Что такое Жрецы? Значение слова Жрецы в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Жрецы -

Жрецы (одного корня со словом жертва) - посредники между богами илюдьми. При культе предков не было надобности в содействии Ж.: каждыйглава семьи (или родоначальник) являлся жрецом этого культа, возносилмолитвы, совершал возлияния и жертвоприношения своим домашним (илиродовым) богам. Возникновение особого класса Ж. было вызвано появлениемобщественных жертвоприношений, но в особенности необходимостьюспециальной подготовки к отправлению культа, для которого, по мере егоразвития, складывалась известные правила. У всех первобытных народов мывстречаем кудесников, за которыми признается дар вступать в сношения сневидимыми духами и даже принуждать их к послушанию. Cев.-aмepик.медицинмены, бразильские пиаи, южно-африк. жрецы-фетишисты,австралийские и папуасские кудесники, нойды лопарей и проч. - все онислужат тому же культу и прибегают к тем же приемам, что и сибирскиешаманы, имя которых стало в науке нарицательным. Все они живут вдали отсвоих племен, воспитывают себе преемников, подвергая своих учениковпосту и покаяниям, и лишь после этого передают им свои тайные знания. Впроцессе дифференциации общества эти жрецы-кудесники послужили ячейкой,из которой развилось сословие, а местами и каста Ж. Могущественные кастыЖ. мы находим у целого ряда африканских племен, но особенного развитияони достигли в древних теократиях Индии и Египта. У иранцев существоваласвященная каста Атгарвал, вполне соответствовавшая в древностиодноименной касте Индии; и та, и другая состояли, как указывает ихназвание, из жрецов-огнепоклонников, которые впоследствии сталиназываться магами. В древней Греции, где жреческий культ развился,главным образом, в связи с определенными святилищами, не было жреческойкасты, хотя наследственные жреческие роды и были. В Ж. (iereuz)поставлялись обыкновенно лица высших сословий, отчасти посредствомвыбора, отчасти посредством жребия; где звание Ж. было в известномсемействе наследственное, там дело обыкновенно решалось правомпервородства или жребием, но иногда решение предоставлялось суду. Ж. могстать только природный и полноправный член общества, отличавшийсябезукоризненной нравственностью, отсутствием телесных недостатков ивообще наружностью, достойной божества. При некоторых культах требовалсяюношеский возраст или девственность, а при других беспрерывно находилисьзамужние женщины. Большею частью божества муж. пола имели служителямимужчин, женские - женщин. Обыкновенно служба Ж. была пожизненная. Онипользовались доходами с угодий храма, получали определенную частьжертвенных животных и др. приношения и сборы, считалисьнеприкосновенными и имени право на почетное место в театре и в другихсобраниях. Одежду Ж. обыкновенно носили белую, иногда пурпурную илишафрановую, венки и повязки на головах и длинные волосы. В торжественныхслучаях некоторые Ж. являлись в типическом облачении божества,представителями которого они служили; часто они даже носили при этом егоимя. При отправлении культа Ж. пользовались содействием их помощников,которые распадались на два класса. Одни не находились в тесной связи скультом и исполняли только некоторые временные обязанности, какносильщики священных предметов при процессах, мальчики и девочки,выбранные для хора и т. п. Ко второму классу помощников Ж. принадлежалипостоянные служители храма - неокоры или пономари, глашатаи и вособенности музыканты и певцы. Первоначально постоянные помощники Ж.набирались из сословий, служивших за плату, но с течением временидолжности эти сделались почетными. В Риме высшая жреческая властьсначала принадлежала царю. После изгнания царей установлена была, длясовершения жертв, должность жреца - Rex sacrificulus или sacrorum, женакоторого также исполняла должность жрицы и назыв. regina sacrorum(подобным образом и греки во многих местах, по отмене царскогодостоинства, сохранили титул - царь - для обозначения Ж., заступившегоместо царя в культе). Впоследствии на ряду с rex sacrificulus сталфламин Юпитера (flamen dialis). Заведываниe религиозным бытом,общественным и частным богослужением перешло в понтифексам, которыеимели над всеми жрецами карательную власть и в коллегии которыхпредседательствовал Верховный жрец (роntifex maximus), в первые временавыбиравшийся в комициях по трибам; прочив жрецы (sacerdotes) выбиралисьсвоими коллегиями, которые охотно назначали преемниками умерших Ж.сыновей их, если они выдерживали установленные испытания. Новоизбранныепосвящались понтифексами и авгурами. Впоследствии императоры присвоилисебе право избирать жрецов. Требования при выборе жрецов у римлян былиприблизительно те же, что и у греков. Одежду Ж. составлял белый плащ (упонтифексов обшитый пурпуровою каймой, у авгуров, фламинов и др. -смешанной с пурпуром) и шерстяная остроконечная шапка (apex). Высшие Ж.имени курульное кресло и ликторов, почетное место в театре и сенате,право на колесницу в процессиях. Все Ж. были свободны от военной службыи от чрезвычайных государственных повинностей, обыкновенно былинесменяемы и не могли быть привлекаемы к ответственности гражданскимичиновниками (за исключением цензора). Им были отведены земельный угодьяи дома; кроме того они получали известную часть жертвенных животных.Сначала Ж. не допускались к занятию других государственных или военныхдолжностей, но впоследствии от этого правила часто делались отступления.При исполнении богослужебных треб Ж. могли пользоваться содействиемсвоих жен и детей, а при некоторых жертвоприношениях (sacra) у нихсостояли помощниками еще особые молодые люди и женщины (Camilli,Camillae). Во время империи отдельных коллегий Ж. насчитывалось 23.Учреждение большей части жреческих коллегий римляне приписывали НумеПомпилию. - У восточных славян, предков нынешнего русского народа, равнокак и у южных, не было особого класса Ж., как не было и развитогообщественного богослужения. Даже в таких городах, как Новгород и Киев,не было храмов, хотя и были деревянные идолы. В каждом роде старейшинабыл вместе и Ж.: он приносил жертвы, гадал о будущем. Общественныежертвоприношения совершались старейшинами в естественных капищах -рощах, а также у воды, при чем жертва имела характер трапезы,поставляемой богам и душам умерших. Были у восточных славян икудесники-волхвы, но они не имели значения Ж., посредников между богамии людьми; они могли вступать в сношения только со злыми духами. Убалтийских славян строились храмы, в связи с этим развилось имогущественное сословие Ж. Жрецы балтийских славян носили особое белоеодеяние, имели наблюдение за священными конями, содержавшимися прихрамах, назначали дни праздников, закалывали жертву, вопрошали богов ипредвещали народу будущее, возглашали молитвы, подавали присутствовавшимво храме советы и поучения. Прочная и довольно сложная жреческаяорганизация существовала. у древних литовцев. Духовным главой литовцевбыл Верховный Ж. Криве или Криву-Кривайтис (Криве-Кривейто), имевшийпребывание в Ромове; за ним следовали второстепенные Ж называвшиесявайделотами, а затем низшие степени Ж., носивших различные наименования.Полагают, что власть Криве распространялась не только на народылитовские, но и на некоторые чудские племена (эсты, дивы) и на кривичей,предков нынешних белорусов. Костомаров, сопоставляя слова Криве иКривичи, приходит к тому заключению, что уже в конце Х и начале XI векажреческое сословие било вполне организовано. В противоположностьустановившимся воззрениям, проф. А. О. Мержинский оспаривает мысль ошироком распространении власти Криве и думает, что Криве - собственноеимя последнего Ж. огня в Ромове. Из современных русских инородцев,пребывающих еще в язычестве, но вышедших уже из периода шаманства,особую жреческую организацию имеют вотяки. Верховный Ж., в каждойбольшой деревне (иногда - один для нескольких деревень), называетсятуно. Обыкновенно звание и знания туно переходят от отца в сыну, но ивсякий изучивший искусство туно может занять эту должность. Тунопользуется громадным авторитетом; он объявляет народу волю богов, ножертвоприношений сам не совершает, избирая для этого особых Ж. Дляслужения каждому божеству избираются два Ж.; кроме того существуют и др.Ж. второстепенного значения, занимающиеся изготовлением жертвенных ястви исполняющие другие подготовительные к жертвоприношениям работы.

Жрецы

Жрец ы (одного корня со словом жертва ) - посредники между богами илюдьми. При культ е предков не было надобности в содействии Ж.: каждыйглава семьи (или родоначальник ) являлся жрецом э того культа, возносил молитвы , совершал возлияния и жертвоприношения своим дома шним (илиродовым) богам. Возникновение особого класса Ж. было вызвано появлениемобщественных жертвоприношений, но в особенности необходимостьюспециальной подготовки к отправлению культа, для которого, по мере егоразвития, складывалась известные правила . У всех первобытных народов мывстречаем кудесников , за которыми признается дар вступать в сношения сневидимыми духами и даже принуждать их к послушанию. Cев.-aмepик.медицинмены, бразильские пиаи, южно-африк. жрецы-фетишисты,австралийские и папуасские кудесники, нойды лопарей и проч. - все онислужат тому же культу и прибегают к тем же приемам, что и сибирскиешаманы, имя которых стало в науке нарицательным. Все они живут вдали отсвоих племен, воспитывают себе преемников, подвергая своих учениковпосту и покаяниям, и лишь после этого передают им свои тайные знания . Впроцессе дифференциации общества эти жрецы-кудесники послужили ячейкой,из которой развилось сословие , а местами и каста Ж. Могущественные кастыЖ. мы находим у целого ряда африканских племен, но особенного развитияони достигли в древних теократиях Индии и Египта. У иранцев существоваласвященная каста Атгарвал, вполне соответствовавшая в древностиодноименной касте Индии; и та, и другая состояли, как указывает ихна звание , из жрецов-огнепоклонников, которые впоследствии сталиназываться магами. В древней Греции, где жреческий культ развился,главным образом, в связи с определенными святилищами, не было жреческойкасты, хотя наследственные жреческие роды и были. В Ж. (iereuz)поставлялись обыкновенно лица высших сословий, отчасти посредством выбора, отчасти посредством жребия; где звание Ж. было в известномсемействе наследственное, там дело обыкновенно решалось право мпервородства или жребием, но иногда решение предоставлялось суду. Ж. могстать только природный и полноправный член общества, отличавшийсябезукоризненной нравственностью, отсутствием телесных недостатков ивообще наружностью, достойной божества. При некоторых культах требовалсяюношеский возраст или девственность , а при других беспрерывно находилисьзамужние женщины. Большею часть ю божества муж. пола имели служителямимужчин, женские - женщин. Обыкновенно служба Ж. была пожизненная. Онипользовались доходами с угодий храма, получали определенную частьжертвенных животных и др. приношения и сборы, считалисьнеприкосновенными и имени право на почетное место в театре и в другихсобраниях. Одежду Ж. обыкновенно носили белую, иногда пурпурную илишафрановую, венки и повязки на головах и длинные волосы . В торжественныхслучаях некоторые Ж. являлись в типическом облачении божества,представителями которого они служили; часто они даже носили при этом егоимя. При отправлении культа Ж. пользовались содействием их помощников,которые распадались на два класса. Одни не находились в тесной связи скультом и исполняли только некоторые временные обязанности , какносильщики священных предметов при процессах, мальчики и девочки,выбранные для хора и т. п. Ко второму классу помощников Ж. принадлежалипостоянные служители храма - неокоры или пономари, глашатаи и вособенности музыканты и певцы. Первоначально постоянные помощники Ж.набирались из сословий, служивших за плату, но с течением временидолжности эти сделались почетными. В Риме высшая жреческая власть сначала принадлежала царю. После изгнания царей установлена была, длясовершения жертв, должность жреца - Rex sacrificulus или sacrorum, женакоторого также исполняла должность жрицы и назыв. regina sacrorum(подобным образом и греки во многих местах, по отмене царскогодостоинства, сохранили титул - царь - для обозначения Ж., заступившегоместо царя в культе). Впоследствии на ряду с rex sacrificulus сталфламин Юпитера (flamen dialis). Заведываниe религиозным бытом,общественным и частным богослужением перешло в понтифексам, которыеимели над всеми жрецами карательную власть и в коллегии которыхпредседательствовал Верховный жрец (роntifex maximus), в первые временавыбиравшийся в комициях по трибам; прочив жрецы (sacerdotes) выбиралисьсвоими коллегиями, которые охотно назначали преемниками умерших Ж.сыновей их, если они выдерживали установленные испытания. Новоизбранныепосвящались понтифексами и авгурами. Впоследствии императоры присвоилисебе право избирать жрецов. Требования при выборе жрецов у римлян былиприблизительно те же, что и у греков . Одежду Ж. составлял белый плащ (упонтифексов обшитый пурпуровою каймой, у авгуров, фламинов и др. -смешанной с пурпуром) и шерстяная остроконечная шапка (apex). Высшие Ж.имени курульное кресло и ликторов, почетное место в театре и сенате,право на колесницу в процессиях. Все Ж. были свободны от военной службыи от чрезвычайных государственных повинностей, обыкновенно былинесменяемы и не могли быть привлекаемы к ответственности гражданскимичиновниками (за исключением цензора). Им были отведены земельный угодьяи дома; кроме того они получали известную часть жертвенных животных.Сначала Ж. не допускались к занятию других государственных или военныхдолжностей, но впоследствии от этого правила часто делались отступления.При исполнении богослужебных треб Ж. могли пользоваться содействиемсвоих жен и детей, а при некоторых жертвоприношениях (sacra) у нихсостояли помощниками еще особые молодые люди и женщины (Camilli,Camillae). Во время империи отдельных коллегий Ж. насчитывалось 23.Учреждение большей части жреческих коллегий римляне приписывали НумеПомпилию. - У восточных славян, предков нынешнего русского народа, равнокак и у южных, не было особого класса Ж., как не было и развитогообщественного богослужения. Даже в таких городах, как Новгород и Киев,не было храмов , хотя и были деревянные идолы . В каждом роде старейшинабыл вместе и Ж.: он приносил жертвы, гадал о будущем. Общественныежертвоприношения совершались старейшинами в естественных капищах -рощах, а также у воды, при чем жертва имела характер трапезы,поставляемой богам и душам умерших. Были у восточных славян икудесники-волхвы, но они не имели значения Ж., посредников между богамии людьми; они могли вступать в сношения только со злыми духами. Убалтийских славян строились храмы, в связи с этим развилось имогущественное сословие Ж. Жрецы балтийских славян носили особое белоеодеяние, имели наблюдение за священными конями, содержавшимися прихрамах, назначали дни праздников, закалывали жертву, вопрошали богов ипредвещали народу будущее , возглашали молитвы, подавали присутствовавшимво храме советы и поучения. Прочная и довольно сложная жреческаяорганизация существовала. у древних литовцев . Духовным главой литовцевбыл Верховный Ж. Криве или Криву-Кривайтис (Криве-Кривейто), имевшийпребывание в Ромове; за ним следовали второстепенные Ж называвшиесявайделотами, а затем низшие степени Ж., носивших различные наименования. Пола гают, что власть Криве распространялась не только на народылитовские, но и на некоторые чудские племена ( эсты , дивы) и на кривичей,предков нынешних белорусов . Костомаров , сопоставляя слова Криве иКривичи, приходит к тому заключению, что уже в конце Х и начале XI векажреческое сословие било вполне организовано. В противоположностьустановившимся воззрениям, проф. А. О. Мержинский оспаривает мысль ошироком распространении власти Криве и думает, что Криве - собственноеимя последнего Ж. огня в Ромове. Из современных русских инородцев,пребывающих еще в язычестве, но вышедших уже из периода шаманства,особую жреческую организацию имеют вотяки . Верховный Ж., в каждойбольшой деревне (иногда - один для нескольких деревень), называетсятуно. Обыкновенно звание и знания туно переходят от отца в сыну, но ивсякий изучивший искусство туно может занять эту должность. Тунопользуется громадным авторитетом; он объявляет народу волю богов, ножертвоприношений сам не совершает, избирая для этого особых Ж. Дляслужения каждому божеству избираются два Ж.; кроме того существуют и др.Ж. второстепенного значения, занимающиеся изготовлением жертвенных ястви исполняющие другие подготовительные к жертвоприношениям работы.

Значение слова Жрецы в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Захарьин - Захарьин (Григорий Антонович) заслуженный профессор и директорфакультетской ...
  • Засуха - Засуха весьма вредно влияет на древесную растительность: оназадерживает ...
  • Западники - Западники, западничество так назыв. вообще направление нашейобщественной ...
  • Замша - Замша (Samischleder, pean chamoisee, chamois or oilleather) изамшевание ...
  • Замбезе - Замбезе (Zambesi, Liambaye) наибольшая р. юговост. Африки,вытекает ...
  • Заложник - Заложник человек данный или взятый в виде ...
  • Залив - Залив часть океана или моря, вдавшаяся в ...
  • Жесть - Жесть, ferblanc, Weissbiech, tinplate. Железо под влиянием влажноговоздуха ...
  • Жерлянка - Жерлянка (Bombinator) род бесхвостых земноводных из семействачесночниц, ...
  • Жерех - Жерех (Aspias гарах) местами зовется шереспер, пресноводная ...
  • Желчь - Желчь (bilis, fel) представляет собою жидкость, отделяемую печенью ...
  • Желчные - Желчные камни суть разнообразные по форме, величине и ...
  • Желтуха - Желтуха: 1) Болезнь животных лошадей и ...
  • Желтая - Желтая горячка или Желтая лихорадка местная болезнь ...
  • Карнак - Карнак (егип. Ipet) имя замечательной группы остатков ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари