Что такое Американоцентризм? Значение слова Американоцентризм в философском словаре

Американоцентризм - - одна из разновидностей европоцентризма , рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Осмысление культурных связей между Европой и Америкой имеет в философии давние традиции ; реальные социально-истор. особенности судьбы амер. нации позволяли говорить о своеобразии США. Нек-рые философы усматривали в переменах, происходивших на Амер. континенте, прообраз принципиально иной цивилизации, опережающей европейскую и ценностно несоизмеримую с ней. Философы Нового Света , в согласии с этой установкой, развивали мессианские идеи , представляя Америку "спасительницей" старой Европы, якобы исчерпавшей свою духовность . Однако культурные узы Европы и США порождали в филос. лит-ре и противоположный ход мысли: энтузиазм по поводу социальных и духовных преобразований на новых землях сменялся унынием, разочарованием в цивилизаторской миссии Америки. Ранее господствующий в зап. сознании строй мысли не включал даже намека на культурное различие между Европой и Америкой. Постепенно в амер., а отчасти в зап.-европ. сознании складывалось иное убеждение : подчеркивалось культурно-истор. своеобразие Америки, укреплялось представление , что именно в Новом Свете разыгрывается новая драма истории, выявлялся особый потенциал человеч. духа. Однако попытки раскрыть неповторимость амер. культуры, доказать ее своеобразие, принципиальное отличие от европейской то и дело приводили к прямо противоположным результатам: духовная жизнь Нового Света представлялась лишь в малой мере отличной от европейской. Амер. мыслители находились под сильным влиянием европ. идейного наследия,хотя и придавали ему особую трактовку. Так, амер. интеллектуалы восприняли основы англ. пуританизма, сообщив ему, однако, мессианистский оттенок . Именно поэтому в амер. обществ, сознании стали укрепляться универсалистские идеи, согласно к-рым Америка в противовес Европе может стать истинным проводником религ. и гражд. свобод. Англ. Америка рассматривалась идеологами Нового Света как бастион гражд. и религ. свобод. Война с Францией укрепляла провиденциалистские настроения. Наступление амер. революции оценивалось как божеств, промысл . Концепция божеств, провидения стала важным рычагом нац. самоутверждения. Амер. революция приравнивалась к исходу евреев из Египта, основатели гос-ва - к библейским патриархам, Вашингтона уподобляли Моисею. Гос-во, основанное на новом континенте, не имело ни прошлого, ни гомогенного населения, но именно поэтому создавалась социальная мифология , появилась идея , будто Америка начинает новую историю человечества. Игнорируя социально-экон. факторы нац. сплочения, амер. теоретики подчеркивали консолидирующую роль мифов, изображая завоевателей материка подвижниками, имеющими полное право предписывать свою волю "примитивным" народам Америки и Африки; оправдывались насилие и геноцид . Истор. становление мыслилось как борьба с "дикостью" индейцев, как цементирование нации на основе неоспоримых культурных стандартов. Амер. философы возвещали наступление новых времен, грядущее торжество принципов демократии и гуманизма . Культурное своеобразие новой нации расценивалось как залог уникального истор. развития. Исторически амер. нац. сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судеб развития страны: американцы - новый народ , сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением. Своеобразие этой культуры - в особой приверженности идее техн. прогресса , динамизма , преобразования. В рамках американоцентристской концепции Европа и др. страны мира рассматриваются в осн. как плацдарм для укоренения амер. цивилизации. Выдвигая разл. программы культурного обновления, идеологи А. по сути дела поддерживают идеал динамичной вненац. культуры. Совр. версии А. страдают исходной противоречивостью: "новые философы" пишут об универсальном мировоззрении, свободном от узости "регионализма", ратуют за возрождение глобальной культуры, но источником универсализма оказывается не объективный процесс сближения культур, а именно А. Лит.: Нац. вопрос в развитых капиталистич. странах. М., 1978; Зап. Европа и культурная экспансия американизма. М., 1985; США глазами амер. социологов. Кн. 2: Политика , идеология , массовое сознание . М., 1988. П. С. Гуревич

Американоцентризм

- одна из разновидностей европоцентризма , рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Осмысление культурных связей между Европой и Америкой имеет в философии давние традиции ; реальные социально-истор. особенности судьбы амер. нации позволяли говорить о своеобразии США. Нек-рые философы усматривали в переменах, происходивших на Амер. континенте, прообраз принципиально иной цивилизации, опережающей европейскую и ценностно несоизмеримую с ней. Философы Нового Света , в согласии с этой установкой, развивали мессианские идеи , представляя Америку "спасительницей" старой Европы, якобы исчерпавшей свою духовность . Однако культурные узы Европы и США порождали в филос. лит-ре и противоположный ход мысли: энтузиазм по поводу социальных и духовных преобразований на новых землях сменялся унынием, разочарованием в цивилизаторской миссии Америки. Ранее господствующий в зап. сознании строй мысли не включал даже намека на культурное различие между Европой и Америкой. Постепенно в амер., а отчасти в зап.-европ. сознании складывалось иное убеждение : подчеркивалось культурно-истор. своеобразие Америки, укреплялось представление , что именно в Новом Свете разыгрывается новая драма истории, выявлялся особый потенциал человеч. духа. Однако попытки раскрыть неповторимость амер. культуры, доказать ее своеобразие, принципиальное отличие от европейской то и дело приводили к прямо противоположным результатам: духовная жизнь Нового Света представлялась лишь в малой мере отличной от европейской. Амер. мыслители находились под сильным влиянием европ. идейного наследия,хотя и придавали ему особую трактовку. Так, амер. интеллектуалы восприняли основы англ. пуританизма, сообщив ему, однако, мессианистский оттенок . Именно поэтому в амер. обществ, сознании стали укрепляться универсалистские идеи, согласно к-рым Америка в противовес Европе может стать истинным проводником религ. и гражд. свобод. Англ. Америка рассматривалась идеологами Нового Света как бастион гражд. и религ. свобод. Война с Францией укрепляла провиденциалистские настроения . Наступление амер. революции оценивалось как божеств, промысл . Концепция божеств, провидения стала важным рычагом нац. самоутверждения. Амер. революция приравнивалась к исходу евреев из Египта, основатели гос-ва - к библейским патриархам, Вашингтона уподобляли Моисею. Гос-во, основанное на новом континенте, не имело ни прошлого, ни гомогенного населения, но именно поэтому создавалась социальная мифология , появилась идея , будто Америка начинает новую историю человечества. Игнорируя социально-экон. факторы нац. сплочения, амер. теоретики подчеркивали консолидирующую роль мифов, изображая завоевателей материка подвижниками, имеющими полное право предписывать свою волю "примитивным" на рода м Америки и Африки; оправдывались насилие и геноцид . Истор . становление мыслилось как борьба с "дикостью" индейцев, как цементирование нации на основе неоспоримых культурных стандартов. Амер. философы возвещали наступление новых времен, грядущее торжество принципов демократии и гуманизма . Культурное своеобразие новой нации расценивалось как залог уникального истор. развития. Исторически амер. нац. сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судеб развития страны: американцы - новый народ , сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением. Своеобразие этой культуры - в особой приверженности идее техн. прогресса , динамизма , преобразования. В рамках американоцентристской концепции Европа и др. страны мира рассматриваются в осн. как плацдарм для укоренения амер. цивилизации. Выдвигая разл. программы культурного обновления, идеологи А. по сути дела поддерживают идеал динамичной вненац. культуры. Совр. версии А. страдают исходной противоречивостью: "новые философы" пишут об универсальном мировоззрении, свободном от узости "регионализма", ратуют за возрождение глобальной культуры, но источником универсализма оказывается не объективный процесс сближения культур, а именно А. Лит.: Нац. вопрос в развитых капиталистич. странах. М., 1978; Зап. Европа и культурная экспансия американизма. М., 1985; США глазами амер. социологов. Кн. 2: Политика , идеология , массовое сознание . М., 1988. П. С. Гуревич

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Анархизм - (греч. "a", "an", " отрицание ", "не" и ...
  • Актуальное - (лат. "actu", " действие ") "действительное", "наличествующее". ...
  • Акматическая - (греч. "akmh", "пик") стадия вершина какогото процесса ...
  • Автократия - (греч. "autoz", "сам" и "kratoz", " власть ") ...
  • Атараксия - (греч. ataraxiaневозмутимость) категория древнегреч этики, характеризующая состояние ...
  • Аристотель - (384322 до н. э) древнегреч. философ и ученый ...
  • Аморализм - (от греч. аотрицательная частица и лат. moralis ...
  • Антроподицея - (от греч. человек и справедливость букв, оправдание человека) ...
  • Анагогия - (от греч. вести вверх, возводить) метод ...
  • Аттрактор - (однокоренные слова тракт, трактир, трактор, аттракцион, аттрактанты ...
  • Атавизм - проявление у биологических и социальных организмов свойств ...
  • Архантропы - человекообразные существа, занимающие между обезьяной и человеком ...
  • Апостериори - на основе опытных данных, эмпирически обусловленно, в ...
  • Антропоцентризм - мировоззрение в основе которого формируется и развивается ...
  • Аркиты - Древние жрецы, прикрепленные к Ковчегу как Изиды, так ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари