направление в европейской и американской литературах иискусстве последней трети 19 в. (теоретик и глава направления - Э. Золя;братья Э. и Ж. Гонкур, А. Хольц, Г. Гауптман, С. Крейн, Ф. Норрис, К.Лемонье - в литературе; А. Антуан, О. Брам - в театре). Под воздействиемпозитивистских идей стремилось к ""объективному"" бесстрастномувоспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному.Исходило из представления о полной предопределенности судьбы, воли,духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью,физиологией. Идейно направление неоднородно: социально-критические,демократические, социалистические тенденции наряду с чертами декадентства.2) Нестрогое значение - копирование отталкивающих (нередко низменных)сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественносексуальным, проявлениям человеческой природы.
( франц . naturalisme - от лат. naturalis - природный,естественный) в философии, взгляд на мир, согласно которому природавыступает как единый и универсальный принцип объяснения всего сущего,исключающий все внеприродное, ""сверхъестественное"". Свойствен некоторымразновидностям материализма, течениям, наделяющим природу имманентноприсущей ей одушевленностью ( панпсихизм ) и одухотворенностью ( пантеизм ). Всоциологии присущ теориям, объясняющим развитие общества различнымиприродными факторами - климатическими условиями, географической средой,биологическими и расовыми особенностями людей и т. д. Натурализм был однимиз ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв.(концепции ""естественного человека"", естественного общества, естественнойморали, естественного права и т. п.).