(Gainsborough) Томас (1727-1788) - английский живописец . Полныеодухотворенности и лиризма портрет ы (""Голубой мальчик"", ок. 1770;""Утренняя прогулка"", 1785) и пейзажи (""Телега со жнецами"", ок. 1771)отличаются виртуозной легкостью и воздушностью живописи.
(Gainsborough) Томас (крещен 14 мая 1727 - Садбери , Суффолк - 2августа 1788, Лондон ), английский живописец , один из крупнейшийпортретистов и пейзажистов 18 в. Годы учения . Ранние произведения Младшийсын обедневшего торговца сукном Джона Гейнсборо , в 13 лет уговорил отцаотпустить его в Лондон учиться ремеслу пейзажиста. Систематическогохудожественного образования, одна ко , не получил. В 1740-х гг. некоторое время учился в Лондоне у французского гравера Ю. Гравело, познакомившегоего со стилем французского рококо . Значительное влияние на становлениесобственной манеры Гейнсборо оказала живопись А. Ватто и знакомство сголландским пейзажем 17 в., особенно Я. Вейнантсом и Я. Рейсдалом. В 1746в Лондоне женился на Маргарет Бер, внебрачной дочери герцога де Бофор. Вскоре после этого вернулся в Садбери, в 1752 обосновался в Ипсуиче.Ранние портреты Гейнсборо представляют собой небольшие композиции,изображающие в пейзаже группы мирно прогуливающихся и отдыхающихпровинциальных помещиков , их жен и детей ("" Портрет Р. Эндрюса с женой"",около 1749, Галерея Тейт , Лондон; ""Мистер Браун с женой"", 1754/55).Мягкому и ясному душевному складу людей на портретах Гейнсборо понастроению родственны ранние пейзажи мастера, солнечные и свежие (""СадГейнсборо"", ""Корнардский лес"", 1748, Национальная галерея, Лондон). В Батеи Лондоне В 1759, в поисках более широкого круга заказчиков, Гейнсборопереезжает в Бат, модный курорт , где в его мастерскую вскоре устремиласьреспектабельная публика . Художник работает в имениях столичныхаристократов; во время работы в усадьбе Уилтон он был поражен хранившимисятам работами Ван Дейка, знакомство с которыми стало поворотным моментомего творческого развития. В Бате завязалась дружба Гейнсборо, ценителя изнатока музыки, с композитором Абелем и многими музыкантами (""ПортретАбеля"", ок. 1777; ""Портрет музыканта Фишера"", ок. 1788, Бекингемскийдворец, Лондон). Неоднократно он портретирует своего друга - актераГаррика. С 1761 регулярно выставляется в Лондоне, в 1768 избираетсячленом-учредителем Королевской Академии . В 1774 окончательно переезжает вЛондон, где король Георг III оказывает ему покровительство и явноепредпочтение перед его соперником Джошуа Рейнолдс ом. В 1784, рассорившисьс Академией, президентом которой был Рейнолдс, Гейнсборо перестаетвысылать свои картины на ее выставки . Портреты Cтремясь угодить весьмаутонченным вкусам аристократической публики, Гейнсборо вырабатываетпарадный и элегантный ""большой стиль"", в значительной мере основанный наизучении произведений Ван Дейка, причем в образах Ван Дейка Гейнсборопрежде всего воспринимает их тонкую одухотворенность и интеллектуальность.Особым лиризмом и изяществом отмечены женские и юношеские образы напортретах Гейнсборо (""Голубой мальчик"" - портрет Дж. Бартола, ок.1770,Сан-Марино; ""Портрет дамы в голубом"", 1770-е гг., Эрмитаж ); двойныепортреты - воплощение нежной дружбы (""Утренняя прогулка"" - портрет У.Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон; ""Портрет Элизы иТомаса Линли"", 1768). Героям Гейнсборо присущи душевная утонченность , елеуловимые движения чувств, способность мечтать в уединении, на лонеприроды, в кругу близких. Этой ""преданностью мечтам"" и искренностьючувства картины Гейнсборо близки литературе английского сентиментализмапоследних десятилетий 18 в. Живописная техника Изысканностью и виртуознойлегкостью, создающей впечатление воздушности и мгновенности исполнения,отличается живописная техника в зрелых работах мастера. Он не акцентируетобъема, его фигуры всегда легки и подвижны даже в самых спокойныхсостояниях. Он свободно набрасывает на холст чистые, звучные, словнопереливающиеся одна в другую краски . Мазки, очень длинные или короткие,мелкие, то пересекаются, то образуют изломы, то ложатся параллельно,оказываясь как бы смещенными по отношению к границе формы. Такая точнорассчитанная приблизительность мазка на расстоянии от холста превращаетсяв живое мерцание взгляда, в трепет губ, легкое колебание складок ткани.Излюбленные художником холодные голубые тона оттеняются перламутровымипереливами, гармонией оливково-серых, зеленых и серебристых тонов,необычайно богатых по звучанию. Пейзажи и ""воображаемые сцены"" Хотя заказына портреты не иссякали, Гейнсборо пишет и пейзажи, полные ностальгии понесуетному, тихому, наивно-трогательному и прекрасному миру (""Водопой"").Много времени отдает пейзажному рисунку, работая черным мелом, пером,кистью и акварелью, иногда по покрытым лаком листам. Охотно используетновые сорта бумаги и экспериментирует с новыми материалами, исполняетсерию офортов и акватинт. Чтобы добиться необычных световых эффектов,смастерил ""волшебный фонарь"" с цветными стеклами. В последние годыГейнсборо охотно писал ""воображаемые сцены"". В основном этоидеализированные портреты крестьянских детей и крестьян (""Девочка споросятами"", 1782, собрание Хауарда; ""Девочка, собирающая грибы"", собраниеУорда) - мягкие, нежные, даже несколько сентиментальные, они напоминаютобразы Мурильо , одного из любимых художников Гейнсборо.