(oTrpe4.apokryphos-тайный, секретный ) - произведения религ. содержания, но не признанные церковь ю (или жречеством ) священными. Существуют ветхозаветные А. (иудаисты называют их «посторонними книгами») и новозаветные. Большинство в.-з. А. до нас не дошло; нек-рые сохранились в переводах гл. обр. на греч ., а также на др.-арм. и ста-рослав. языки . К в.-з. А. относятся книги Маккавеев, Юдифь, Мудрости Иисуса сына Сира хова (Бен- Сира ), Мудрости Соломона , Товит, Барух, отд. части книг Ездры, Даниила и Эсфири, Заветы 12 патриархов и др. Среди кумранских рукописей обнаружены фрагменты не известных ранее А. — книги Бытия и книги Второзакония. К н.-з. А. относятся различные евангелия , деяния отд. апостолов, послания , апокалипсисы (откровения), созданные до канон изации текста Нового завета в 4 в. — нач. 5 в., к-рые церковь не включила в канон . Слово « апокриф » первоначально относилось к произведениям одной из групп христ иан — гностиков, стремившихся сохранить свое учение в тайне. Затем так стали называть раннехрист. писания, не признанные «бого-вдохновенными». Н.-з. А. делятся на «отреченные» (т. е. запрещенные) и дозволенные для чтения (но не для богослужения). Первый список «отреченных» книг был составлен в Вост. Римск. империи в 5 в. Большинство «отреченных» книг известно только по названиям и по цитатам, приведенным в произведениях христ. писателей 2-4 вв., к-рые с этими книгами спорят. Фрагменты нек-рых А. найдены на папирусах в Египте ( Евангелие и Апокалипсис Петра , отрывки из неизвестных евангелий и др.). В 1946 на юге Египта была обнаружена целая библиотека произведений христиан-гностиков, среди них: Евангелия от Фомы, от Филиппа, Истины, апокриф Иоанна и др. Созданные в средние века А., повествующие о детстве Иисуса и о жизни Марии, церковь разрешает читать , поскольку они не расходятся с догмой.
(от греч . apokryfos - подложный, скрытый, тайный) - не канон ические древние тексты , близкие по форме и тематике библейским, но не вошедшие в канон ветхозаветных и новозаветных книг в силу их сомнительного авторства, произвольных фантазий и сомнительных (а то и еретических) идей. Многие из апокриф ов - гностические по духу, нередко использовались в анти христ ианских целях и сохраняют свое значение для нецерковной религиозной мысли (напр., В.Налимов).