Что такое Руссо? Значение слова Руссо в энциклопедическом словаре

1) Руссо - (Russo) Винченцио (1770-99) - итальянский просветитель; деятельПартенопейской республики (член законодательной комиссии). Казнен после еепадения.

2) Руссо - (Rousseau) Жан Жак (1712-78) - французский писатель и философ.Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальнуюцерковь и религиозную нетерпимость. В сочинениях ""Рассуждение о начале иоснованиях неравенства..."" (1755), ""Об общественном договоре"" (1762) и др.Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевскойвласти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства исвободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство,по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей(см. Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссовыражены в романе-трактате ""Эмиль, или О воспитании"" (1762). Роман вписьмах ""Юлия, или Новая Элоиза"" (1761), а также ""Исповедь"" (издание1782-89), ставящие в центр повествования ""частную"", духовную жизнь,способствовали становлению психологизма в европейской литературе.""Пигмалион"" (издание 1771) - ранний образец мелодрамы. Идеи Руссо (культприроды и естественности, критика городской культуры и цивилизации,искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму)оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.(Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль),французский мыслитель и писатель эпохи Просвещения.ДетствоМать Руссо,урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла черезнесколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантскомпансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. Повозвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебнымканцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тираниихозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город. Мадам де ВарансВ Савойеон познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительноевлияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова изстаринного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользоваласьпокровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился вТурин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив темсамым женевское гражданство.В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам деВаранс, которая решила продолжить его образование. Она побудила егопоступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Руссо возобновилсвои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сейраз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения смадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привиливкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице онполучил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли,старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотявоспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли емупо приезде в Париж. Руссо в ПарижеВ 1742 Руссо переселился в столицуФранции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой имреформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей.Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затемапеллировал к публике, издав ""Диссертацию о современной музыке"" (1743). Кэтому времени относится и его встреча с Дидро, в котором он сразураспознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным инезависимым философским раздумьям. В 1743 Руссо получил назначение надолжность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако,не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомилсяс Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницейего жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их былопятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом. ""Энциклопедия""В конце 1749Дидро привлек Руссо к работе над ""Энциклопедией"", для которой тот написал390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Руссо как музыкантавозросла после его комической оперы ""Сельский колдун"", поставленной придворе в 1752 и в парижской опере в 1753. В 1749 Руссо принял участие вконкурсе на тему ""Способствовало ли возрождение наук и искусств очищениюнравов?"", организованном Дижонской Академией. В ""Рассуждениях о науках иискусствах"" (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своейсоциальной философии - конфликт между современным обществом и человеческойприродой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливогоэгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей,но их гордыню и тщеславие. Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса,считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работапринесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 навторой конкурс Дижонской Академии Руссо представил ""Рассуждение опроисхождении и основаниях неравенства между людьми"" (1755). В нем онпротивопоставил т. н. первоначальное естественное равенство неравенствуискусственному (социальному).Конфликт с энциклопедистамиВ 1750-х гг. Руссовсе более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал вЖеневе, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданскихправах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни.1756-62 он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем),сначала в павильоне, отведенном ему мадам д Эпине (подругой ФридрихаМельхиора Гримма, автора знаменитой ""Литературной корреспонденции"", скоторым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршаладе Люксембурга. Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенноохлаждались. В пьесе ""Побочный сын"" (1757) Дидро высмеял отшельников, аРуссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстьюк невестке мадам д Эпине, графине Софи д Удето, которая была любовницейЖана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро иГримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, сам он не считал себявиновным. Преклонение перед мадам д Удето вдохновило его на ""Новую Элоизу""(1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавшийискренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни.Нараставшее расхождение Руссо с энциклопедистами объяснялось не толькообстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах.В ""Письме к Д Аламберу о спектаклях"" (1758) Руссо утверждал, что атеизм идобродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро иВольтера, он поддержал критиков статьи ""Женева"", опубликованной ДАламбером за год перед этим в 7 томе ""Энциклопедии"".Теория нравственныхчувствВ педагогическом романе ""Эмиль или о Воспитании"" (1762) Руссообрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостатоквнимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественнымпотребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденныхнравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознаниедобра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств отразлагающего влияния общества.""Общественный договор""Между тем, именнообщество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - ""Обобщественном договоре, или Принципы политического права"" (1762). Заключаяобщественный договор, люди поступаются частью своих суверенныхестественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу,равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общуюволю. Последняя не тождественна воле большинства, которая можетпротиворечить подлинным интересам общества. Если государство перестаетследовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оноутрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этойнравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию,призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, внеотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом,философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих егопрежних друзей. Последние годыПроповедь Руссо была встречена одинакововраждебно в самых различных кругах. ""Эмиль"" был осужден Парижскимпарламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве былисожжены и ""Эмиль"" и ""Общественный договор"", а Руссо был объявлен внезакона. В 1762-67 он скитался вначале по Швейцарии, затем оказался вАнглии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж,где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над ""Исповедью""(1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился вЭрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни напопечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове всобственном парке. В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Руссобыли перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей нетолько культ Верховного Существа, но и террор. Сочинения:Избр. соч. М.,1961. Т. 1-3.Юлия или Новая Элоиза. М., 1968.Трактаты. М., 1969.Euvrescompletes / Еd. B. Gagnebin, М. Raymond. Paris, 1959. (Вышло 5 томов,издание продолжается).Euvres completes / Еd. М. Launay. Paris, 1967-71. V.1-3.Correspondance complete / Еd. R. A. Leigh. Oxford, 1965. (Из 53 вышел51 том, издание продолжается).Литература:Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М.,1976.Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.,1978.Green F. C. Jean-Jacques Rousseau: a critical study of his life andwritings. Cambridge, 1955.Crocker L. G. Jean-Jacques Rousseau. New York,1968-1973. V. 1-2.Trousson R. Jean-Jacques Rousseau. Paris, 1988-1989. V.1-2.Mustel C. Rousseau dans le monde russe et sovietique. Montmorency,1995.С. Я. Карп Теодор (1812-67) - французский живописец. Глава барбизонской школы.Изображения сельских местностей Франции (""В лесу Фонтенбло"") отличаютсяплотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету ивоздуху.

3) Руссо - (Russo) Алеку (1819-59) - молдавский и румынский писатель,публицист. Сатирическая пьеса ""Жикничерул Вадрэ"" (1846), поэма ""ПесньРумынии"" (1850), прославлявшие борьбу народа за свободу; очерки, статьинаправлены против остатков феодализма.

4) Руссо - (Rousseau) (прозвище Таможенник - Le Douanier) Анри (1844-1910) -французский живописец. Самоучка. Представитель примитивизма.Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностьюмировосприятия.

Руссо

(Russo) Винченцио (1770-99) - итальянский просветитель; деятельПартенопейской республики (член законодательной комиссии). Казнен после еепадения.

(Rousseau) Жан Жак (1712-78) - французский писатель и философ.Представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальнуюцерковь и религиозную нетерпимость . В сочинениях ""Рассуждение о начале иоснованиях неравенства..."" (1755), ""Об общественном договор е"" (1762) и др. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевскойвласти. Руссо идеализировал естественное состояние всеобщего равенства исвободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство ,по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей(см. Общественный договор). Эстетические и педагогические взгляды Руссовыражены в романе-трактате ""Эмиль, или О воспитании"" (1762). Роман вписьмах ""Юлия, или Новая Элоиза"" (1761), а также ""Исповедь"" ( издание 1782-89), ставящие в центр повествования ""частную"", духовную жизнь ,способствовали становлению психологизма в европейской литературе.""Пигмалион"" (издание 1771) - ранний образ ец мелодрамы. Идеи Руссо ( культ природы и естественности, критика город ской культуры и цивилизации,искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму)оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.(Rousseau) Жан Жак (28 июня 1712, Женева - 2 июля 1778, Эрменонвиль),французский мыслитель и писатель эпохи Просвещения.ДетствоМать Руссо,урожденная Сюзанна Бернар , внучка женевского пастора, умерла черезнесколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723-24 Руссо провел в протестантскомпансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. Повозвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебнымканцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тираниихозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город. Мадам де ВарансВ Савойеон познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительноевлияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова изстаринного дворянского рода , новообращенная католичка , она пользоваласьпокровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился вТурин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество , утратив темсамым женевское гражданство.В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам деВаранс, которая решила продолжить его образование . Она побудила егопоступить в семинарию, а затем в хоровое училище . В 1730 Руссо возобновилсвои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сейраз в Шамбери , и стал одним из ее любовников . Их связь , продолжавшаяся до1739, открыла Руссо путь в новый , прежде недоступный мир. Отношения смадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры , привиливкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице онполучил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли ,старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотявоспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли емупо приезде в Париж . Руссо в ПарижеВ 1742 Руссо переселился в столицуФранции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой имреформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей.Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затемапеллировал к публике, издав ""Диссертацию о современной музыке"" (1743). Кэтому времени относится и его встреча с Дидро, в котором он сразураспознал светлый , чуждый мелочности ум, склонный к серьезным инезависимым философским раздумьям. В 1743 Руссо получил назначение надолжность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю , однако,не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомилсяс Терезой Левассер , простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницейего жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их былопятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом. ""Энциклопедия""В конце 1749Дидро привлек Руссо к работе над ""Энциклопедией"", для которой тот написал390 статей, прежде всего , по теории музыки. Репутация Руссо как музыкантавозросла после его комической оперы ""Сельский колдун"", поставленной придворе в 1752 и в парижской опере в 1753. В 1749 Руссо принял участие в конкурс е на тему ""Способствовало ли возрождение наук и искусств очищениюнравов?"", организованном Дижонской Академией. В ""Рассуждениях о науках иискусствах"" (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своейсоциальной философии - конфликт между современным обществом и человеческойприродой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливогоэгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей,но их гордыню и тщеславие . Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса,считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работапринесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность . В 1754 н автор ой конкурс Дижонской Академии Руссо представил ""Рассуждение опроисхождении и основаниях неравенства между людьми"" (1755). В нем онпротивопоставил т. н. первоначальное естественное равенство неравенствуискусственному (социальному). Конфликт с энциклопедистамиВ 1750-х гг. Руссовсе более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал вЖеневе, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданскихправах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни.1756-62 он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем),сначала в павильоне, отведенном ему мадам д Эпине (подругой ФридрихаМельхиора Гримма, автора знаменитой ""Литературной корреспонденции"", скоторым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршаладе Люксембурга. Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенноохлаждались. В пьесе ""Побочный сын"" (1757) Дидро высмеял отшельников, аРуссо воспринял это как личное оскорбление . Затем Руссо воспылал страстьюк невестке мадам д Эпине, графине Софи д Удето, которая была любовницейЖана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро иГримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, сам он не считал себявиновным. Преклонение перед мадам д Удето вдохновило его на ""Новую Элоизу""(1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавшийискренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни.Нараставшее расхождение Руссо с энциклопедистами объяснялось не толькообстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах.В ""Письме к Д Аламберу о спектаклях"" (1758) Руссо утверждал, что атеизм идобродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро иВольтера, он поддержал критиков статьи ""Женева"", опубликованной ДАламбером за год перед этим в 7 томе ""Энциклопедии"".Теория нравственныхчувствВ педагогическом романе ""Эмиль или о Воспитании"" (1762) Руссообрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостатоквнимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественнымпотребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденныхнравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознаниедобра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств отразлагающего влияния общества .""Общественный договор"" Между тем, именнообщество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - ""Обобщественном договоре, или Принципы политического права"" (1762). Заключаяобщественный договор, люди поступаются частью своих суверенныхестественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу,равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общуюволю. После дняя не тождественна воле большинства, которая можетпротиворечить подлинным интересам общества. Если государство перестаетследовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства , оноутрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этойнравственной опоры власти Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию,призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, внеотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом,философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих егопрежних друзей. Последние годыПроповедь Руссо была встречена одинакововраждебно в самых различных кругах. ""Эмиль"" был осужден Парижскимпарламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве былисожжены и ""Эмиль"" и ""Общественный договор"", а Руссо был объявлен внезакона. В 1762-67 он скитался вначале по Швейцарии, затем оказался вАнглии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж,где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над ""Исповедью""(1782-1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился вЭрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни напопечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове всобственном парке. В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Руссобыли перенесены в Пантеон . Якобинцы обосновали с помощью его идей нетолько культ Верховного Существа, но и террор . Сочинения:Избр. соч. М.,1961. Т. 1-3.Юлия или Новая Элоиза. М., 1968.Трактаты. М., 1969.Euvrescompletes / Еd. B. Gagnebin, М. Raymond. Paris, 1959. (Вышло 5 томов,издание продолжается).Euvres completes / Еd. М. Launay. Paris, 1967-71. V.1-3.Correspondance complete / Еd. R. A. Leigh. Oxford, 1965. (Из 53 вышел51 том, издание продолжается).Литература:Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. М.,1976.Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. М.,1978.Green F. C. Jean-Jacques Rousseau: a critical study of his life andwritings. Cambridge, 1955.Crocker L. G. Jean-Jacques Rousseau. New York,1968-1973. V. 1-2.Trousson R. Jean-Jacques Rousseau. Paris, 1988-1989. V.1-2.Mustel C. Rousseau dans le monde russe et sovietique. Montmorency,1995.С. Я. Карп Теодор (1812-67) - французский живописец . Глава барбизонской школы.Изображения сельских местностей Франции (""В лесу Фонтенбло"") отличаютсяплотностью и материальностью тональной живописи, интересом к свету ивоздуху.

(Russo) Алеку (1819-59) - молдавский и румынский писатель ,публицист. Сатирическая пьеса ""Жикничерул Вадрэ"" (1846), поэма ""ПесньРумынии"" (1850), прославлявшие борьбу на рода за свободу; очерки, стать инаправлены против остатков феодализма.

(Rousseau) (прозвище Таможенник - Le Douanier) Анри (1844-1910) - французский живописец . Самоучка. Представитель примитивизма.Фантастические пейзажи, жанровые сцены, портреты отличаются наивностьюмировосприятия.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари