(от греч . aporia - затруднение , недоумение ) - трудноразрешимая проблема , связанная с противоречие м между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., сформулированные древнегреч. философом Зеноном Элейским (ок. 490 - ок. 430 до н. э.). В А. " Ахилл " говорится о том, что быстроногий Ахилл не способен догнать медлительную черепаху, так как, пока он пробежит разделяющее их расстояние , она проползет немного , пока он будет пробегать этот отрезок , она еще немного отползет и т. д. А. " Дихотомия " говорит, что, прежде чем пройти весь путь , движущееся тело должно пройти его половину, а до этого - половину половины и т. д.; процесс такого деления бесконечен, поэтому тело вообще не может начать двигаться или, если оно уже движется, движение не может окончиться . Эти и подобные им А. теперь признаются подлинными парадоксами, связанными, в частности, с описанием движения . А. близка к антиномии, но отличается от последней. Антиномия представляет собой обоснование двух несовместимых утверждений, одно из которых отрицает другое. А. же выдвигает и обосновывает положение , явно противоречащее опыту. А. обычны и в современном мышлении. Всякий раз, когда принятая и хорошо апробированная теория вдруг резко расходится с достаточно твердо установленными фактами, можно говорить о возникновении затруднения, называвшегося в древности А. Напр., устойчивость мира является очевидным фактом. Одни и те же вещества постоянно выступают с одними и теми же свойствами, образуются одни и те же кристаллы , возникают одни и те же соединения и т. п. Вместе с тем с точки зрения классической механики Ньютона такая устойчивость является в принципе недостижимой. Н. Бор указывал, что именно размышление над данным затруднением заставило его отказаться от классической механики при объяснении внутреннего строения атома . Это противоречие между тем, что дано в наблюдении, и тем, что предписывает ньютоновская механика , является типичной А.
(от греч . а – отрицательная частица и – дорога, мост): затруднение , безвых одно сть. Под апорией понимается трудная и неразрешимая проблема , связанная с возникновением противоречия. Внутри апории рождается возражение против очевидного, указывающее на невоз можно сть достичь решения проблемы в рамках обыденных представлений, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия. Наиболее известны апории, восходящие к древнегреческому философу Зенону Элейскому. В качестве самой известной назовем апорию « Ахилл и черепаха». В противоречии с чувственным опытом быстроногий Ахилл, персонаж греческой мифологии, не может догнать черепаху, так как, пока он пробежит разделяющее их расстояние , черепаха все же успеет проползти некий отрезок пути. Пока он будет пробегать этот отрезок, она отползет еще немного и т. д., до бесконечности. Другая апория «Стрела»: летящая стрела покоится. Действительно, в каждый момент времени стрела, находясь в пространстве полета, занимает фиксированное, равное своей длине место и, следовательно, покоится. Если это так, то как может бесконечная сумма «покоев» дать движение ?
- трудноразрешимая проблема , связанная обычно с противоречие м между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом.
( греч . а — отрицательная частица , poros — выход, aporia — безвых одно е положение , затруднение , недоумение ) — термин , f помощью которого античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в осмыслении движения , времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непреодолимые логические затруднения. Ряд А. — доказательств, направленных против признания истинности движения, создал Зенон (5 в. до н.э.) представитель школы элеатов. Он считал, что всякое понятие о движении противоречиво, следовательно — не истинно. Важнейшие из А. Зенона — "Летящая стрела", " Дихотомия ", " Ахилл ес и черепаха ", сводятся к общему доказательству, сформулированному им самим: "Движущийся предмет не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет." Согласно А. "Летящая стрела покоится" путь движения стрелы состоит из суммы точек покоя. В каждой точке движения стрела находится в состоянии покоя. Из ряда состояний покоя движение возникнуть не может . Аргумент "Дихотомия", направленный на доказательство неистинности движения, состоит в следующем. Для того, чтобы пройти расстояние от точки А до точки В, человек должен сначала пройти половину намеченного расстояния. Но прежде чем пройти половину расстояния, он должен пройти половину этой длины, а для этого — половину оставшейся половины и т.д. Иначе, для того, чтобы осуществить движение на ограниченном пространстве, человек должен пройти бесконечное количество частей этого пространств, следовательно, он ни когда не дойдет до точки, к которой стремится. Такого рода деление пространства Гегель назвал "дурной бесконечностью ". В А. "Ахиллес и черепаха" Зенон доказывает, что быстроногий Ахиллес никогда не догонит черепаху, вследствие того, что Ахиллес, находясь в начале движения позади черепахи, должен вновь и вновь проходить то расстояние, которое ранее уже прошла черепаха: за то время , пока Ахиллес преодолеет отделяющее его от черепахи расстояние, черепаха проползет половину этого расстояния; преодолеет Ахиллес половину, а черепаха отползет еще на одну четверть и т.д. до бесконечности. В этих и других А. Зенон видит в пространстве лишь сумму отдельных отрезков, не умея раскрыть диалектическую взаимосвязь времени и пространства, единство их прерывности и непрерывности, актуализируемое в движении. С.В. Воробьева
(от греч . а - отриц. частица и porцs - дорога, мост) - безвых одно е положение , невоз можно сть достигнуть разрешения проблемы, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия. См. также Антиномия , Скепсис .
( греч . aporia — безвых одно е положение ) — понятие , означающее в древнегреч. философии трудноразрешимую проблему. А. возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие . А. принято называть рассуждения Зенона Элейского (сам он не употребляет этот термин ) о невоз можно сти движения . В А. “ Дихотомия ” утверждается, что, прежде чем пройти к.-л. расстояние , необходимо пройти его половину; чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т. д. до бесконечности. Отсюда делается вывод : движение и не может начать ся. В А. “ Ахилл и черепаха” говорится, что быстроногий Ахилл ни когда не догонит черепаху, т. к. за то время , пока бегун достигает того места, где находилась черепаха в момент “старта”, черепаха успеет продвинуться на какое-то расстояние вперед, и т. д. Верно подметив противоречивость движения, но, не поняв единства его противоположных моментов, Зенон сделал вывод о немыслимости, а тем самым о невозможности движения вообще . Философский смысл термин “А.” впервые принимает у Платона и у Аристотеля. Последний дает определение этого термина как “равенства противоположных заключений”. К А. близки кантовские антиномии.