Что такое Локк? Значение слова Локк в энциклопедическом словаре

1) Локк - (Locke) Джон (1632-1704) - английский философ, основательлиберализма. В ""Опыте о человеческом разумении"" (1689) разработалэмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей,утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение опервичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей(абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается наестественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходилиз решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативнойпсихологии.

2) Локк - (Locke) Джон (29 августа 1632 - Рингтон - 28 октября 1704, Отс),английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкогосудейского чиновника. Получил философское и медицинское образование вОксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием влаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врачв семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должностьлорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основупедагогической теории Локка, изложенной впоследствии в трактате ""Мысли овоспитании"" (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции(где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии(где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате""славной революции"" стал английским монархом). Вернувшись в 1689 народину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственныхдолжностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в домеледи Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основноепроизведение - ""Опыт о человеческом разумении"" - начал писать в 1671,опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого, им написаны ""Послание оверотерпимости"" (1689), ""Два трактата о правлении"" (1690), ""Разумностьхристианства"" (1695) и др. Социально-политические воззрения Локк считаетсяотцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии иразделения властей на законодательную, исполнительную (включая судебную) ифедеративную (внешних сношений), которые находятся в состояниидинамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие отТомаса Гоббса, трактовавшего ""естественное состояние"" общества как ""войнувсех против всех"", Локк считал таковым состояние свободы и равенствалюдей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественноеправо людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощьюразумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого,согласно Локку, путем общественного договора создается политическоеобщество, формирующее правительство, ответственное перед народом. Локк былрешительным противником теорий божественного происхождения королевскойвласти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии ипрактики американской и Великой французской революций. Истоки и содержаниепознания Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты историии географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали ирелигии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людейпо поводу ""первых принципов"" (даже основных законов логики) никогда небывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики)еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, поЛокку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешниепредметы, воздействуя на органы чувств, порождают ""простые идеи""; душа приэтом пассивна, это ""чистая доска"", на которой опыт пишет свои письмена ввиде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний жеопыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущениерефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторымипродолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главнаянепоследовательность его сенсуалистической теории. Вслед за Р. Бойлем Локкразвивает теорию первичных и вторичных качеств. Под ""качеством"" онпонимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею.Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой,объем, число - это ""реальные сущности"", объективно присущие вещамсвойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета,вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это ""номинальные сущности"";вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качествазависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, длявосприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет сопределенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения инормальное функционирование зрительного аппарата человека). Усложнениеопыта. Роль языка и проблема субстанции Посредством ассоциаций ""простыеидеи"" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают тритипа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных,причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа,согласно Локку, активна. Любая ""определенная"" идея должна быть связана сознаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения ипередачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значенияслов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины(понятия) - это знаки общих идей, ""у которых отделены обстоятельства местаи времени"". Локковская теория образования абстракций получила название""традиционной"" и в дальнейшем неоднократно критиковалась. Локк одним изпервых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личноготождества, различая при этом ""тождество человека"" (тождество непрерывносменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и""тождество личности"" как разумного существа, наделенного самосознанием(последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность можетсохраняться и при перемене телесной субстанции. Виды знания и степенидостоверности Локк различал три вида знания по степени их достоверности:чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т.е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемоеопосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. исиллогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание- непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствиянескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенныйхарактер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа ""белое неесть черное"", ""три больше двух"", ""целое больше части"" и т. п. ФилософияЛокка оказала сильное воздействие на все последующее развитиеанглосаксонской философской традиции (включая развитие аналитическойфилософии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, вчастности, деизма.

Локк

(Locke) Джон (1632-1704) - английский философ , основательлиберализма. В "" Опыт е о человеческом разумении"" (1689) разработалэмпирическую теорию по знания . Отвергая существование врожденных идей ,утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил учение опервичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей(абстракций). Социально-политическая концепция Локк а опирается наестественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходилиз решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативнойпсихологии.

(Locke) Джон (29 августа 1632 - Рингтон - 28 октября 1704, Отс),английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкогосудейского чиновника. Получил философское и медицинское образование вОксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием влаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее - воспитатель и врачв семье первого графа Шефтсбери , одно время занимавшего должно стьлорда-канцлера Англии. Опыт воспитательной деятельности лег в основупедагогической теории Локк а, изложенной впоследствии в трактате ""Мысли овоспитании"" (1693). Вместе с Шефтсбери он находился в эмиграции во Франции(где обстоятельно познакомился с картезианской философией) и в Голландии(где сблизился с Вильгельмом Оранским, который в 1688 в результате""славной революции"" стал английским монархом). Вернувшись в 1689 народину, Локк пользовался большим почетом и занимал ряд государственныхдолжностей, но основное время уделял философскому творчеству. Умер в домеледи Мешем, дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Основноепроизведение - ""Опыт о человеческом разумении"" - начал писать в 1671,опубликовал его лишь в 1689. Кроме этого , им написаны ""Послание оверотерпимости"" (1689), ""Два трактата о правлении"" (1690), ""Разумностьхристианства"" (1695) и др. Социально-политические воззрения Локк считаетсяотцом западного либерализма, теоретиком конституционной монархии иразделения властей на законодательную, исполнительную ( включая судебную) ифедеративную (внешних сношений), которые находятся в состояниидинамического равновесия в правильно устроенном государстве. В отличие отТомаса Гоббса, трактовавшего ""естественное состояние "" общества как ""войнувсех против всех"", Локк считал таковым состояние свободы и равенствалюдей, живущих своим трудом. Однако он полагал, что главное естественное право людей - право на собственность - должно быть закреплено с помощьюразумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов. Для этого,согласно Локку, путем общественного договора создается политическоеобщество, формирующее правительство , ответственное перед народом. Локк былрешительным противником теорий божественного происхождения королевскойвласти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии ипрактики американской и Великой французской революций. Истоки и содержаниепо знания Локк отвергает теорию врожденных идей , в частности факты историии географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали ирелигии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людейпо поводу ""первых принципов"" ( даже основных законов логики) никогда небывает, самоочевидность же некоторых истин ( например , истин арифметики)еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, поЛокку, лежат два вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предмет ы, воздействуя на органы чувств, порождают ""простые идеи ""; душа при этом пассивна, это ""чистая доска"", на которой опыт пишет свои письмена ввиде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний жеопыт основан на рефлексии над собственной деятельностью души. Допущениерефлексии в качестве особого источника познания рассматривалось некоторымипродолжателями Локка в 18 в. (например, Э. Кондильяком) как главнаянепоследовательность его сенсуалистической теории. Вслед за Р. Бойлем Локкразвивает теорию первичных и вторичных качеств. Под ""качеством"" онпонимает силу (или способность ) предмета вызывать в уме свою идею.Первичные качества - плотность , протяженность , форма , движение , покой,объем, число - это ""реальные сущности"", объективно присущие вещамсвойства; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета ,вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это ""номинальные сущности"";вызываемые ими идеи не имеют прямого сходства с телами. Эти качествазависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий (например, длявосприятия цвета некоторого предмета необходимы сам этот предмет сопределенными первичными качествами, достаточная освещенность помещения инормальное функционирование зрительного аппарата человека). Усложнениеопыта. Роль языка и проблема субстанции Посредством ассоциаций ""простыеидеи"" внутреннего и внешнего опыта сочетаются в сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных,причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа,согласно Локку, активна. Любая ""определенная"" идея должна быть связана сознаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения ипередачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значенияслов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины(понятия) - это знаки общих идей, ""у которых отделены обстоятельства местаи времени"". Локковская теория образования абстракций получила название""традиционной"" и в дальнейшем неоднократно критиковалась. Локк одним изпервых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личноготождества, различая при этом "" тождество человека"" (тождество непрерывносменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и""тождество личности"" как разумного существа, наделенного самосо знание м(последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность можетсохраняться и при перемене телесной субстанции. Виды знания и степенидостоверности Локк различал три вида знания по степени их достоверности:чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т.е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемоеопосредствованным путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. исиллогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание- непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствиянескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенныйхарактер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа ""белое неесть черное"", ""три больше двух"", ""целое больше части"" и т. п. Философ ияЛокка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англосаксонской философской традиции (включая развитие аналитическойфилософии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, вчастности, деизма.

Значение слова Локк в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ломбардо - (Lombardo) Пьетро (ок. 14351515) архитектор и скульптор,представитель ...
  • Ломан - (Lohman) Карл (18981978) немецкий биохимик. Труды по ...
  • Ломако - Петр Фаддеевич (190490) политический деятель, ГеройСоциалистического Труда ...
  • Лом - город и порт в Болгарии, на Дунае, в ...
  • Лолларды - (англ. ед. ч. lollard), народные проповедники, участникиантикатолического ...
  • Локьер - (Lockyer) Джозеф Норман (18361920) английский астроном,иностранный членкорреспондент ...
  • Локус - (лат. locus) место локализации определенного гена на ...
  • Локальный Анализ - определение химического состава микрообъемов или тонкихслоев твердых тел. ...
  • Локализация - (от лат. localis местный locus ...
  • Лока - в индийской мифологии мир как часть Вселенной; по ...
  • Лойола - (Loyola) Игнатий (1491?1556) испанский дворянин, основательордена иезуитов. ...
  • Лозьва - река в Зап. Сибири, левая составляющая р. Тавда. ...
  • Лозовский А. - (наст. фам. и имя Дридзо Соломон Абрамович) (18781952) ...
  • Лозинский - Михаил Леонидович (18861955) русский поэт, переводчик.Перевод ""Божественной ...
  • Друцк - (Дрютеск) древнерусский город 1114 вв., ныне село ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари