како, ка, согласная буква, в русской азбуке одиннадцатая, в церковной двенадцатая; в церк. счислении под титлою означает двадцать, а со знаком двадцать тысяч; см. А. В вост. языках два ка, толстое (тупое, гортанное, твердое) и тонкое (острое, мягкое), произносимое кончиком языка; наше следует за первым и произн. корнем языка, а зап. (европейское) стоит между русским к тонким азиатским и произн. срединою языка. На юге от Москвы, особ. в рязанской, в народе любят тонкое, азиатское к, и говор. тятинькя, маминькя, ванькя, кваскю и пр. Есть связь между бук вами ц, т, к: цветы, твяты, квяты; тяжина, кежина; тебека (тыква), кебека; тезево, кезево. Сокращенно, К или К° знач. контора, компания, торговое товарищество.
ко предлог управляет дательным пад. означает движение , направление , обращение куда . К кому идешь? Приставай к берегу . Ни к чему нет охоты. Слитно идет к наречиям и другим частицам, образуя новые наречия: кверху , книзу ; кчему, в знач. для чего , почто , зачем ; приди к часу, вовремя , впору , кстати . К тому , притом , еще, сверх или кроме того . по сев. заволжью извращают дательный и творительный падежи, и потому говорят: Иду к вами , не подходи к лошадьми и пр. Кто к Богу, к тому и Бог. День к вечеру, а все к смерти ближе . Я к ней, а она от меня ! Ты бы ко мне когда , зашел . Дело к концу идет. Не к тому (не для того) говорится, чтоб браниться , а чтоб в ладах жить . Да ктому он и глупа, сверх того, наприбавку. Ни к селу, ни к городу, некстати .