Что такое Антропологизм? Значение слова Антропологизм в философском словаре

1) Антропологизм - (греч.- человек и учение ): стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – о человеке. Последователи антропологизма считают, что обсуждение какой бы то ни было темы имеет, смысл лишь в том случае, если она касается или может быть истолкована в антропологическом ключе . Такая позиция характерна для евразийской философии.

2) Антропологизм - (от греч. anthropos — человек , logos — слово , понятие , учение ) — основополагающая черта некоторых филос. концепций, сводящих все проблемы философии к проблемам человека. Впервые этот принцип был сформулирован И. Кантом, когда он три известных вопроса философии свел к четвертому, с его т.зр. основополагающему: “Что такое человек?” В учении Л. Фейербаха человек — единственный, универсальный и высший предмет философии . Антропологический принцип — исходная точка философии Н.Г. Чернышевского, последователя Фейербаха. А. был реакцией на схоластическое конструирование метафизических сущностей типа субстанции или абсолютного духа. Сведение философии к деятельности человека, к живому пониманию, к опыту человеческого сознания значительно способствовало развитию филос. мысли. И в то же время в философии всегда шла борьба между А. и попытками его преодоления. С одной стороны, сохранялось стремление утвердить центральное положение философской антропологии среди др. областей философии, а с другой — противники антропологии снова и снова указывали на то, что человек вовсе не есть центр Вселенной, что он не “господин” сущего. В 20 в. антропологический принцип все более обнаруживает свою недостаточность , становится тормозом развития философии. Он привел, по словам М. Фуко , к тому, что философия погружается в новый сон, но уже не догматизма , а антропологии. Для понимания сущности человека необходим анализ метафизических оснований его существования, анализ, недоступный сегодняшней антропологии (М. Хайдег-гер), необходим выход за пределы человека как продукта Культуры Нового времени (Фуко). О Фейербах Л. Избр. философские произв.: В 2 т. М., 1955; Фуко М. Слова и веши. СПб., 1994; Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики. М., 1997.

3) Антропологизм - — философское течение, которое рассматривает понятие " человек " в качестве базисной категории , лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге , свободе, Боге и т. д. В концепциях А. человек — исходный пункт и конечная цель философии. А. отправным пунктом анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Концепции А. могут носить как материалистический, так и идеалистический характер . Крупнейшие представители материалистического А. Нового времени — Гельвеции и Фейербах, который и разработал А. как методологический философский принцип . Принцип А. ориентировал исследователей на изучение единства человеческой сущности и постулировал относительность деления человека на " тело " и "душу". Начиная со второй половины 19 в. разрабатываются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зиммель). А. испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. В современной западной философии А. (Ше-лер, Плеснер, Гелен, Э. Ротхакер, А. Портман и др.) стремится утвердить единство философского и конкретно-научного подхода и освободить понимание человека от крайностей как экзистенциалистского антисциентизма, так и сциентистски-рационалистического толкования человека. Человек начинает рассматриваться на широком фоне наук о духе и наук о культуре (этнографии, языкознания, социологии, истории религии и искусства и т. д.). Однако А., несмотря на некоторые научные и теоретические положения, сформулированные в его русле, не смог стать целостным учением о человеке. Односторонность А. проявляется в его абстрагированности от социальной сущности человека, от особенностей его жизнедеятельности как общественно-исторического существа. Как методологический принцип А. получил распространение в социологии, этике, эстетике. Е.В. Петушкова

4) Антропологизм - (от греч. anthropos - человек и logos - понятие ) - учение , вслед за Л. Фейербахом считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке.

5) Антропологизм - (греч. anthro-pos — человек и logos — учение , слово ) — философские концепции , утверждающие взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание к-рого дает ключ к ее тайнам . Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. А. в материализме 17—18 вв., провозглашавшем несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека, был частью идейного обоснования буржуазной революции. Ограниченность А.— в абстрактном понимании человека, недооценке его сознания. А. представляет все истинно человеческие черты и свойства в качестве “абстракта, присущего... индивиду ” (Маркс), “человеку вообще”, т. е. в отрыве от исторических форм общения, в к-рых возникает и осуществляется жизнедеятельность человека. А., по существу, биологизирует человека, что неминуемо ведет к идеализму в понимании истории, т. к. все общественные явления, возникающие в результате целенаправленной деятельности людей, здесь находят свое основание лишь в субъективно-психологических особенностях “природных индивидов”. Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. У последнего нек-рые черты А. преодолены благодаря революционному подходу к действительности. В совр. западной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающего объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Он свойствен мн. направлениям философии ( экзистенциализм , прагматизм философия жизни , философская антропология ), социологии ( антропосоциология , социал-дарвинизм , социобиология ), психологии ( фрейдизм ) и др.

Антропологизм

(греч.- человек и учение ): стремление рассматривать любую глобальную проблему сквозь призму центрального вопроса – о человеке. Последователи антропологизма считают, что обсуждение какой бы то ни было темы имеет, смысл лишь в том случае, если она касается или может быть истолкована в антропологическом ключе . Такая позиция характерна для евразийской философии.

(от греч. anthropos — человек , logos — слово , понятие , учение ) — основополагающая черта некоторых филос. концепций, сводящих все проблемы философии к проблемам человека. Впервые этот принцип был сформулирован И. Кантом, когда он три известных вопроса философии свел к четвертому, с его т.зр. основополагающему: “Что такое человек?” В учении Л. Фейербаха человек — единственный, универсальный и высший предмет философии . Антропологический принцип — исходная точка философии Н.Г. Чернышевского, последователя Фейербаха. А. был реакцией на схоластическое конструирование метафизических сущностей типа субстанции или абсолютного духа. Сведение философии к деятельности человека, к живому пониманию, к опыту человеческого сознания значительно способствовало развитию филос. мысли. И в то же время в философии всегда шла борьба между А. и попытками его преодоления. С одной стороны, сохранялось стремление утвердить центральное положение философской антропологии среди др. областей философии, а с другой — противники антропологии снова и снова указывали на то, что человек вовсе не есть центр Вселенной, что он не “господин” сущего. В 20 в. антропологический принцип все более обнаруживает свою недостаточность , становится тормозом развития философии. Он привел, по словам М. Фуко , к тому, что философия погружается в новый сон, но уже не догматизма , а антропологии. Для понимания сущности человека необходим анализ метафизических оснований его существования, анализ, недоступный сегодняшней антропологии (М. Хайдег-гер), необходим выход за пределы человека как продукта Культуры Нового времени (Фуко). О Фейербах Л. Избр. философские произв.: В 2 т. М., 1955; Фуко М. Слова и веши. СПб., 1994; Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики. М., 1997.

— философское течение, которое рассматривает понятие " человек " в качестве базисной категории , лежащей в основании системы представлений о бытии, природе, обществе, культуре, истине, добре, благе, долге , свободе, Боге и т. д. В концепциях А. человек — исходный пункт и конечная цель философии. А. отправным пунктом анализа считает биологическую (а не социальную) природу человека. Концепции А. могут носить как материалистический, так и идеалистический характер . Крупнейшие представители материалистического А. Нового времени — Гельвеции и Фейербах, который и разработал А. как методологический философский принцип . Принцип А. ориентировал исследователей на из учение единства человеческой сущности и постулировал относительность деления человека на " тело " и "душу". Начиная со второй половины 19 в. разрабатываются идеалистические варианты А. (Ницше, Дильтей, Зиммель). А. испытал на себе значительное влияние философии жизни, феноменологии Гуссерля, психоанализа Фрейда. В современной западной философии А. (Ше-лер, Плеснер, Гелен, Э. Ротхакер, А. Портман и др.) стремится утвердить единство философского и конкретно-научного подхода и освободить понимание человека от крайностей как экзистенциалистского антисциентизма, так и сциентистски-рационалистического толкования человека. Человек начинает рассматривать ся на широком фоне наук о духе и наук о культуре (этнографии, языкознания, социологии, истории религии и искусства и т. д.). Однако А., несмотря на некоторые научные и теоретические положения, сформулированные в его русле, не смог стать целостным учением о человеке. Односторонность А. проявляется в его абстрагированности от социальной сущности человека, от особенностей его жизнедеятельности как общественно-исторического существа. Как методологический принцип А. получил распространение в социологии, этике, эстетике. Е.В. Петушкова

(от греч. anthropos - человек и logos - понятие ) - учение , вслед за Л. Фейербахом считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке.

(греч. anthro-pos — человек и logos — учение , слово ) — философские концепции , утверждающие взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание к-рого дает ключ к ее тайнам . Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела. А. в материализме 17—18 вв., провозглашавшем несовместимость феодального строя и религии с подлинной природой человека, был частью идейного обоснования буржуазной революции. Ограниченность А.— в абстрактном понимании человека, недооценке его сознания. А. представляет все истинно человеческие черты и свойства в качестве “абстракта, присущего... индивиду ” (Маркс), “человеку вообще”, т. е. в отрыве от исторических форм общения, в к-рых возникает и осуществляется жизнедеятельность человека. А., по существу, биологизирует человека, что неминуемо ведет к идеализму в понимании истории, т. к. все общественные явления, возникающие в результате целенаправленной деятельности людей, здесь находят свое основание лишь в субъективно-психологических особенностях “природных индивидов”. Наиболее полно А. представлен у Фейербаха и Чернышевского. У последнего нек-рые черты А. преодолены благодаря революционному подходу к действительности. В совр. западной философии А. выступает как обоснование разных форм идеализма, рассматривающего объективный мир как нечто производное от человеческой сущности. Он свойствен мн. направлениям философии ( экзистенциализм , прагматизм философия жизни , философская антропология ), социологии ( антропосоциология , социал-дарвинизм , социобиология ), психологии ( фрейдизм ) и др.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Антропологизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ахимса - ( ахинса санскр.): непричинение вреда живому, из чего ...
  • Ауспик - (лат.): птицегадатель, прорицатель по полету вещих птиц; руководитель, ...
  • Аум - (санс.) Священный слог, трехбуквенное единство отсюда – троица ...
  • Атман - фундаментальное понятие индийской философии, берущее начало в Ведах ...
  • Аташ - принятое в зороастризме древнеперсидское название священного огня – ...
  • Атараксия - (греч.отсутствие волнений, невозмутимость) : в древнегреческой этике состояние ...
  • Астея - этический принцип и добродетель связанная с освобождением ...
  • Алтарь - (лат.высокораслоложенный, возвышение): один из сохранившихся до наших дней ...
  • Акция - ценная бумага выдаваемая инвестору в обмен на ...
  • Акаша - бесконечное вездесущее вещество вселенной, что повсюду присутствует ...
  • Азан - в ритуальной практике ислама – призыв на молитву, ...
  • Адепт - (от лат.достигший): ревностный приверженец какого – либо учения, ...
  • Адам - (евр. человек ): в Каббале А. есть "единородный" ...
  • Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие направленное на ...
  • Инсайт - мгновенное и четкое научение или понимание имеющие ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари