Что такое Веласкес? Значение слова Веласкес в энциклопедическом словаре

Веласкес - (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez)Диего (1599-1660) - испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV(с 1623). Картины на религиозные, мифологические (""Вакх"", ок. 1628-29),исторические (""Сдача Бреды"", 1634) сюжеты, сцены из народной жизни(""Завтрак"", ок. 1617-18), острохарактерные портреты (""Иннокентий X"", 1650;групповой портрет ""Менины"", 1656), правдивые и поэтичные сцены труда(""Пряхи"", 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистическихнаблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувствомгармонии, тонкостью и насыщенностью колорита., Родригес де СильваВеласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья -6 августа 1660, Мадрид), испанский художник, крупнейший представительиспанского барокко. БиографияПроисходил из небогатой дворянской семьи.Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочерикоторого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера.Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворнымхудожником с исключительным правом писать портреты короля. Занималразличные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени,входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев,а также пополнение королевских собраний произведениями искусства.Превосходя современных ему испанских художников не только творческимдиапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкесписал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозныесюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, онбыл назван современниками ""художником Истины"". Севильский период.БодегоныСамостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильскогопериода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир,харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногимиполуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В этихпроизведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотнойживописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полныеестественного достоинства запоминающиеся народные типы (""Завтрак"", ок.1617-18, Эрмитаж; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств,Будапешт; ""Старая кухарка"", ок. 1620, Национальная галерея Шотландии,Эдинбург; ""Завтрак двух юношей"", ""Водонос"", ок. 1621 - обе музейВеллингтон, Лондон). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранниерелигиозные картины Веласкеса: ""Поклонение волхвов"" (1619, Прадо);""Христос в доме Марфы и Марии"" (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон).Мадридский период Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможностьвнимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в томчисле произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой,встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию(1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора исовершенствованию мастерства. В необычных для испанской традиции картинахна античные сюжеты (""Вакх"" или ""Пьяницы"", 1628-1629, ""Кузница Вулкана"",1630 - обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности иоттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближеннымик реальности. ""Сдача Бреды""Картина ""Сдача Бреды"" (1634, Прадо, вошедшая вансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самыхзначительных произведений европейской живописи исторического жанра, вкотором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующихсторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда -смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение,а за победителем - на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристымтуманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственнойглубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданнымивалерами. Портреты 1630-40 Качества новой свободной живописи Веласкеса,его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллыМедичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественномсвете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличаютего работы после возвращения из Италии - так называемые конные (1634-35) иохотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливаресадля дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретахВеласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Серо-коричневыйфон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазкиобразуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистыйхолст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого икрасно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого.Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, тодостигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля,сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человекатаким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь тожестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа ХуанМатеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден), итальянский кардинал КамилоАсталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полныйвнутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-егг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х.Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом""Дама с веером"" (ок. 1648, галерея Уоллес, Лондон). В портретахкоролевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой зоркостью взглядараскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний,поднимающийся подчас до скорбного трагизма (""Барбаросса"", 1636-38; ""ЭльБобо дель Кориа"", ок. 1637-39; ""Эль Примо"", 1644; ""Себастьяно дель Морра"",ок. 1643-44; ""Мальчик из Вальескаса"", ок. 1644, ""Хуан Австрийский"", начало1650-х гг. - все Прадо). В парных картинах ""Менипп"" и ""Эзоп"" (1639-40,Прадо,), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутыхобществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личностьусловностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена вего ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа -грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр ""Венера с зеркалом""(до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанскойживописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемыйинквизицией.В Италии.Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51)сопутствовал традиционный успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи(1644-50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римскиххудожественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св.Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X(1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенностиобраз (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: ""Слишком правдиво!"") сталсамым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его безконца копировали. Портреты 1650-х гг. 1650-е гг. - время самых высокихтворческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостьюживописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особкоролевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфантаМария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей историиискусства, Вена; инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660,Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена).Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющегоФилиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее вЛондоне).""Менины"" и ""Пряхи"" Главные создания Веласкеса позднего периода -крупномасштабные композиции ""Менины"" (""Фрейлены"", 1656, в инвентарях 17 и18 вв. картина обозначалась как ""Семья"", ""Семья Филиппа IV""), ""Пряхи""(1657) - обе в Прадо. В ""Менинах"", картине, наполненной движениемпространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта(девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес вмомент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале вглубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни вбогатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена насложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игресмысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой позамыслу картине ""Пряхи"" сцена в королевской ковровой мастерской с фигурамипрях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий вединстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческоймастерице Арахне.Веласкес писал без предварительного наброска, прямо нахолсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бывольную импровизацию со строгой продуманностьюкомпозиции.Литература:Каптерева Т. П. Веласкес. М., 1961 Знамеровская Т.П. Веласкес. М., 1978.Якимович А. К. Художник и дворец. Диего Веласкес.М., 1989.Justi K. Velasquez und sein Jahrhundert. Bonn, 1888.Lopez-Rey J.Velasquez. A catalogue raisonne of his work. London, 1963.Comon Aznar J.Velasquez. Madrid, 1964. V. 1-2.Brown J. Velasquez. Painter and courtier.New Haven; London, 1986.Т. П. Каптерева (Velazquez) (Веласкес де Куэльяр) Диего (1464-1524) - испанскийконкистадор. Завоевал о. Куба, в 1511-24 губернатор острова; предпринялряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и в Мексику.

Веласкес

(Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (1599-1660) - испанский живописец . Придворный живописец Филипп а IV(с 1623). Картины на религиозные, мифологические (""Вакх"", ок. 1628-29),исторические (""Сдача Бреды"", 1634) сюжет ы, сцены из нар одно й жизни(""Завтрак"", ок. 1617-18), остро характер ные портреты ("" Иннокентий X"", 1650;групповой портрет ""Менины"", 1656), правдивые и поэтичные сцены труда(""Пряхи"", 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистическихнаблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувствомгармонии, тонкостью и насыщенностью колорита., Родригес де СильваВеласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья -6 августа 1660, Мадрид ), испанский художник, крупнейший представительиспанского барокко . БиографияПроисходил из небогатой дворянской семьи.Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611-17), на дочерикоторого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера.Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворнымхудожником с исключительным право м писать портреты короля. Занималразличные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени,входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев,а также пополнение королевских собраний произведениями искусства.Превосходя современных ему испанских художников не только творческимдиапазоном, но и смелостью и новизной худо жест венных решений, Веласкесписал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозныесюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, онбыл назван современниками ""художником Истины"". Севильский период .БодегоныСамостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильскогопериода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon - трактир,харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногимиполуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В этихпроизведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотнойживописью, отмеченных воздействием школы Караваджо , господствуют полныеестественного достоинства запоминающиеся народные типы (""Завтрак"", ок.1617-18, Эрмитаж ; сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств,Будапешт; ""Старая кухарка"", ок. 1620, Национальная галерея Шотландии,Эдинбург; ""Завтрак двух юношей"", ""Водонос"", ок. 1621 - обе музей Веллингтон , Лондон ). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранниерелигиозные картины Веласкеса: ""Поклонение волхвов"" (1619, Прадо );""Христос в доме Марфы и Марии"" (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон).Мадридский период Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможно стьвнимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в томчисле произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой,встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию(1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора исовершенствованию мастерства. В необычных для испанской традиции картинахна античные сюжеты (""Вакх"" или ""Пьяницы"", 1628-1629, ""Кузница Вулкана"",1630 - обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности иоттенком иронии, мифологические образы соединены со сцена ми, приближеннымик реальности. ""Сдача Бреды"" Картина ""Сдача Бреды"" (1634, Прадо, вошедшая вансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, - одно из самыхзначительных произведений европейской живописи исторического жанра, вкотором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующихсторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда -смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение,а за победителем - на великодушие . Огромное полотно , напоенное серебристымтуманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственнойглубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданнымивалерами. Портрет ы 1630-40 Качества новой свободно й живописи Веласкеса,его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллыМедичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественномсвете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличаютего работы после возвращения из Италии - так называемые конные (1634-35) иохотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливарес адля дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретахВеласкеса обычно отсутствуют аксессуары , жест, движение . Серо-коричневыйфон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазкиобразуют тончайший слой , сквозь который просвечивает крупнозернистыйхолст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого икрасно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого.Поразительны эффекты серых тонов, то более темных , мягких, бархатистых, тодостигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля,сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человекатаким, каков он есть , в слиянии самых разноречивых черт характера, будь тожестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа ХуанМатеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден ), итальянский кардинал КамилоАсталли (1649-50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк ), полныйвнутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано , 1630-егг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х.Мартинес Монтаньес (1635-38, Прадо) или овеянная благородным изяществом""Дама с веером"" (ок. 1648, галерея Уоллес , Лондон). В портретахкоролевских карликов и шутов Веласкес снепредвзятой зоркостью взглядараскрывает их характеры, душевное состояние , мир переживаний,поднимающийся подчас до скорбного трагизма (""Барбаросса"", 1636-38; ""ЭльБобо дель Кориа"", ок. 1637-39; ""Эль Примо"", 1644; ""Себастьяно дель Морра"",ок. 1643-44; ""Мальчик из Вальескаса"", ок. 1644, ""Хуан Австрийский"", начало1650-х гг. - все Прадо). В парных картинах ""Менипп"" и ""Эзоп"" (1639-40,Прадо,), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутыхобществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личностьусловностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена вего ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа -грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни.К тому же периоду, по-видимому , относится его шедевр ""Венера с зеркалом""(до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанскойживописи изображение обнаженного женского тела , сюжет, запрещаемыйинквизицией.В Италии.Второй поездке Веласкеса в Италию (1649-51)сопутствовал традиционный успех . Портрет его ученика мулата Хуана Парехи(1644-50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей) был восторженно встречен в римскиххудожественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св.Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X(1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенностиобраз (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: ""Слишком правдиво!"") сталсамым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его безконца копировали. Портреты 1650-х гг. 1650-е гг. - время самых высокихтворческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостьюживописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особкоролевского дома ( королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфант аМария Тереза , 1651, собрание Леман , Нью-Йорк; 1653 Музей историиискусства, Вена ; инфанта Маргарита , 1653; 1659, там же; 1656, Лувр ; 1660,Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена).Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющегоФилиппа IV (1655-56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее вЛондоне).""Менины"" и ""Пряхи"" Главные создания Веласкеса позднего периода -крупномасштабные композиции ""Менины"" (""Фрейлены"", 1656, в инвентарях 17 и18 вв. картина обозначалась как ""Семья"", ""Семья Филиппа IV""), ""Пряхи""(1657) - обе в Прадо. В ""Менинах"", картине, наполненной движениемпространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта(девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес вмомент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале вглубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни вбогатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена насложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игресмысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой позамыслу картине ""Пряхи"" сцена в королевской ковровой мастерской с фигурамипрях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий вединстве и реальности мечты , повседневной жизни и мифа о греческоймастерице Арахне.Веласкес писал без предварительного наброска, прямо нахолсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бывольную импровизацию со строгой продуманностьюкомпозиции.Литература: Каптерева Т. П. Веласкес. М., 1961 Знамеровская Т.П. Веласкес. М., 1978.Якимович А. К. Художник и дворец . Диего Веласкес.М., 1989.Justi K. Velasquez und sein Jahrhundert. Bonn, 1888.Lopez-Rey J.Velasquez. A catalogue raisonne of his work. London, 1963.Comon Aznar J.Velasquez. Madrid, 1964. V. 1-2.Brown J. Velasquez. Painter and courtier.New Haven; London, 1986.Т. П. Каптерева (Velazquez) (Веласкес де Куэльяр ) Диего (1464-1524) - испанскийконкистадор. Завоевал о. Куба , в 1511-24 губернатор острова ; предпринялряд завоевательных экспедиций на Юкатан , во Флориду и в Мексику.

Значение слова Веласкес в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Великая Колумбия - федеративная республика в 181930; создана в ходе Войныза ...
  • Великая Китайская Равнина - на востоке Китая. Протягивается более чем на1000 км ...
  • Великая Дайка - интрузивный массив ультраосновных пород в Зимбабве. Длина560 км, ...
  • Великая - (Большая Онемен), река на северовостоке Российской Федерации.451 ...
  • Великанова - Гелена Марцелиевна (р. 1922) российская эстрадная певица,народная ...
  • Великанов - Дмитрий Петрович (190886) российский ученый,членкорреспондент АН СССР ...
  • Велиж - город в Российской Федерации, Смоленская обл., в 93 ...
  • Вектор - в молекулярной генетике самостоятельно реплицирующаяся молекулаДНК, способная ...
  • Векслер - Владимир Иосифович (190766) российский физик, академик АН ...
  • Вековые Игры - (лат. Ludi saeculares) в Др. Риме празднества ...
  • Веккерлин - Георг Рудольф (15841653) немецкий писатель. С 1620 ...
  • Веки - подвижные кожные складки вокруг глаз у позвоночных животных ...
  • Век - промежуток времени, равный ста календарным годам. Напр., 20 ...
  • Вейцман - Эзер (р. 1924) президент Израиля с 1993. ...
  • Попов - Александр Владимирович (р. 1971) российский спортсмен (плавание),заслуженный ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари