(Locke) Джон (1632-1704) - английский философ , основательлиберализма. В "" Опыт е о человеческом разумении"" (1689) разработалэмпирическую теорию по знания . Отвергая существование врожденных идей ,утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение опервичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей(абстракций). Социально-политическая концепция Локк а опирается наестественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходилиз решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативнойпсихологии.
(Locke) Джон (29 августа 1632 - Рингтон - 28 октября 1704, Отс),английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкогосудейского чиновника. Получил философское и медицинское образование вОксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием влаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врачв семье первого графа Шефтсбери , одно время занимавшего должно стьлорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основупедагогической теории Локк а, изложенной впоследствии в трактате ""Мысли овоспитании"" (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции(где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии(где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате""славной революции"" стал английским монархом). Вернувшись в 1689 народину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственныхдолжностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в домеледи Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основноепроизведение - ""Опыт о человеческом разумении"" - начал писать в 1671,опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого , им написаны ""Послание оверотерпимости"" (1689), ""Два трактата о правлении"" (1690), ""Разумностьхристианства"" (1695) и др. Социально-политические воззрения Локк считаетсяотцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии иразделения властей на законодательную, исполнительную ( включая судебную) ифедеративную (внешних сношений), которые находятся в состояниидинамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие отТомаса Гоббса, трактовавшего ""естественное состояние "" общества как ""войнувсех против всех"", Локк считал таковым состояние свободы и равенствалюдей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощьюразумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого,согласно Локку, путем общественного договора создается политическоеобщество, формирующее правительство , ответственное перед народом. Локк былрешительным противником теорий божественного происхождения королевскойвласти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии ипрактики американской и Великой французской революций. Истоки и содержаниепо знания Локк отвергает теорию врожденных идей , в частности факты историии географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали ирелигии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людейпо поводу ""первых принципов"" ( даже основных законов логики) никогда небывает, самоочевидность же некоторых истин ( например , истин арифметики)еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, поЛокку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предмет ы, воздействуя на органы чувств, порождают ""простые идеи ""; душа при этом пассивна, это ""чистая доска"", на которой опыт пишет свои письмена ввиде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний жеопыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущениерефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторымипродолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главнаянепоследовательность его сенсуалистической теории. Вслед за Р. Бойлем Локкразвивает теорию первичных и вторичных качеств. Под ""качеством"" онпонимает силу (или способность ) предмета вызывать в уме свою идею.Первичные качества - плотность , протяженность , форма , движение , покой,объем, число - это ""реальные сущности"", объективно присущие вещамсвойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета ,вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это ""номинальные сущности"";вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качествазависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, длявосприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет сопределенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения инормальное функционирование зрительного аппарата человека). Усложнениеопыта. Роль языка и проблема субстанции Посредством ассоциаций ""простыеидеи"" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных,причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа,согласно Локку, активна. Любая ""определенная"" идея должна быть связана сознаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения ипередачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значенияслов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины(понятия) - это знаки общих идей, ""у которых отделены обстоятельства местаи времени"". Локковская теория образования абстракций получила название""традиционной"" и в дальнейшем неоднократно критиковалась. Локк одним изпервых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личноготождества, различая при этом "" тождество человека"" (тождество непрерывносменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и""тождество личности"" как разумного существа, наделенного самосо знание м(последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность можетсохраняться и при перемене телесной субстанции. Виды знания и степенидостоверности Локк различал три вида знания по степени их достоверности:чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т.е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемоеопосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. исиллогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание- непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствиянескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенныйхарактер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа ""белое неесть черное"", ""три больше двух"", ""целое больше части"" и т. п. Философ ияЛокка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитическойфилософии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, вчастности, деизма.