(Heidegger) Мартин (1889-1976) - немецкий философ, один изосновоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии(""фундаментальная онтология""), в основе которого противо пост авлениеподлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности;постижение смысла бытия связано, по Хайдеггер у, с осознанием бренностичеловеческого существования ("" Бытие и время "", 1927). Темы работ позд него Хайдеггера - происхождение ""метафизического"" способ а мышления, поиск путик ""истине бытия"".
(Heidegger) Мартин (26 сентября 1889 - 26 мая 1976) - немецкиймыслитель, оказавший громадное влияние на философию 20 в. Его направлениеотносят к феноменологии, герменевтике, фундаментальной онтологии и, противего воли, к экзистенциализму. В философской традиции Хайдеггер опираетсяна Аристотеля и особенно на И. Канта , становление его как философапроходило в чтении Августина, М. Лютера, Б. Паскаля, Г. В. Ф. Гегеля, Ф.В. Шеллинга, Ф. Ницше , С. Кьеркегора, Ф. Гельдерлина, Р. М. Рильке , Ф. М.Достоевского. Его непосредственные предшественники - Ф. Брентано , П. В.Дильтей, прямые учителя - Э. Гуссерль и Г. Риккерт ; раннему Хайдеггеруближе всего К. Ясперс , Р. Бультман , Макс Шелер , Ханна Арендт . -----Раннийпериод-----Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца;бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге. С 1909 студент богословия,математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете. Последокторантуры и доцентуры у Риккерта был ассистентом у Гуссерля (профессораФрейбургского университета с 1916), в 1923-28 профессором Марбургскогоуниверситета. С 1929, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля,занимает кафедру философии Фрейбургского университета. Уже в раннихлекционных курсах Хайдеггер отказывается от расхожего философскогоинструментария - понятий субъекта, объекта, познания, духа, материи - ипроводит феноменологическую ""деструкцию"" ( разбор ) схем разума.-----"" Бытие и время""-----В работе ""Бытие и время"" (1927) Хайдеггер вновь ставит""вопрос о бытии"", отодвинутый европейской философией в сферу абстракций,как подлинное дело человеческого существа, ""присутствия"", открытого бытия(Dasein). Хайдеггер развертывает анализ исходного ""бытия-в-мире"", вкоторое ""присутствие"" оказывается всегда уже ""брошено"" и из которого оноответно бросает себя на свои фактические возможности. Присутствие исходно""понимает"" (разбирается) в своем мире, ""расположено"" (настроено) и имеетдело с целостностью мира в своей ""заботе"" и в ""решимости"" перед лицомсмерти как возможности безусловной невозможности быть . Неотменимаявременность присутствия предстает в ""экстазах"" его ""всегда-уже-бывшести""(брошенности), актуальности (настоящего) и способ ности ""настать для себя""(будущности). В сущностной временности укоренена историчность,трансцендентным горизонтом которой остается мир. -----После ""поворота"".Лекционные курсы-----В начале 1930-х гг. происходит ""поворот"" вфилософствовании Хайдеггера. К главной своей цели он продолжает идти ужепутем осмысления бытия как истины (алетейи - ""непотаенности"") и ""события"",особенно в работе ""К философии: о событии"", (1936-38), сопоставимой позначимости с ""Бытием и временем"", но впервые опубликованной лишь в 1989.Вокруг ""истинствования"" человек а в ""просвете свободы"" движется мысльХайдеггера в лекционных курсах ""О существе человеческой свободы"" (1930),""Бытие и истина"" (1933-34). -----В мае 1933 Хайдеггер избран ректоромФрейбургского университета как человек, который в условиях прихода квласти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоятьуниверситетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствиипредметом придирчивого расследования, продолжалось до февраля 1934, когда он оставил этот пост. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше""воля к власти"", ""вечное возвращение"" и др., Хайдеггер исследует явление""нигилизма"" как упущение онтологической разницы между бытием и сущим,ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство , вконечном счете к опустошению земли, по плоскости которой активно движется""работающий зверь"" - забывший свою истину человек. Хайдеггер обращается кпоэзии и искусству как ""хранителям бытия"" и собеседникам философии.Создание лекционных курсов ( более 50 томов в Полном собрании сочинений),прервалось в ноябре 1944, когда как идеологически ненужный режиму он былнаправлен на рытье окопов, а с приходом французской оккупационнойадминистрации лишен прав преподавания. Оно отчасти возобновляется курсом""Что называется мышлением?"" (1951-52) и семинарами по Гераклиту иПармениду, Гегелю, Канту (отчасти в Ле Торе, Франция ), по феноменологииГуссерля (1973).-----""Письмо о гуманизме""-----В знаменитом письмефранцузскому другу (Жану Бофре) ""О гуманизме"" (1947) Хайдеггер отклоняеттипичное сближение его с экзистенциализмом Ж. П. Сартр а и Ясперса (споследним он по существу разошелся уже в рецензии 1919-21 на ""Психологиюмировоззрений""). Экзистенциалистской замкнутости на человеке Хайдеггерпротивопоставляет внимание к ""измерению бытия"", через которое человеквпервые только и узнает свое призвание быть ""пастухом бытия"" в ""домебытия"" - языке.----- Философия техники и языка-----В докладах ""Взгляд в то,что есть"" ( Бремен , 1949) и ""Вещь"" ( Мюнхен , 1950) наукотехника, движущаясила новоевропейской истории, раскрывается как ""постав"", позиция сплошного""исследующего устанавливания"" сущего для распоряжения им. "" Пост ав"" правити субъектом, который втягивается в его систему необходимой составнойчастью. По мере тотальной организации мира ""постав"" все вернее минуетистину бытия, но тем яснее позволяет осмыслить истину как нечто неподдающееся установлению. В докладе ""Язык"" (Бюлерхеэ, 1950) и в книге""Путь к языку"" (1959) слово мысли и поэзии, заслоненное обычнымпредставлением знака как заместителя вещи , выступает у Хайдеггера как зовмира, ожидающего, чтобы человек ""сказал"" его. -----Наследие ивлияние-----С 1973 под руководством Хайдеггера начато издание Полногособрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должновключить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизниопубликованных едва ли на 1/5. Библиография литературы о Хайдеггеренасчитывает десятки тысяч изданий. Отдельные темы и приемы его мыслиразвертывают как прямые его ученики (Х. Г. Гадамер , Х. Арендт, Ж. Бофре),так и отталкивающиеся от него философы (Сартр, Ж. Деррида ). Современнаяэтика (Э. Левинас , А. Глюксман ), политология (Р. Рорти), философия техники(Ш. Ширмахер), богословие , в т. ч. православное (Х. Яннарас),идеологическая публицистика пропитаны идеями Хайдеггера. Весомость егомысли лишь подчеркивается критикой в его адрес (Ясперс, Р. Карнап , Т.Адорно, Г. Грасс , Ю. Хабермас ) и повторяющимися попытками его развенчания.-----Сочинения: -----Разговор на проселочной дороге: Избранные статьипозднего периода творчества. М., 1991.-----Работы и размышления разныхлет. М., 1993.----- Время и бытие. Статьи и выступления. М.,1993.-----Бытие и время. М., 1997. -----Gesamtausgabe. Frankfurt am Мain,1975.-----В. В. БибихинХАЙДЕН (Heiden) Эрик (р. 1958) - американский спортсмен ( коньки ). Чемпион Олимпийских игр (1980 - 5 золотых медалей), многократный чемпион мира (в 1977-80).