Что такое Полхов-Майданская Роспись? Значение Полхов-Майданская Роспись в энциклопедическом словаре

Полхов-Майданская Роспись - производство расписных токарных изделий в селеПолховский Майдан, деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородскойобласти. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальныеяйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочнойорнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболеечасто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.Особенности росписи С середины 19 в. в селе Полховский Майдан сталипроизводить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовываласьна ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделийСергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрыватьсявыжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашиватьмасляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями,разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняетсяболее экономичной и простой в исполнении наводкой тушью. Артель ""Краснаязаря"" В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеровскладывается артель ""Красная заря"". В это же время вырабатываетсяоригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основныеспецифические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиесяместные названия: ""цветы с наводкой"" - цветочная роспись очерчена четкимчерным контуром; ""цветы без наводки"" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием ""под масло"" - роспись масляными или нитрокраскамипо глухому цветному фону, ""пестрение"" - простейшая кистевая росписьмазками или точками. Крутецкие мастера В 1960 артель преобразуется вПолхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлениеманалогичных токарных расписных предметов начинают заниматься врасположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревнеКрутец. Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкиемастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки поформе более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаетсясюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 врайонном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаетсяпроизводственно-художественное объединение ""Полхов-Майданская роспись"",где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря наэто, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейнойорганизации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного""белья"", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением,носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менеесвободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских икрутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм иприемов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широкоприменятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живойотклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Cегодня этотуникальный промысел продолжает развиваться по естественным законамнародного искусства.

Полхов-Майданская Роспись

производство расписных токарных изделий в селеПолховский Майдан , деревне Крутец и поселке Вознесенское Нижегородскойобласти. Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, пасхальныеяйца, грибы , солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочнойорнаментальной и сюжетной роспись ю. Среди живописных мотивов наи более часто встречаются цветы , птицы , животные , сельские и городские пейзажи.Особенности росписи С середины 19 в. в селе Полховский Майдан сталипроизводить некрашеную токарную деревянную посуду, которая реализовываласьна ярмарках. С начала 1920-х гг., видимо , под влиянием аналогичных изделийСергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрыватьсявыжженным контур ным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашиватьмасляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями,разведенными на спирту. Постепенно выжженный контур рисунка вытесняетсяболее экономичной и простой в исполнении наводкой тушью. Артель ""Краснаязаря"" В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеровскладывается артель ""Красная заря"". В это же время вырабатываетсяоригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основныеспецифические прием ы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиесяместные названия: ""цветы с наводкой"" - цветочная роспись очерчена четкимчерным контуром; ""цветы без наводки"" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием ""под масло"" - роспись масляными или нитрокраскамипо глухому цветному фону, ""пестрение"" - простейшая кистевая росписьмазками или точками. Крутецкие мастера В 1960 артель преобразуется вПолхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлениеманалогичных токарных расписных предметов начинают заниматься врасположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревнеКрутец. Используя опыт , токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкиемастера привносят незначительные изменения. Так, например , их матрешки поформе более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдаетсясюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 врайонном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создаетсяпроизводственно-художественное объединение ""Полхов-Майданская роспись"",где работают художники, прошедшие профессиональное обучение . Несмотря наэто, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейнойорганизации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного""белья"", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением,носят более сувенирный характер , их роспись однообразнее, а рисунок менеесвободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских икрутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм иприемов декорировки изделий. С начала 1980-х гг. начинает широкоприменятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живойотклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Cегодня этотуникальный промысел продолжает развиваться по естественным законамнародного искусства.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари