты и любви). Из этого сочетания следует тождество трансцендентности и имманентности бога миру, что ведет к пантеистическим выводам (всякое бытие — богоявление, теофания ). А.— синтез христианства с неоплатонизмом, в к-ром побеждают неоплатоновские моменты . В центре внимания автора А. находятся пути богопознания: катафатическнй (приписывание богу положительных качеств в превосходной степени) и апофатический ( отрицание наличия у бога любых мыслимых человеком свойств). Гл. выводы апофатикн — деперсонализация бога и идея , что бытие бога состоит в его небытии (теологическая диалектика ). А. являются одним из теоретических источников как византийской, так и западноевропейской средневековой философии (в 9 в. были переведены на лат. язык Эриугеной).

Ареопагитики

- свод религ.-филос. соч. 5 в., включает трактаты : «О божественных именах», «Таинственное богословие », «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и 10 писем, приписываемых первому афин . епископу Дионисию Ареопагиту ( отсюда название ). Действит. автор неизвестен. В А. на основе переработки идей неоплатонизма создана целостная система христ . философии, характеризуемая апофатическим (отрицательным) богословием, согласно к-рому к богу как непознаваемому первоначалу не применимы никакие определения; эманация божеств, света воспринимается в состоянии религ. экстаза ; нисхождение от бога к миру выражено в небесной иерархии «ангельских чинов», к-рой отвечает церк. иерархия . А. оказали определенное влияние на вост. христ. богословие, на теологич. и филос. мысль средневековья и Возрождения. Являясь источником мистич. идей, А. в то же время вели к деперсонализации бога, что послужило предпосылкой развития философии пантеизма .

— собрание четырех трактатов (“О божественных именах”, “О небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “Таинственное богословие ”) и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся полумифическому сподвижнику апостола Павла и первому христ ианскому епископу Афин 1 в. н. э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свод а соч.), автор ство к-рого было впоследствии оспорено. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма , к-рого еще не было в 1 в. В А. дано развитое церковное учение , к-рого тоже не могло быть в 1 в. До середины 5 в. во всей раннехристианской литературе отсутствуют к.-л. ссылки на эти произв. Подобного рода аргументы , а также и мн. др. заставили ученых отнести появление этого свода ко 2-й половине 5 в. и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Нек-рые ученые приписывают авторство А. действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По содержанию своему А. представляет собой система тически продуманное христианское учение: мир— иерархически организованное целое; центр бытия — непознаваемое божество, от к-рого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область вплоть до обыкновенных людей и вещей. Трактовка отношения бога и мира в А. представляет собой сочетание христианского креационизма с неоплатоновским эманационизмом ( возникновение мира — спонтанный процесс самоотчуждения божественной доброты и любви). Из этого сочетания следует тождество трансцендентности и имманентности бога миру, что ведет к пантеистическим выводам (всякое бытие — богоявление, теофания ). А.— синтез христианства с неоплатонизмом, в к-ром побеждают неоплатоновские моменты . В центре внимания автора А. находятся пути богопознания: катафатическнй (приписывание богу положительных качеств в превосходной степени) и апофатический ( отрицание наличия у бога любых мыслимых человеком свойств). Гл. выводы апофатикн — деперсонализация бога и идея , что бытие бога состоит в его небытии (теологическая диалектика ). А. являются одним из теоретических источников как византийской, так и западноевропейской средневековой философии (в 9 в. были переведены на лат. язык Эриугеной).

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Ареопагитики в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Аутодафе - (исп. и португ. auto da fe — акт ...
  • Аттис - фригийский бог природы. Согласно мифу, А. был ...
  • Атман - (санскр.) одно из осн. понятий в религ.мифологич. ...
  • Астрология - (от греч. astron звезда и logos ...
  • Ассасины - (перс. хашшашин курильщики хашиша) — террористич. религ.политич. оргция ...
  • Асклепий - в др.греч. мифологии — сын Аполлона и ...
  • Архимандрит - (греч. archimandrites старший над оградой, т. е. ...
  • Антропопатизм - (от греч. anthropos — человек и pathos ...
  • Антропология - (от греч. anthropos человек и logos ...
  • Антропогенез - (от греч. anthropos — человек genesis происхождение) ...
  • Антитринитарии - (от греч. anti против и лат. trinitas ...
  • Антиминс - (греч. вместопрестольник) — четырехугольный льняной или шелковый ...
  • Антидор - (греч. вместодарие) части просфоры, раздаваемые верующим ...
  • Анисимовцы - сектант, группировка, отделившаяся в нач. 20х гг. ...
  • Драматизм - (от греч. drama — действие ) — эстетическая ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари