( греч . а - отрицание , gnosis - знание ) - философская установка , согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие по знания действительности, а следовательно , выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма . Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т.Гексли для обозначения непознаваемости того , что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное ( предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие , неважно , сенсибельное или интеллигибельное . На этом основании скептики , придерживаясь гераклитовской позиции " все течет ", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном.) Традиция А. берет начало в философии Беркли , полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта , чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания - причинности, который , с его точки зрения, лишь представление , характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание , с этой точки зрения, - цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму ( идеал - математическое естествознание ). Юм насчитывал три "ряда опыта": " впечатление ", " вера в существование предмета", " идея ". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы , оказываются лишенными смысла . Например , вопрос об объективной реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая трансцендентально-критическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта , познающий субъ- ект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов ( нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира ( феноменов ) и избеганию вопрошания о мире вообще ( вещь -в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности - воля или бессознательное , интуиция ). А. развивается в позитивизм е , неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм - признание , что невозможно "проверить" понятие на практике, оно - функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеал ом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.
(от греч . agnosia - не знание , неизвестность) - вид скептицизма , позиция , согласно которой я не знаю и не могу знать истину и Высшее бытие . Нередко агностики заявляют, что только научно обоснованное знание заслуживает доверия, а для философских и религиозных идей нет строгих объективных средств их проверки. Философский агностицизм , сомневаясь в достижимости истины, нередко уходит от ответственности перед истиной, но в ряде случаев соглашается принимать религиозное понимание действительности; религиозный агностицизм уходит от при знания и принятия Высшего бытия. Основное возражение агностицизму - духовная жизнь сама свидетельствует о своей подлинности и по существу не нуждается в проверках внешними средствами.
(от греч . - недоступный познанию) - одна из вечных тенденций мировоззренческого характера , а также философское учение , сопряженные с сомнением в возможности человека истинно познавать мир. Для обозначения этой позиции английский естествоиспытатель Т. Гексли ввел в 1869 г. термин " агностицизм ". Существуют две разновидности А.: одна из них связана с утверждением о непознаваемости сверхчувственных аспектов бытия (объективных законов природы, вездесущего духа, сущностей вещей), вторая - с распространением э того утверждения также на феноменальные аспекты реальности: объективные явления скрыты от нас пеленой майи, кажимости, видимости, а потому недоступны познанию. Аргументация в пользу А. развивалась на протяжении всей истории мировой философии. Так, античные философы (Протагор, софисты , скептицисты) утверждали агностическую позицию ссылками на несовершенство, изменчивость и постоянный пересмотр знания . Классическое выражение А. получил в системе Д. Юма, который доказывал, что человек не способен объективно оценить совпадение своего знания с реальностью именно потому, что всякое знание происходит из опыта , а за пределы любого опыта принципиально невозможно выйти . Различив " вещь для нас" и " вещь в себе ", И. Кант показал, что отсутствует логический способ установления соответствия между объективным миром и системой знания; субъекту остается познавать в объекте только собственные определения - то, что субъект сам вклад ывает своими действиями в объект. Прагматизм , операционализм и инструментализм защищают тезис о невозможности познания без вмешательства в объект и превращения естественного в искусственное; тем самым " естественное " непознаваемо. Н. О. Лосский сформулировал дилемму: а) либо возможно прямое знание оригинала , и тогда непосредственное знание ( интуиция ) - источник истинного познания; б) либо источник познания - внешний опыт, в котором нам даны всего лишь копии ( образы ) сущностей и явлений, но не оригиналы; не зная прямо оригинал, невозможно судить об истинности его отображений. Философские оценки А. зависят от решения этой дилеммы. Д. В. Пивоваров
доктрина или философское положение, провозглашающее недостижимость абсолюта для человеческого духа, и потому отрицающее возможность достоверного по знания бытия, выявления его закономерностей. А. ведет речь не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Агностик противостоит как гностику (с его обостренно иррациональной верой), так и догматику (утверждающему абсолютную истинность своих рациональных рассуждений).
- философское учение , отрицающее возможности человека истинно познавать мир.
одна из вечных тенденций мировоззренческого характера , а также философское учение , сопряженные с отрицание м возможности истинно познавать мир.
( греч . а — отрицание , gnosis — знание ) — философская установка , согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие по знания действительности, а следовательно — выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма . Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того , что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное ( предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие , неважно сенсибельное или интеллигибельное . На этом основании скептики , придерживаясь гераклитовской позиции " все течет ", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном). Традиция А. берет начало в философии Беркли , полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта , чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания — причинности, который , с его точки зрения, — лишь представление , характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание , с этой точки зрения, — цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму ( идеал — математическое естествознание ). Юм насчитывал три "ряда опыта": " впечатление ", " вера в существование предмета", " идея ". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы , оказываются лишенными смысла . Например , вопрос об объективной реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая классическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта , познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов ( нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира ( феноменов ) и избеганию вопрошания о мире вообще ( вещь -в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности — воля или бессознательное , интуиция ). А. развивается в позитивизм е , неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм — признание , что невозможно "проверить" понятие на практике, оно — функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеал ом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности. Д.В. Майборода, А.Н. Шуман
- философское учение , утверждающее, что мир непознаваем, разум человека ограничен, и вне ощущений ничего знать не может (основные позиции изложены в философии Юма и Канта - XVII в.).
(от греч . agnostos неизвестный) - учение о непознаваемости истинного бытия, т.е. о трансцендентности божественного (см. Deus absconditus ), в более широком смысле - о непознаваемости истины и объективного мира , его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку и по этом у характерен для кантовского критицизма и позитивизм а .
( греч . а — отрицание и gnosis — знание ) — учение , отрицающее полностью или частично возможность по знания мира . Термин введен англ. естествоиспытателем Гексли. Вскрывая гносеологические корни А., Ленин указывает, что агностик разрывает сущность и явление , не идет дальше ощущений. Компромиссная позиция А. ведет его представителей к идеал изму . Возникнув в форме скептицизма в древнегреч. философии (Пиррон), А. получил классическое оформление в философии Юма и Канта . Разновидностью А. является иероглифов теория . В совр. западной философии представители нео позитивизм а , экзистенциализма и др. течений пытаются доказать невозможно сть познания мира и человека . Их А. вырастает из стремления жестко определить границы компетенции науки, рационального познания вообще в постижении законов природы об-ва. Самое решительное опровержение А. содержится в практике, в научном эксперименте и материальном производстве. Если люди, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то для непознаваемой “ вещи в себе” не остается места. Однако познание — сложный процесс , в ходе к-рого правомочно сомнение . Абсолютизация э того момента является причиной А. нек-рых совр. ученых.