- объект , адекватно отражающий какие-либо стороны другого объекта: понятия, предмет а , явления . По [12] аналог - нечто , представляющее соответствие , сходство или подобие другому предмету или явлению, дающее основание для аналогии. По [2] - термин теории познания [ греч . analogos], обозначающий идеальный объект ( понятие , теорию, метод исследования и т.п.), адекватно отражающий какой-либо материальный предмет, процесс , закономерность .
( греч analogos — соответствующий) — термин теории познания, обозначающий идеальный объект ( понятие , теорию, метод исследования и т. д.), адекватно отражающий к.-л. материальный предмет , процесс , закономерность . В “Диалектике природы” Энгельс говорит, что для естествознания (слова Энгельса в полной мере относятся и к области социально-исторических наук) диалектика является наиболее важной формой мышления, “ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития.” (Т. 20. С 367) Термин ом “А ” в совр философской литературе обозначают также материальный объект (включая различные виды материальной практики людей), являющийся реальной основой (оригиналом) к.-л теории, теоретико-познавательного закона или логического правила. Напр., самые общие и обычные отношения вещей составляют объективную основу (А.) суждения, умозаключения и др. форм мышления. Нахождением А. устанавливается факт генезиса того или иного идеального явления , что очень важно в борьбе с различными формами идеализма Выяснение же специфики методологического закона, логического правила и т. д. предполагает всесторонний анализ их функций в определенной системе знания. Термин “А.” (к-рый относят и к различного рода моделям) конкретизируется при рассмотрении проблем отражения и моделирования ( Изоморфизм и гомоморфизм ).