Что такое Вегетарианство? Значение слова Вегетарианство в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Вегетарианство -

Вегетарианство. - В половине нашего столетия, в Англии (1847), азатем в Америке и на материке Европы возникли общества вегетарианцев,члены которых считают единственно естественною пищею человека продуктырастений. Употребление вина и всяких возбудительных средств ими такжеотвергается. Некоторые из этих обществ однако же допускают употреблениеяиц, молока и вообще молочных скопов. Членов этих обществ называютвегетарианцами, а самое учение их вегетарианством (от латинск. Vegetare- произрастать). Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питаясьисключительно произведениями растительного царства, может поддерживатьсвое существование, свои силы и здоровье в той же степени, как и присмешанном питании. Многие семена (чечевица, горох, бобы) содержат в себебелковых веществ, в коих особенно нуждается человек, столько же и дажебольше, чем иные мяса (в бараньем мясе на 1000 частей - белковых веществ220, в бычачьем - 173, а в чечевице - 264, в горохе - 223), но они перевариваютсячеловеком гораздо хуже, чем большинство мяс и других продуктов животных.Последнее вегетарианцы стараются устранить с помощью приготовления пищи,что, без сомнения, возможно. Они утверждают, что человек создан дляпитания исключительно растениями, ссылаясь в этом случае на Кювье,Гумбольта и другие высокие авторитеты. В этом виде такое утверждениеневерно. Кювье говорит следующее: "человек приспособлен, по-видимому, кпитанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частямирастении". Таким образом, хлебные зерна тоже должны бы входить в составего пищи, но "овладевши огнем" говорит тот же Кювье, "человек получилвозможность питаться всякою пищею". При настоящих условиях наилучшею длячеловека пищею действительно следует считать пищу смешанную,растительноживотную, но статистика показывает, что только сравнительномалая часть человечества имеют возможность питаться смешанною пищею;рабочие классы повсюду волею или неволею суть вегетарианцы, доказываятем, что растительная пища способна поднять каждую работу. Кроме того,доказано, что в Европе оказалось уже явление, называемое экспекторациеюи состоящее в уменьшении относительного числа скота. В Азии это явлениеуже почти совершилось, особенно в наиболее культурных и населенных еестранах, а именно в Китае и Японии. Происходит это вследствиеестественного увеличения населения и постепенного расширения земледелия,а также фабричного и заводского производств. Таким образом волею илиневолею человечество влечется, в более или менее отдаленном будущем квегетарианству. Соображая все сказанное, приходится признать, чтовегетарианство, несмотря на возражения многих докторов и физиологов,имеет вполне реальные основания, как научные, так икультурно-исторические. К числу научных данных в пользу вегетарианстванеобходимо еще присоединить доказательства, почерпнутые из сравненияорганизации человека и ближайших к нему животных, а именночеловекоподобных обезьян (гориллы, оранга, шимпанзе и пр.). Противникивегетарианства, во что бы то ни стало, сравнивают зубную систему иорганы пищеварения человека с зубами и пищев. орг. не ближайших кчеловеку животных, а весьма от него далеких, напр., свиньи, зубы ипищеварительный орг. которой, впрочем, вовсе и не сходны счеловеческими. Что же касается до человекоподобных обезьян, то их зубнаясистема и орг. пищев. поразительно сходны с человеческими. По всем жесведениям имеющимся о назв. обезьянах, они питаются в диком состоянииисключительно растительною пищею, преимущественно плодами. Поборникивегетарианства называют его часто учением о согласной с природою жизни(Naturgemasses Leben), проповедуя не только воздержание от животнойпищи, но и всякую трезвость. Они указывают на слабую болезненность всвоей среде, на опасное возбуждение страстей, вызываемое животною пищею,наркотиками, алкоголическими напитками и т.д. С этической точки зрения,говорят они, самое убиение животных для употребления в пищу их мяса,представляет нечто несогласное с природою человека. Общества покровительства животным доказывают, что культурные народыдавно признают необходимость убиения животных за печальнуюнеобходимость. Общества эти стремятся сколь возможно более уменьшить,даже совершенно устранить страдания убиваемых или обреченных на работуживотных. Вегетарианцы доходят в указанном отношении до крайности,осуществление которой в настоящее время не мыслимо; но в будущемчеловечество, силою вещей, все более и более будет приближаться к идеямвегетарианцев даже и относительно убиения животных, так как онопостепенно превратится из некрофагов - потребителей мертвечины(выражение вегетарианцев) в потребителей плодов и овощей.Антивегетарианцы, обсуждая вопрос о печальной необходимости убиватьживотных, доходят до другой крайности. Призывая на помощь учение о такназываемой "борьбе за существование", они утверждают, что в этой борьбе,и только в ней, заключается залог прогресса, залог усовершенствования.Видя повсюду непрерывную битву всех против всех они готовы считать, чтоименно борьба поддерживает в природе здоровую, свежую жизнь, а мирпроизводит болезненность и гниль. Правильная точка зрения, очевидно,лежит между приведенными крайностями, ибо человечество очевидностремится к упразднению всякой борьбы в своей среде, усиливая в то жевремя свою борьбу с окружающими, общефизическими условиями. Итак,вегетарианцы не правы только в том отношении, что они полагают возможнымосуществить свое учение в наше время, когда условия для этого малоблагоприятны, что, впрочем, не только не вредно, но в высшей степениполезно, ибо они разрабатывают способы питания и вообще образа жизни, ккоторому человечество должно будет примкнуть неминуемо в более или менеедалеком будущем. Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в Англии в1847 году в Манчестере - это именно "The vegeterian society". Оно имеетразветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множествокниг ради пропаганды своего учения и в том числе журнал: "The dieteticreformer and vegetarian messenger, the monthly Journal of the vagetarianSociety". В Германии и Швейцарии также имеются свои вегетарианскиеобщества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии,Испании, где мясная пища вообще в гораздо меньшем употреблении, чем вСеверной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианскаяпроповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно, так как итам мясная пища далеко не так распространена, как в более северныхстранах. В России хотя и имеются вегетарианцы, но общества еще нет.Учение это, однако же, все более и более распространяется, и число егоадептов, не считая народные массы, которые повсюду держатся растительнойпищи, должно считать десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии иШвейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы(отели); в одном Лондоне до 30 и ресторанов в Англии до 60. Такие жеучреждения находятся и в остальных среднеевропейских странах. Усилиявегетарианской кухни направлены к тому, чтобы придать растительной пищевозможно большую питательность и удобоваримость. Обращается вниманиетакже на вкусность и разнообразие. В гостиницах стараются удовлетворитьи остальным требованиям вегетарианцев: обилию чистого воздуха,приспособлениям к физическим упражнениям и т. д. Литературавегетарианства весьма обширна. Одно манчестерское общество имеет в годдо 50000 франков, употребляемых им преимущественно на издание книг.Приводим заглавия некоторых из этих изданий: Gleises, "Thalysia ou lanouvelle existence" (Париж, 1821, изд. 2, 1842, 3 части); Bonnegoy (duVexin), "Le vegetarianisme ou le regime vegetarian rationnel" (Париж,1891); "The vegetarian Society's Annual" (Манчест.); "VegetarischeRundschau" (с 1881); Carlotta Schulz, "Vegetarisches Kochbuch" (Берлин,1891); A. H. Бекетов, "Питание человека в настоящем и будущем" (Спб.,1879); A. Kingsford, "Die Pflanzennahrung bei den Menschen" (Лейпциг,1891, перевод с английского доктора Адергольдта). А. Бекетов.

Вегетарианство

Вегетарианство. - В половине нашего столетия, в Англии (1847), азатем в Америке и на материке Европы возникли общества вегетарианцев,члены которых считают единственно естественною пищею человек а продуктырастений. Употребление вина и всяких возбудительных средств ими также отвергается. Некоторые из этих обществ однако же допускают употребление яиц, молока и вообще молочных скопов. Членов этих обществ называютвегетарианцами, а самое учение их вегетарианством (от латинск. Vegetare- произрастать ). Не подлежит ни малейшему сомнению, что человек, питаясь исключительно произведениями растительного царства, может поддерживатьсвое существование , свои силы и здоровье в той же степени, как и присмешанном питании. Многие семена ( чечевица , горох , бобы ) содержат в себебелковых веществ, в коих особенно нуждается человек, с только же и даже больше, чем иные мяса (в бараньем мясе на 1000 частей - белковых веществ220, в бычачьем - 173, а в чечевице - 264, в горохе - 223), но они перевариваютсячеловеком гораздо хуже , чем большинство мяс и других продуктов животных.Последнее вегетарианцы стараются устранить с помощь ю приготовления пищи,что, без сомнения, возможно . Они утверждают, что человек создан дляпитания исключительно растениями, ссылаясь в этом случае на Кювье ,Гумбольта и другие высокие авторитеты. В этом виде такое утверждениеневерно. Кювье говорит следующее: "человек приспособлен, по-видимому , кпитанию преимущественно плодами, корнями и другими сочными частямирастении". Таким образом, хлебные зерна тоже должны бы входить в составего пищи, но "овладевши огнем" говорит тот же Кювье, "человек получил возможность питаться всякою пищею". При настоящих условия х наилучшею длячеловека пищею действительно следует считать пищу смешанную,растительноживотную, но статистика показывает, что только сравнительно малая часть человечества имеют возможность питаться смешанною пищею;рабочие классы повсюду волею или неволею суть вегетарианцы, доказываятем, что растительная пища способна поднять каждую работу. Кроме того,доказано, что в Европе оказалось уже явление , называемое экспекторациеюи состоящее в уменьшении относительно го числа скота. В Азии это явлениеуже почти совершилось, особенно в наи более культурных и населенных еестранах, а именно в Китае и Японии. Происходит это вследствиеестественного увеличения населения и постепенного расширения земледелия,а также фабричного и заводского производств. Таким образом волею илиневолею человечество влечется, в более или менее отдаленном будущем квегетарианству. Соображая все сказанное, приходится признать , чтовегетарианство, несмотря на возражения многих докторов и физиологов,имеет вполне реальные основания , как научные, так икультурно-исторические. К числу научных данных в пользу вегетарианстванеобходимо еще присоединить доказательства , почерпнутые из сравненияорганизации человека и ближайших к нему животных, а именночеловекоподобных обезьян ( гориллы , оранга, шимпанзе и пр.). Против никивегетарианства, во что бы то ни стало , сравнивают зубную систему иорганы пищеварения человека с зубами и пищев. орг. не ближайших кчеловеку животных, а весьма от него далеких, напр., свиньи , зубы ипищеварительный орг. которой, впрочем , вовсе и не сходны счеловеческими. Что же касается до человекоподобных обезьян, то их зубнаясистема и орг. пищев. поразительно сходны с человеческими. По всем жесведениям имеющимся о назв. обезьянах, они питаются в диком состоянииисключительно растительною пищею, преимущественно плодами. Поборникивегетарианства называют его часто учением о согласной с природою жизни(Naturgemasses Leben), проповедуя не только воздержание от животнойпищи, но и всякую трезвость . Они указывают на слабую болезненность всвоей среде, на опасное возбуждение страстей, вызываемое животною пищею,наркотиками, алкоголическими напитками и т.д. С этической точки зрения,говорят они, самое убиение животных для употребления в пищу их мяса,представляет нечто несогласное с природою человека. Общества покровительства животным доказывают, что культурные народыдавно признают необходимость убиения животных за печальнуюнеобходимость. Общества эти стремятся сколь возможно более уменьшить,даже совершенно устранить страдания убиваемых или обреченных на работуживотных. Вегетарианцы доходят в указанном отношении до крайности,осуществление которой в настоящее время не мыслимо; но в будущемчеловечество, силою вещей, все более и более будет приближаться к идеямвегетарианцев даже и относительно убиения животных, так как онопостепенно превратится из некрофагов - потребителей мертвечины(выражение вегетарианцев) в потребителей плодов и овощей.Антивегетарианцы, обсуждая вопрос о печальной необходимости убиватьживотных, доходят до другой крайности. Призывая на помощь учение о такназываемой "борьбе за существование", они утверждают, что в этой борьбе,и только в ней, заключается залог прогресса, залог усовершенствования.Видя повсюду непрерывную битву всех против всех они готовы считать, чтоименно борьба поддерживает в природе здоровую, свежую жизнь , а мирпроизводит болезненность и гниль . Правильная точка зрения, очевидно,лежит между приведенными крайностями, ибо человечество очевидностремится к упразднению всякой борьбы в своей среде, усиливая в то жевремя свою борьбу с окружающими, общефизическими условиями. Итак,вегетарианцы не правы только в том отношении, что они полагают возможнымосуществить свое учение в наше время, когда условия для этого малоблагоприятны, что, впрочем, не только не вредно, но в высшей степениполезно, ибо они разрабатывают способы питания и вообще образа жизни, ккоторому человечество должно будет примкнуть неминуемо в более или менее далеко м будущем. Первое и самое знаменитое вегетарианское общество основано в Англии в1847 году в Манчестере - это именно "The vegeterian society". Оно имеетразветвления по всей Великобритании и Северной Америке. Издает множествокниг ради пропаганды своего учения и в том числе журнал : "The dieteticreformer and vegetarian messenger, the monthly Journal of the vagetarianSociety". В Германии и Швейцарии также имеются свои вегетарианскиеобщества. Они менее распространены в странах более южных: в Италии,Испании, где мясная пища вообще в гораздо меньшем употреблении, чем вСеверной Европе. Во Франции, где собственно началась вегетарианскаяпроповедь, оно стало распространяться сравнительно недавно , так как итам мясная пища далеко не так распространена, как в более северныхстранах. В России хотя и имеются вегетарианцы, но общества еще нет. Учение это, однако же, все более и более распространяется, и число егоадептов, не считая народные массы , которые повсюду держатся растительнойпищи, должно считать десятками тысяч. В Англии, Германии, Австрии иШвейцарии имеются специально для вегетарианцев приспособленные гостиницы(отели); в одно м Лондоне до 30 и ресторанов в Англии до 60. Такие жеучреждения находятся и в остальных среднеевропейских странах. Усилиявегетарианской кухни направлены к тому , чтобы придать растительной пищевозможно большую питательность и удобоваримость . Обращается вниманиетакже на вкусность и разнообразие . В гостиницах стараются удовлетворитьи остальным требованиям вегетарианцев: обилию чистого воздуха,приспособлениям к физическим упражнениям и т. д. Литературавегетарианства весьма обширна. Одно манчестерское общество имеет в годдо 50000 франков, употребляемых им преимущественно на издание книг.Приводим заглавия некоторых из этих изданий: Gleises, "Thalysia ou lanouvelle existence" ( Париж , 1821, изд. 2, 1842, 3 части); Bonnegoy (duVexin), "Le vegetarianisme ou le regime vegetarian rationnel" (Париж,1891); "The vegetarian Society's Annual" (Манчест.); "VegetarischeRundschau" (с 1881); Carlotta Schulz, "Vegetarisches Kochbuch" (Берлин,1891); A. H. Бекетов , "Питание человека в настоящем и будущем" (Спб.,1879); A. Kingsford, "Die Pflanzennahrung bei den Menschen" (Лейпциг,1891, перевод с английского доктора Адергольдта). А. Бекетов.

Значение слова Вегетарианство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Венеция - Венеция (итал. Venezia) город и крепость, главный ...
  • Венерические - Венерические болезни к несчастию широко распространены среди всехнародов ...
  • Венера - Венера одна из больших планет, известных уже ...
  • Вендетта - Вендетта (Vendetta) так назыв. на ове Корсике ...
  • Вельвичия - Вельвичия (Welwitschia mirabilis Hook.) растение из семействаGnetaceae, ...
  • Веллингтон - Веллингтон (Wellington) главн. гор. (с 1876) брит. ...
  • Великое - Великое переселение народов. Начало его относят обыкновенно ковремени ...
  • Ватерло - Ватерло (Waterloo) селение в Бельгии, в 20 ...
  • Васко - Васко да Гама (Vasco da Gama), впоследствии граф ...
  • Василий - Василий Блаженный юродивый московский; умер в 1552 ...
  • Василек - Василек посевной, как сорное растение, встречается преимущественно возимых ...
  • Варна - Варна древний Одессус (также Тибеpиополь), составлявшийсамостоятельную эллинскую ...
  • Вариация - Вариация (от латин. слова varius, различный). Вариацией, ...
  • Варган - Варган металлический народный древнерусский музыкальный инструмент.В. состоит ...
  • Шадов - Шадов (Schadow) фамилия трех немецк. художников. 1) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари