(Montaigne) Мишель де (1533-92) - французский философ -гуманист.Книга эссе ""Опыты"" (1580-88), отмеченная вольнодумством и своеобразнымскептическим гуманизмом, направлена против схоластики и догматизма;обращаясь к конкретным историческим фактам, быту и нравам людей,рассматривает человек а как самую большую ценность, создает реалистическийавто порт рет.
(Montaigne) Мишель де (28 февраля 1533 - замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политическийи общественный деятель.Жизненный путь . Образование Родился на юго-западеФранции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул вконце 15 в. С раннего детства в совершенстве владел латинским язык ом: пораспоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с нимтолько на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, гдеизучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занималприобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-егг. два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихсягражданских войн выступал за восстановление во Франции мира инационального согласия. Примыкал к партии ""политиков"", которые отвергалирелигиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильнойкоролевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечитьгосударственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе закорону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV).Основойнезаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских игреческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры,откликался на новые книги и идеи , поддерживал общение и дружбу свыдающимися современник ами - мыслителями, государственнымидеятелями.ТворчествоК труду своей жизни, ""Опытам"" (""Essais""), Монтеньприступил в начале 1570-х гг., удалившись от службы и затворившись вродовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 в Бордовышли из печати две первые книги ""Опытов"". В том же 1580 Монтеньпредпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранилсяопубликованный лишь в 18 в. ""Путевой дневник"" (""Journal du voyage deMontagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581"", 1775) снаблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем настраницы ""Опытов"". Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в1588 в Париже. Монтень продолжал трудиться над ""Опытами"" до конца своихдней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595).Жанр""Опытов""""Опыты"" непосредственно продолжают традицию философско-этических иполитических сочинений типа ""Заметок"", ""Рассуждений"", ""Записок"",""Памяток"", повествующих без видимой последовательности и системы о самыхразных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии ксообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы сназиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего ""Опыты"" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф.Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записнымикнижками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 вв. Своими ""Опытами""Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченногов движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жесткимпланом. Философ ия Исследуя природу человеческого знания , Монтень показываетего ограниченность , недостоверность всего, что сообщают чувства,неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение,невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма (см. Пиррон ), непосредственно связан с некоторыминаправлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскимиидеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мира ндола, Эразма Роттердамского, Вивеса, Агриппы Неттесгеймского.Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12 глава 2-й книги ""Опытов"" -своего рода трактат в трактате, - названная ""Апология РаймундаСабундского""; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко невсегда согласен с выводами его ""Естественного богословия"", которое попросьбе отца он перевел в 1569 на французский язык и позднее опубликовал.Так, взгляд Монтеня на человек а лишен оптимизма, цель его - ""заставитьчеловека почувствовать его ничтожество и суетность , вырвать из рук егожалкое оружие разума"". По Монтеню, человек не занимает центр альногоположения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общийпорядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимымболезненным высокомерием.Труд Монтеня оказал огромное влияние нафилософскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующихэпох. Перекличка с ""Опытами"" слышна в ""Гамлете"", а также в поздних пьесахШекспира, у которого был экземпляр ""Опытов"" в английском переводе 1603.Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ ФрэнсисБэкон.Сочинения:Опыты. М.; Л., 1957-1960. Т. 1-3.Essais. Paris, 1962. T.1-2.Литература:Богуславский В. М. Монтень и философия культуры // Историяфилософии и вопросы культуры. М., 1975. С. 190-234.Moreau P. Montaigne, lhomme et l oeuvre. Paris, 1958.Thibaudet A. Montaigne. Paris, 1963.О. Ф.КудрявцевМОНТЕРИЯ - город на севере Колумбии, административный центр департаментаКордова. Порт в нижнем течении р. Сина. 266 тыс. жителей (1992). Цементнаяпромышленность. Университет .