Что такое Альтруизм? Значение слова Альтруизм в философском словаре

1) Альтруизм - (от лат. alter - другой ) - в этике характеристика неэгоистических поступков человека , в которых выражается его готовность и способность человека действовать в интересах других людей, оставляя свой личный интерес на втором плане . В философии нет единого мнения об источнике и реальном значении этой способности , но отмечается, что она не всегда является выражением любви к ближнему. Иногда христианскую этику называют альтруистической, но альтруизм вовсе не требует жертвенной любви к ближнему, образец которой дал Христос (Ин.15.13).

2) Альтруизм - - бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами [11]. По [7]: "... альтруизм принципиально отличается от любви, взамен которой его придумали. Альтруизм требует любви к другому, абстрактному человеку по той только причине, что это другой человек. Таким образом, объектом альтруизма является неопределенный индивид , которого мы должны любить именно потому, что он чужд нам, что он от нас отличается. Любовь , напротив, испытывают всегда к конкретной личности, которую мы любим не потому, что она от нас отличается, а потому, что она нам близка, - и любим в той мере, в какой она нам тождественна. По-видимому, чувствуя это различие , Конт и придумал свой "альтруизм". Отождествление альтруизма с человеческой любовью является суеверием , и нет ничего более жалкого, чем проповедь альтруизма с церковных амвонов. Необходимо помнить, что в концепции Конта речь идет не о человеческом индивиде, а о так называемом "великом существе" (grand etre), т.е. о человечестве. Альтруизм связывает нас с "великим существом" и служит целям идолопоклонства, каковым является преклонение перед человечеством . Концепция альтруизма должна была заменить собой христианское учение о любви к ближнему". Несмотря на некоторую убедительность соображений Бохеньского необходимо отметить, что альтруизм как явление и состояние человека существовали и существуют независимо от того, придумали его или нет. Суть дела заключается в том, что реальные отношения между людьми гораздо богаче и разнообразнее, чем предписываемые религиозными или экономическими канонами. Общественная система решает гораздо более сложные задачи человеческих отношений, чем может представляться отдельному человеку. Элементы альтруизма (любви к своему виду) присущи многим животным, т.е. являются инстинктивными [5]. Ассоциативный блок. Опыт показывает, что "придумать что-либо и внедрить в практику" удается лишь тогда, когда есть в этом объективная необходимость . В связи с этим альтруизм в человеческих отношениях скорее всего существовал задолго до Конта, а Конт его лишь увидел.

3) Альтруизм - термин , созданный в 1830 г. Контом и означающий бескорыстную заботу о благе ближнего. Признаки альтруизма : привязанность, уважение , доброта . На взгляд составителя словаря, является одной из форм проявления мудрости человека . Альтруизм – принцип морального поведения (противоположный гедонизму , а в некоторой степени – и утилитаризму ).

4) Альтруизм - (Лат.) От alter - другое. Свойство , противоположное эгоизму. Деяния, направленные на то, чтобы делать добро другим, не считаясь с собой.

5) Альтруизм - (фр. altruisme, лат. alter — другой ) — моральный принцип , основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма , безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми. Понятие А. введено Контом, как обобщение принципа "жить ради других", существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Смит) и идеями французского Просвещения (Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию "А. — эгоизм" через рассмотрение другого как уникального Я, подобного моему. Д.В. Майборода

6) Альтруизм - (от лат. alter - другой , иной) мировоззренческая позиция с присущим ей нравственным принципом поведения, суть которого в способности жертвовать собой, своими интересами ради блага других и в том, чтобы бескорыстно служить другим людям. Противоположен эгоизму и эгоцентризму .

7) Альтруизм - (фр. altnnsme от лат alter- другой ) - моральный принцип , предписывающий человеку подавление собственного эгоизма , бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов др. В теорию морали термин был введен фр. философом и социологом Контом, к-рый положил данный принцип в основу своей этической системы. Конт считал, что моральное усовершенствование об-ва может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства -А., к-рое должно противодействовать их эгоизму. Подобные идеи развивались и ранее Шефтсбери, Хатчесоном, А Смитом. Буржуазное понимание А. основывается на представлении, что люди по своей природе являются эгоистами и что эту их «естественную» склонность можно побороть моральным воспитанием человека. Т. обр., характерную для буржуазного об-ва противоположность интересов людей предлагается преодолеть не путем перестройки общественных отношений, а на основе самосовершенствования личности ( Самовоспитание ). Практически же А. в буржуазном об-ве может проявляться лишь как частная благотворительность ( Филантропия ), как оказание бескорыстных услуг «ближнему» в личном плане , вопреки законам экономической деятельности, к-рая необходимо является своекорыстной. При социализме принцип А. сохраняет значение в осн. в области личных взаимоотношений (оказание друг другу различных частных услуг, помощи и т. д.). В сфере же общественно полезной деятельности, в труде , как показал В. И. Ленин, люди служат не их «ближним», а «дальним», т. е. всему об-ву в целом (т 39, с. 22), иными словами, не просто оказывают услуги отдельным людям, а трудятся во имя блага всего народа . Не отделение и противопоставление своих и чужих интересов, а их конечное единство , обусловленное общностью целей всех трудящихся, лежит в основе принципов коммунистической нравственности ( Коллективизм , Человек и общество ).

8) Альтруизм - (франц. altruisme, от лат. alter - другой ) - идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия; нравственный принцип , заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму (см. Эгоизм). "Vivre pour altrui" ("жить для другого") - эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего. См. также Пассивизм , Любовь к ближнему .

9) Альтруизм - (лат alter — другой ) — нравственный принцип , заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами, противоположен эгоизму . Термин А. введен в философию Контом, положившим принцип А. в основу своей этической системы. Он связывал моральное совершенствование человека свое питанием в людях чувства А., противопоставляя его эгоизму Отдельные идеи А. развивались в более ран них этических учениях — ранним христианством , Франциском Ассизским ( средние века ), в новое время — просветителями (Юм, А. Смит, Pуcсо, Гете и др. ) В качестве морального требования, предъявляемого к поведению личности, противостоит эгоизму, т е выдвижению на первый план в поведении индивида самолюбия, корысти, забвения нужд и интересов др. людей Конкретными формами реализации А. в по ведении выступают различные виды проявления любви к ближнему — милосердие, благодеяние, филантропия и др.

Альтруизм

(от лат. alter - другой ) - в этике характеристика неэгоистических поступков человека , в которых выражается его готовность и способность человека действовать в интерес ах других людей, оставляя свой личный интерес на втором плане . В философии нет единого мнения об источнике и реальном значении этой способности , но отмечается, что она не всегда является выражением любви к ближнему. Иногда христианскую этику называют альтруистической, но альтруизм вовсе не требует жертвенной любви к ближнему, образец которой дал Христос (Ин.15.13).

- бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интерес ами [11]. По [7]: "... альтруизм принципиально отличается от любви, взамен которой его придумали. Альтруизм требует любви к другому, абстрактному человеку по той только причине, что это другой человек. Таким образом, объектом альтруизма является неопределенный индивид , которого мы должны любить именно потому, что он чужд нам, что он от нас отличается. Любовь , напротив, испытывают всегда к конкретной личности, которую мы любим не потому, что она от нас отличается, а потому, что она нам близка, - и любим в той мере, в какой она нам тождественна. По-видимому, чувствуя это различие , Конт и придумал свой "альтруизм". Отождествление альтруизма с человеческой любовью является суеверием , и нет ничего более жалкого, чем проповедь альтруизма с церковных амвонов. Необходимо помнить, что в концепции Конта речь идет не о человеческом индивиде, а о так называемом "великом существе" (grand etre), т.е. о человечестве. Альтруизм связывает нас с "великим существом" и служит целям идолопоклонства, каковым является преклонение перед человечеством . Концепция альтруизма должна была заменить собой христианское учение о любви к ближнему". Несмотря на некоторую убедительность соображений Бохеньского необходимо отметить, что альтруизм как явление и состояние человека существовали и существуют независимо от того, придумали его или нет. Суть дела заключается в том, что реальные отношения между людьми гораздо богаче и разнообразнее, чем предписываемые религиозными или экономическими канонами. Общественная система решает гораздо более сложные задачи человеческих отношений, чем может представляться отдельному человеку. Элементы альтруизма (любви к своему виду) присущи многим животным, т.е. являются инстинктивными [5]. Ассоциативный блок. Опыт показывает, что "придумать что-либо и внедрить в практику" удается лишь тогда, когда есть в этом объективная необходимость . В связи с этим альтруизм в человеческих отношениях скорее всего существовал задолго до Конта, а Конт его лишь увидел.

термин , созданный в 1830 г. Контом и означающий бескорыстную заботу о благе ближнего. Признаки альтруизма : привязанность, уважение , доброта . На взгляд составителя словаря, является одной из форм проявления мудрости человека . Альтруизм – принцип морального поведения (противоположный гедонизму , а в некоторой степени – и утилитаризму ).

(Лат.) От alter - другое. Свой ство , противоположное эгоизму. Деяния, направленные на то, чтобы делать добро другим, не считаясь с собой.

(фр. altruisme, лат. alter — другой ) — моральный принцип , основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма , безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми. Понятие А. введено Контом, как обобщение принципа "жить ради других", существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Смит) и идеями французского Просвещения (Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию "А. — эгоизм" через рассмотрение другого как уникального Я, подобного моему. Д.В. Майборода

(от лат. alter - другой , иной) мировоззренческая позиция с присущим ей нравственным принципом поведения, суть которого в способности жертвовать собой, своими интерес ами ради блага других и в том, чтобы бескорыстно служить другим людям. Противоположен эгоизму и эгоцентризму .

(фр. altnnsme от лат alter- другой ) - моральный принцип , предписывающий человеку подавление собственного эгоизма , бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интерес ом в пользу интересов др. В теорию морали термин был введен фр. философом и социологом Контом, к-рый положил данный принцип в основу своей этической системы. Конт считал, что моральное усовершенствование об-ва может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства -А., к-рое должно противо действовать их эгоизму. Подобные идеи развивались и ранее Шефтсбери, Хатчесоном, А Смитом. Буржуазное понимание А. основывается на представлении, что люди по своей природе являются эгоистами и что эту их «естественную» склонность можно побороть моральным воспитанием человека. Т. обр., характерную для буржуазного об-ва противоположность интересов людей предлагается преодолеть не путем перестройки общественных отношений, а на основе самосовершенствования личности ( Самовоспитание ). Практически же А. в буржуазном об-ве может проявляться лишь как частная благотворительность ( Филантропия ), как оказание бескорыстных услуг «ближнему» в личном плане , вопреки законам экономической деятельности, к-рая необходимо является своекорыстной. При социализме принцип А. сохраняет значение в осн. в области личных взаимоотношений (оказание друг другу различных частных услуг, помощи и т. д.). В сфере же общественно полезной деятельности, в труде , как показал В. И. Ленин, люди служат не их «ближним», а «дальним», т. е. всему об-ву в целом (т 39, с. 22), иными словами, не просто оказывают услуги отдельным людям, а трудятся во имя блага всего народа . Не отделение и противопоставление своих и чужих интересов, а их конечное единство , обусловленное общностью целей всех трудящихся, лежит в основе принципов коммунистической нравственности ( Коллективизм , Человек и общество ).

(франц. altruisme, от лат. alter - другой ) - идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия; нравственный принцип , заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интерес ами; противоположен эгоизму (см. Эгоизм). "Vivre pour altrui" ("жить для другого") - эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего. См. также Пассивизм , Любовь к ближнему .

(лат alter — другой ) — нравственный принцип , заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интерес ами, противоположен эгоизму . Термин А. введен в философию Контом, положившим принцип А. в основу своей этической системы. Он связывал моральное совершенствование человека свое питанием в людях чувства А., противопоставляя его эгоизму Отдельные идеи А. развивались в более ран них этических учениях — ранним христианством , Франциском Ассизским ( средние века ), в новое время — просветителями (Юм, А. Смит, Pуcсо, Гете и др. ) В качестве морального требования, предъявляемого к поведению личности, противостоит эгоизму, т е выдвижению на первый план в поведении индивида самолюбия, корысти, забвения нужд и интересов др. людей Конкретными формами реализации А. в по ведении выступают различные виды проявления любви к ближнему — милосердие, благодеяние, филантропия и др.

Значение слова Альтруизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Автор - (лат. autor) создатель, творец произведений (картин, описаний, ...
  • Аверроизм - направление средневековой философии, разрабатывавшее идеи арабского мыслителя ...
  • Абстракция - процесс отвлечения от какихлибо свойств, связей объекта ...
  • Аффицирование - (нем. Affizierung от лат. afficere причинять, действовать) ...
  • Атман - в индийской философии обозначает самый глубокий уровень ...
  • Атараксия - (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) безрелигиозный идеал ...
  • Асеизм - (от лат. a se esse иметь бытие ...
  • Абсурд - (лат. absurdus то, что потеряло стройность и ...
  • Аскет - Человек который наслаждается хорошим обедом или высекает ...
  • Анализ - Операция, посредством которой мы, исходя из рассмотрения W ...
  • Аятолла - (от араб. «аят» чудо знамение и «альилах» ...
  • Ашура - (араб. десятое) кульминац. день траура у ...
  • Ахмадие - мусульм. секта, названная по имени основателя Мирзы ...
  • Афродита - в др.греч. мифологии богиня любви и женской ...
  • Просвещение - прогрессивное идейнокультурное течение в странах Европы и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари