Что такое Волхвы? Значение слова Волхвы в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Волхвы -

Волхвы - особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием вдревности. Это были "мудрецы" или так называемые маги, мудрость и силакоторых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям.Смотря по степени культурного развития народа, его В. или мудрецы моглипредставлять собою разные степени "мудрости" - от простогоневежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. -древний Восток, В. или маги являются в качестве особого класса у мидян иперсов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племендревних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках всерелигиозные функции, как это было, например, с племенем левитов удревних евреев. Но мидийское или персидское происхождение магов не можетбыть признано уже потому, что оно не захватывает существования волхвов вболее отдаленные времена, у более древних народов, как, напр.,ассиро-вавилонян. Maгия или волхвование было одной из важнейших отраслейзнания в древней Ассиро-Вавилонии. Тамошние маги существенно отличалисьот жрецов; жертву богам, напр., приносят жрецы, а изъясняют сны,предсказывают будущее В., маги, мудрецы. У них был свой глава илиначальник, так называемый раб-маг который, как и другие высшие чины,носившие соответствующие же титулы (раб-сарис, раб-сак), был одним изближайших соперников вавилонского царя (Иерем. XXXIX, 3 и 13). Сами В.разделялись на несколько разрядов, из которых каждый имел свою особуюспециальность и носил соответствующее название. К одному разрядуотносилось составление писаных заговоров или талисманов,прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, пораженныхкаким-нибудь большим несчастием. Волхвы, занимавшиеся этим, называлисьхертуммимами, в собственном смысле магами. Другой класс мудрецов(ашшафимы или мекашафимы) имел своей специальностью чтение заклинаний;третий класс (газеримы) вел запись различных физических иастрономических явлений, которые служили для них основой предсказаниябудущих событий. Особенно важное значение имели газеримы или звездочеты.Ассиро-вавилонские В. были самыми знаменитыми в древности, так что ихобщее название халдеи сделалось впоследствии у других народов синонимоммагов. У египтян также были мудрецы или В.; их волхвование весьма близконапоминает собою подобную же мудрость халдеев. Они также отличалисьзнанием тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайныхявлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствииФараона (Исход VII, 8 - 12 и др.), истолковывали сны и делалипредсказания на основании астрономических наблюдений. Но у египтян,сообразно с их более серьезным характером, и самые В. отличались большейсерьезностью и преданы были главным образом научной разработкепредставлявшихся их наблюдению явлений. От ассиро-вавилонян В. перешли ик персам, где они сначала встретили себе сильный отпор со сторонытуземных жрецов. Но затем магизм привился и у персов, слившись с местнымжречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получилозначение жреца или священника. Зороастр во многих древних памятникахвыставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов. ИзПерсидской монархии понятия волхвов перешли к грекам, сначала азиатским,а затем и европейским. Под именем волхвов или магов (magoi) греки сталивообще разуметь разных чародеев или колдунов, заклинателей, искусствокоторых имело иногда весьма сомнительное значение. Самое слово магисделалось, особенно впоследствии, синонимом всякого обмана ишарлатанства. У греческих писателей, впрочем, можно заметитьзначительные колебания в этом отношении. У Эсхила, напр., оно простоозначает племя, как и в свидетельстве Геродота, а у Софокла уже имеетукорительный смысл, встречаясь среди поносительных эпитетов, которыецарь Эдип прилагает к фиванскому мудрецу Тиресию (Oed. Туг. 387). Платонс уважением говорит о магии Зороастра, как составляющей такую основувоспитания, которая лучше афинской (Alcib. 1, р. 122а). Ксенофонт такжеодобрительно отзывается о магах в своей Киропедии. По определениюпозднейшего лексикографа Свиды, магами назывались "у персов философы ибогословы". В греческом переводе Библии под магами разумеютсявавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священныхкниг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых и пр. От греков, а потом и непосредственно от восточных народов, В. перешлик римлянам, которые весьма скоро стали смотреть на восточных В., как нанизких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народное cyeвеpиe.Тацит называет мудрость восточных волхвов суеверием (mаgicaesuperstitiones), а Плиний видит в ней "пустоту" и "обман" (vanitatesmagicae, mendacia magica). Римские сатирики времен Империи бичуют каксамих магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, В.получали все большее и большее влияние в римском обществе. Во многихдомах римской знати В. состояли на жаловании, а при дворе кесарей повременам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворныхинтригах. Уже во II в. до Р. X. была попытка изгнать халдеев из Рима.Закон Суллы, относившийся к разным сикариям и тайным злодеям, напрактике применялся и к В. В последующее время иные правителипреследовали В., а другие, напротив, покровительствовали им. Так,император Август, старавшийся восстановить старый римский культ,запрещал азиатским В. и астрологам заниматься своими предсказаниями идаже сжигал их книги. Тиверий и Клавдий также издавали различныепостановления касательно изгнания "математиков и магов", хотя известно,что лично Тиверий был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себяцелыми "стадами халдеев" (по саркастическому выражению Тацита). Неронотносился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участиев пиршествах магов. Веспасиан, Адриан и Марк Аврелий относились к ним стерпимостью. Некоторые из восточных В., как, напр., Аполлоний Тианский,приобретали громкую известность. Самое понятие о магах все болеерасплывалось, и под ними разумелись вообще приверженцы всеготаинственного и непостижимого. Знаменитый языческий полемист противхристианства Цельсий почти не различал магов от христиан и приписывалсамому Христу знание магии. Со своей стороны, христиане объясняли магиейчудеса, совершавшиеся, будто бы, известными в то время еретиками. Вцарствование Каракаллы В. были сжигаемы живыми, а пользовавшиеся ихчарами ко вреду другим были распинаемы или отдаваемы на растерзаниезверям. Александр Север относился к В. так благосклонно, что давал имгосударственное содержание. Диоклетиан возобновил прежние против нихуказы, но вполне отрицательное отношение к ним установилось лишь прихристианских императорах. Константин Великий издал ограничительныепостановления касательно всякого волшебства, а его сын Констанций ипоследующие императоры запрещали магию под страхом смертной казни. Этоотношение к В. нашло себе ясное юридическое определение в законахЮстиниана, по служивших основой последующего законодательствахристианских народов. В истории В. нельзя не упомянуть о евангельском указании на то, чтово время рождения Христа в Иерусалим "пришли с востока В. и спрашивали,где родившийся царь Иудейский" (Матф. II, 1 и 2). Что это были за люди.из какой страны и какой религии - на это евангелист не дает никакихуказаний. Но дальнейшее заявление этих В., что они пришли в Иерусалим,потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского,которому и прибыли поклониться (II, 2), показывает, что они принадлежалик разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическиминаблюдениями. Около времени Рождества Христова, именно в 747 году по основании Римана небе видимо было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера иСатурна в созвездии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимания всех,кто наблюдал за звездным небом и занимался астрономией, т. е. именнохалдейских волхвов. В следующем году к этому сочетанию присоединился ещеМарс, который еще более усилил необычайность всего явления. Волхвы,поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, посвидетельству евангелиста, "отошли в страну свою", возбудив тем крайнеераздражение Ирода. О них сложился целый цикл легенд, в которых восточныемудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителямитрех рас человечества. Позже предание знает даже самые имена их -Каспар, Мельхиор и Валтасар, и подробно описывает самую их наружность. Ввосточных христианских сказаниях волхвы получают еще более внешнеговеличия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек,оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек.По возвращении в свою страну (на отдаленнейшем Востоке, у береговокеана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолырассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то ап. Фома встретилих в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделалисьпроповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствиибыли найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, нооттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где ихчерепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установленбыл праздник, известный под названием праздника трех царей (6 января) иони сделались вообще покровителями путешественников. Вследствие этогопоследнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названиягостиниц. Литература. По литературе предмета, кроме специального исследованияЛенормана о магии халдеев, можно указать на статьи в специальныхсловарях: Герцога, под сл. Magier, Смита под сл. Magi и др. А. Лопухин.

Волхвы

Волхв ы - особый класс людей, пользовавшийся большим влияние м вдревности. Это были " мудрецы " или так называемые маги , мудрость и силакоторых заключалась в знании ими тайн , недоступных обыкновенным людям.Смотря по степени культурного развития народа, его В. или мудрецы моглипредставлять собою разные степени "мудрости" - от простогоневежественного знахарства до действительно научного знания . Родина В. -древний Восток , В. или маги являются в качестве особого класса у мидян иперсов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племендревних мидян, быть может , сосредоточивавшее в своих руках всерелигиозные функции , как это было , например , с племенем левитов удревних евреев . Но мидийское или персидское происхождение магов не можетбыть признано уже потом у, что оно не захватывает существования волхвов в более отдаленные времена, у более древних народов, как, напр.,ассиро-вавилонян. Maгия или волхвование было одной из важнейших отраслейзнания в древней Ассиро-Вавилонии. Тамошние маги существенно отличалисьот жрецов; жертву богам, напр., приносят жрецы , а изъясняют сны,предсказывают будущее В., маги, мудрецы. У них был свой глава илиначальник, так называемый раб-маг который , как и другие высшие чины,носившие соответствующие же титулы (раб-сарис, раб-сак), был одним изближайших соперников вавилонского царя (Иерем. XXXIX, 3 и 13). Сами В.разделялись на несколько разрядов, из которых каждый имел свою особуюспециальность и носил соответствующее название . К одному разрядуотносилось составление писаных заговоров или талисманов,прикладывавшихся к телу больных людей или к дверям домов, пораженныхкаким-нибудь большим несчастием. Волхвы, занимавшиеся этим , называлисьхертуммимами, в собственном смысл е магами. Другой класс мудрецов(ашшафимы или мекашафимы) имел своей специальностью чтение заклинаний;третий класс (газеримы) вел запись различных физических иастрономических явлений, которые служили для них основой предсказаниябудущих событий. Особенно важное значение имели газеримы или звездочеты.Ассиро-вавилонские В. были самыми знаменитыми в древности, так что ихобщее название халдеи сделалось впоследствии у других народов синонимоммагов. У египтян также были мудрецы или В.; их волхвование весьма близконапоминает собою подобную же мудрость халдеев . Они также отличались знание м тайн природы, которыми пользовались для произведения необычайныхявлений, как это можно видеть из их состязания с Моисеем в присутствииФараона ( Исход VII, 8 - 12 и др.), истолковывали сны и делалипредсказания на основании астрономических наблюдений. Но у египтян,сообразно с их более серьезным характером, и самые В. отличались большейсерьезностью и преданы были главным образом научной разработкепредставлявшихся их наблюдению явлений. От ассиро-вавилонян В. перешли ик персам, где они сначала встретили себе сильный отпор со сторонытуземных жрецов. Но затем магизм привился и у персов, слившись с местнымжречеством, так что и самое слово маг или волхв у персов получилозначение жреца или священника. Зороастр во многих древних памятникахвыставляется как глава и преобразователь класса магов или волхвов. ИзПерсидской монархии понятия волхвов перешли к грекам, сначала азиатским,а затем и европейским. Под именем волхвов или магов (magoi) греки стали вообще разуметь разных чародеев или колдунов , заклинателей, искусствокоторых имело иногда весьма сомнительное значение. Самое слово магисделалось, особенно впоследствии, синонимом всякого обмана ишарлатанства. У греческих писателей, впрочем , можно заметитьзначительные колебания в этом отношении. У Эсхила, напр., оно простоозначает племя , как и в свидетельстве Геродота, а у Софокла уже имеетукорительный смысл, встречаясь среди поносительных эпитетов, которые царь Эдип прилагает к фиванскому мудрецу Тиресию (Oed. Туг. 387). Платонс уважением говорит о магии Зороастра, как составляющей такую основувоспитания, которая лучше афинской (Alcib. 1, р. 122а). Ксенофонт такжеодобрительно отзывается о магах в своей Киропедии. По определениюпозднейшего лексикографа Свиды, магами назывались "у персов философы ибогословы". В греческом переводе Библии под магами разумеютсявавилонские и египетские мудрецы, снотолкователи, толкователи священныхкниг, врачеватели, волшебники, вызыватели мертвых и пр. От греков , а потом и непосредственно от восточных народов, В. перешлик римлянам, которые весьма скоро стали смотреть на восточных В., как нанизких обманщиков, бессовестно эксплуатировавших народное cyeвеpиe.Тацит называет мудрость восточных волхвов суеверием (mаgicaesuperstitiones), а Плиний видит в ней "пустоту" и "обман" (vanitatesmagicae, mendacia magica). Римские сатирики времен Империи бичуют каксамих магов, так и их многочисленных клиентов. Несмотря на это, В.получали все большее и большее влияние в римском обществе. Во многихдомах римской знати В. состояли на жаловании, а при дворе кесарей повременам жили целыми полками, играя важную роль во всех придворныхинтригах. Уже во II в. до Р. X. была попытка изгнать халдеев из Рима.Закон Суллы, относившийся к разным сикариям и тайным злодеям, напрактике применялся и к В. В последующее время иные правителипреследовали В., а другие, на против , покровительствовали им. Так,император Август , старавшийся восстановить старый римский культ,запрещал азиатским В. и астрологам заниматься своими предсказаниями и даже сжигал их книги . Тиверий и Клавдий также издавали различныепостановления касательно изгнания "математиков и магов", хотя известно,что лично Тиверий был далеко не равнодушен к ним и тайно окружал себя целыми "стадами халдеев" (по саркастическому выражению Тацита ). Неронотносился к ним настолько благосклонно, что не прочь был принять участиев пиршествах магов. Веспасиан , Адриан и Марк Аврелий относились к ним стерпимостью. Некоторые из восточных В., как, напр., Аполлоний Тианский,приобретали громкую известность . Самое понятие о магах все болеерасплывалось, и под ними разумелись вообще приверженцы всего таинственного и непостижимого. Знаменитый языческий полемист противхристианства Цельсий почти не различал магов от христиан и приписывалсамому Христу знание магии. Со своей стороны, христиане объясняли магиейчудеса, совершавшиеся, будто бы, известными в то время еретиками. Вцарствование Каракаллы В. были сжигаемы живыми, а пользовавшиеся ихчарами ко вреду другим были распинаемы или отдаваемы на растерзаниезверям. Александр Север относился к В. так благосклонно, что давал имгосударственное содержание . Диоклетиан возобновил прежние против нихуказы, но вполне отрицательное отношение к ним установилось лишь прихристианских императорах. Константин Великий издал ограничительныепостановления касательно всякого волшебства, а его сын Констанций ипоследующие императоры запрещали магию под страхом смертной казни . Этоотношение к В. нашло себе ясное юридическое определение в законахЮстиниана, по служивших основой последующего законодательствахристианских народов. В истории В. нельзя не упомянуть о евангельском указании на то, чтово время рождения Христа в Иерусалим "пришли с востока В. и спрашивали,где родившийся царь Иудейский" (Матф. II, 1 и 2). Что это были за люди.из какой страны и какой религии - на это евангелист не дает никакихуказаний. Но дальнейшее заявление этих В., что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского,которому и прибыли поклониться (II, 2), показывает, что они принадлежалик разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическиминаблюдениями. Около времени Рождества Христова, именно в 747 году по основании Римана небе видимо было чрезвычайно редкое сочетание планет Юпитера иСатурна в созвездии Рыб. Оно не могло не обратить на себя внимания всех,кто наблюдал за звездным небом и занимался астрономией, т. е. именнохалдейских волхвов. В следующем году к этому сочетанию присоединился ещеМарс, который еще более усилил необычайность всего явления . Волхвы,поклонившись новорожденному Христу, найденному ими в Вифлееме, посвидетельству евангелиста, "отошли в страну свою", возбудив тем крайнеераздражение Ирода. О них сложился целый цикл легенд, в которых восточныемудрецы являются уже не простыми волхвами, а царями, представителямитрех рас человечества. Позже предание знает даже самые имена их -Каспар, Мельхиор и Валтасар , и подробно описывает самую их наружность . Ввосточных христианских сказаниях волхвы получают еще более внеш него величия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек,оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек.По возвращении в свою страну (на отдаленнейшем Востоке, у береговокеана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолырассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то ап. Фома встретилих в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделалисьпроповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи впоследствиибыли найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, нооттуда перенесены были в Медиолан ( Милан ), а затем в Кельн , где ихчерепа, как святыня , хранятся и доселе . В честь их на Западе установленбыл праздник , известный под названием праздника трех царей (6 января) иони сделались вообще покровителями путешественников. Вследствие этогопоследнего обстоятельства имена их нередко употреблялись для названиягостиниц. Литература . По литературе предмета, кроме специального исследованияЛенормана о магии халдеев, можно указать на статьи в специальныхсловарях: Герцога, под сл. Magier, Смита под сл. Magi и др. А. Лопухин.

Значение слова Волхвы в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Воспаление - Воспаление (Inflammatio). Болезненный процесс, поражающий самыеразнообразные органы ...
  • Воронцов - Воронцов, Михаил Семенович светлейший князь, генералфельдмаршал;родился в ...
  • Воронежский - Воронежский уезд занимает пространство в 4642 кв. вер. ...
  • Ворон - Ворон часто упоминается в народных легендах и ...
  • Вордсворт - Вордсворт явился главой новой школы поэтов (В., Кольридж, ...
  • Воображение - Воображение. Всякое воспринятое впечатление оставляет известныйслед, который ...
  • Воля - Воля. На всякое живое существо известные предметы ...
  • Волк - Волк (Canis lupus) хищное млекопитающее из семейства псовых(Canidae), ...
  • Возрождение - Возрождение (Renaissance, Rinascimento). Так называется эпоха,простирающаяся от ...
  • Возможность - Возможность. Когда нет на лицо полноты условий ...
  • Воздвижение - Воздвижение креста Господня церковный праздник, ежегодносовершаемый 14 ...
  • Водяночная - Водяночная жидкость, пропитывающая ткани, по составу очень близка ...
  • Водохранилище - Водохранилище. В общем значении так называются всякого ...
  • Водопад - Водопад так называется место, где река или ...
  • Констебл - Констебл (Джон Constable) один из значительнейших пейзажистовАнглии, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари