Что такое Телепатия? Значение слова Телепатия в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Телепатия -

Телепатия - сообщение на расстоянии одним лицом другомупредставлений, мыслей и чувствований, без посредствующего воздействия наорганы чувств при помощи слов, письменных знаков или иных сигналов. Этоттермин недавно введен в употребление членами английского "Общества дляисследования психических явлений" (основано в 1882 г.) Гернеем Майерсоми Подмором, в книге "Phantasms of living", имеющейся во французском ирусском (сокращенных) переводах. Авторы упомянутого сочинения пытаютсядоказать, что существование Т. - несомненный факт. Они подразделяют Т.на два вида: искусственную (экспериментальную) и естественную(самопроизвольную). К первой относится преднамеренное "чтение мыслей"(transmission de la pensee, Gredankenubertragung). Общеизвестным видомтакого чтения мыслей является салонное развлечение, называемоеангличанами "willinggame" и заключающееся в том, что одно лицо, усиленнодумая о том, чтобы другое что-нибудь сделало или сказало, держит этопоследнее за руку или находится возле него, не прикасаясь к немунепосредственно. Естественная Т. заключается в непреднамеренномвозбуждении в одном лице другим, на расстоянии, известных психическихсостояний. Герней и его сотоварищи сосредоточили свое внимание главнымобразом на изучении второго вида Т. Их работа в этом направлениизаключается не в попытке дать научное объяснение указанного явления, а всобирании сырого статистического материала, в виде свидетельствмножества лиц, имевших случай наблюдать такие явления, которые можнопричислить к разряду телепатических. Сюда относятся стольраспространенные рассказы о том, что некоторое лицо, переживая тяжелыйжизненный кризис или умирая, являлось своим друзьям или родным в виде"прижизненного призрака"; такие "телепатические галлюцинации"наблюдались, по словам Гернея, многими лицами на яву, во сне "вещиесны") или на рубежа между сонным и бодрственным состоянием, они имелихарактер зрительный или слуховой (осязательный); наблюдались случаи"обоюдной телепатической галлюцинации" т. е. когда два лица одновременновзаимно сообщали о себе друг другу. Наконец, в редких случаяхнаблюдались коллективным галлюцинации, когда, напр., А, переживая тяжкийкризис, воздействует телепатически одновременно на B и на C находящихсяв одном и том же месте, причем В и С испытывают галлюцинации оченьсходные по своему содержанию. При собирании, путем enquetepsycbologique, обширного материала, "общество психических исследований"должно было считаться главным образом с двумя факторами - достоверностьюсвидетельских показаний и вероятностью случайного совпадения. Перваяопределяется целым рядом соображений: получено ли сообщение из первыхили из вторых рук. Каковы умственные и нравственные качества свидетеля?Не возможна ли ошибка наблюдения или ошибка памяти. Существует ли междусобытиями, переживаемыми двумя лицами в телепатическом взаимодействии.совпадение во времени. Когда зарегистрирована дата телепатическогоявления, и зарегистрирована ли. etc. По отношению ко второй противникиТ. могут заметить, что постоянно происходят в жизни весьма замечательныеслучайные совпадения; почему же не приписать таковым и мнимое явлениеприжизненных призраков. Герней и комп. отвергают это возражение,утверждая, что теория вероятностей в применении к наблюденным фактамсвидетельствует против возможности случайного совпадения; подсчитываявсе те имевшие место в Англии случаи, когда телепатическая галлюцинация,заключавшаяся в появлении прижизненного призрака умирающего, совпадала сдействительной смертью этого лица, и те случаи, когда галлюцинация неоправдывалась, общ. псих. исслед. получило отношение 1:43. В тоже времядля Англии вероятность, что известное лицо умрет в известныйдень=вероятности, что оно умрет вообще=1 : 19000. Отсюда очевидно, чточисло телепатических случаев гораздо больше, чем оно могло бы бытьблагодаря случайным совпадениям. Риние в статье: "La suggestion mentaleet le Calcul des probabilities" ("Revue philosophique", dec., 1884)сообщает, что и в области экспериментальной Т. мысленное внушение дает789 счастливых совпадений при 2997 опытах, между тем как вероятное число(обусловленное случайным совпадением) было 732. Во Франции собираетматериалы по Т. Морилье, в Англии этим вопросом занимается Сэджвик, вСев. Америке - В. Джемс, в России - А. Н. Аксаков. Главные возражения,делаемые против сторонников Т. сводятся к следующим: Гepней и другие безвсякой надобности истолковывают телепатические явления как нечтоиррациональное, мистическое, сверхчувственное - suprasensible (выражениеГернея). Эта точка зрения на телепатические явления, делающая из нихрод. экспериментальнои метафизики, навеяна, по всей вероятности, темложным истолкованием Кантовского учения об трансцендентальнойидеальности пространства, которое давало повод Гегелю рассматриватьтелепатические явления как взаимодействие между двумя познающимисубъектами помимо форм чувственности (пространства и времени),мистическим, сверхразумным путем (во времена Гегеля телепатическиеявления относились в область "животного магнетизма"). Обыкновенныепсихические явления объяснимы при помощи категорий конечного рассудка,"но рассудок неспособен даже верить в явления животного магнетизма,потому что в этом состоянии дух не связан ни местом, ни временем, егоявления не могут быть объяснены связью причин и действий, он переступаетза чувственные пределы, и все это кажется невероятным чудом длярассудка" (Философия духа", введение). На самом деле. нет надобностиприбегать к метафизическим гипотезам при объяснении явлений Т., дажеесли бы они действительно существовали: в последнем случае можно было быприбегнуть к гипотезе психического резонанса между нервнымиорганизациями двух субъектов, представляющего аналогию с теми явлениями,какие наблюдаются, напр., в беспроволочном телеграфе Маркони. Именно такрассуждали датские экспериментаторы Ганзен и Леман, занимавшиесяисследованием Т. Телепатического взаимодействие без контакта объяснимотеоретически, если допустить, что передача мысли совершается припосредстве движения какой-нибудь весьма утонченной субстанции; в такомслучае можно предположить, что она будет отражаться от металлических.поверхностей по законам отражения света и звука; следовательно, построивдва сферических вогнутых зеркала и расположив их. так, чтобы головаодного из испытуемых находилась в фокусе одного зеркала, а головадругого - в фокусе другого зеркала и чтобы оба зеркала были обращеныдруг к другу своими вогнутыми сторонами, можно облегчить испытуемымсообщение мыслей. Опыты, произведенные при таких условиях, показалисьэкспериментаторам неблагоприятными; только Анри считает некоторые из нихудачными и говорящими против случайного совпадения. Важнейшие опытыГaнзeнa и Лемана с мысленным внушением были направлены на произвольноенашептывание цифр без видимого движения губ и дали любопытныерезультаты, подлежащие, впрочем, проверке. В случаях самопроизвольной Т. крайние трудности представляет проверкадостоверности свидетельств. Но и при допущении прочно установленныхфактов еще остается возможность случайного совпадения. Применение теориивероятностей к статистическим данным по Т., как показал Анри, страдаетнеточностью. В вышеприведенном рассуждении Сэджвика различные случаисчитались равно возможными (необходимое условие для применения теориивероятностей), между тем как de facto этого не было. Если кому-нибудьпривидился умирающий, принадлежащий к числу его знакомых, то весьмавероятно, что он с большей легкостью увидит лицо, о котором емуизвестно, что оно тяжко хворает, чем лицо совершенно здоровое. Итак, невсе случаи равно возможны, тем более, что видя умирающего вгаллюцинации, которая не оправдывается, мы ее скоро забываем, вособенности если галлюцинации у нас часто случаются; наоборотразительные случаи прочнее удерживаются в памяти; в вопросникеанглийского общества предлагают сообщать интересные случаи. Все это всовокупности свидетельствует о том, что не все случаи равно возможны ине все случаи галлюцинаций, имевшие место, известны ("Annee Psychol. ",1895. стр. 471: "Le calcul des probabilites en psychologie"). Изсказанного ясно, что телепатические явления далеко еще не получили правагражданства в психологии в качестве фактов, реальность которых вневсякого сомнения. Тем не менее слепое предубеждение некоторых психологовпротив исследования этих явлений не может быть оправдано. Биолиографиюсм. в указателях, ежегодно появляющихся в "Annee Psychologique". И.Лапшин.

Телепатия

Телепатия - сообщение на расстоянии одним лицо м друг омупредставлений, мыслей и чувствований, без посредствующего воздействия наорганы чувств при помощи слов, письменных знаков или иных сигналов. Этоттермин недавно введен в употребление членами английского " Общества дляисследования псих ических явлений" (основано в 1882 г.) Гернеем Майерсоми Подмором, в книге "Phantasms of living", имеющейся во французском ирусском (сокращенных) переводах. Авторы упомянутого сочинения пытаютсядоказать, что существование Т. - несомненный факт . Они подразделяют Т.на два вида : искусственную (экспериментальную) и естественную(самопроизвольную). К первой относится преднамеренное "чтение мыслей"(transmission de la pensee, Gredankenubertragung). Общеизвестным видомтакого чтения мыслей является салонное развлечение , называемоеангличанами "willinggame" и заключающееся в том, что одно лицо, усиленнодумая о том, чтобы другое что-нибудь сделало или сказало, держит этопоследнее за руку или находится возле него , не прикасаясь к немунепосредственно. Естественная Т. заключается в непреднамеренномвозбуждении в одном лице другим, на расстоянии, известных психическихсостояний. Герней и его сотоварищи сосредоточили свое внимание главнымобразом на изучении второго вида Т. Их работа в этом направлениизаключается не в попытке дать научное объяснение указанного явления , а всобирании сырого статистического материала, в виде свидетельствмножества лиц, имевших случай наблюдать такие явления, которые можно причислить к разряду телепатических. Сюда относятся стольраспространенные рассказы о том, что некоторое лицо, переживая тяжелыйжизненный кризис или умирая, являлось своим друзьям или родным в виде"прижизненного призрака"; такие "телепатические галлюцинации "наблю дали сь, по словам Гернея, многими лица ми на яву, во сне "вещиесны") или на рубежа между сонным и бодрственным состоянием, они имелихарактер зрительный или слуховой ( осязательный ); наблюдались случаи"обоюдной телепатической галлюцинации" т. е. когда два лица одновременновзаимно сообщали о себе друг другу. Наконец , в редких случаяхнаблюдались коллективным галлюцинации, когда, напр., А, переживая тяжкийкризис, воздействует телепатически одновременно на B и на C находящихсяв одном и том же месте, причем В и С испытывают галлюцинации оченьсходные по своему содержанию. При собирании, путем enquetepsycbologique, обширного материала, "общество психических исследований"должно было считаться главным образом с двумя факторами - достоверностьюсвидетельских показаний и вероятность ю случайного совпадения. Перваяопределяется целым рядом соображений: получено ли сообщение из первыхили из вторых рук. Каковы умственные и нравственные качества свидетеля?Не возможна ли ошибка наблюдения или ошибка памяти. Существует ли междусобытиями, переживаемыми двумя лицами в телепатическом взаимодействии.совпадение во времени . Когда зарегистрирована дата телепатическогоявления, и зарегистрирована ли. etc. По отношению ко второй против никиТ. могут заметить , что постоянно происходят в жизни весьма замечательныеслучайные совпадения; почему же не приписать таковым и мнимое явлениеприжизненных призраков. Герней и комп . отвергают это возражение,утверждая, что теория вероятностей в применении к наблюденным фактамсвидетельствует против возможности случайного совпадения; подсчитываявсе те имевшие место в Англии случаи, когда телепатическая галлюцинация ,заключавшаяся в появлении прижизненного призрака умирающего, совпадала с действительно й смертью этого лица, и те случаи, когда галлюцинация неоправдывалась, общ. псих. исслед. получило отношение 1:43. В тоже времядля Англии вероятность, что известное лицо умрет в известныйдень=вероятности, что оно умрет вообще=1 : 19000. Отсюда очевидно , чточисло телепатических случаев гораздо больше , чем оно могло бы быть благодаря случайным совпадениям. Риние в статье: "La suggestion mentaleet le Calcul des probabilities" ("Revue philosophique", dec., 1884)сообщает, что и в области экспериментальной Т. мысленное внушение дает789 счастливых совпадений при 2997 опытах, между тем как вероятное число(обусловленное случайным совпадением) было 732. Во Франции собираетматериалы по Т. Морилье, в Англии этим вопросом занимается Сэджвик, вСев. Америке - В. Джемс , в России - А. Н. Аксаков . Главные возражения,делаемые против сторонников Т. сводятся к следующим: Гepней и другие безвсякой надобности истолковывают телепатические явления как нечтоиррациональное, мистическое, сверхчувственное - suprasensible (выражениеГернея). Эта точка зрения на телепатические явления, делающая из нихрод. экспериментальнои метафизики, навеяна, по всей вероятности, темложным истолкованием Кантовского учения об трансцендентальнойидеальности пространства, которое давало повод Гегелю рассматриватьтелепатические явления как взаимодействие между двумя познающимисубъектами помимо форм чувственности (пространства и времени),мистическим, сверхразумным путем (во времена Гегеля телепатическиеявления относились в область "животного магнетизма"). Обыкновенныепсихические явления объяснимы при помощи категорий конечного рассудка,"но рассудок неспособен даже верить в явления животного магнетизма,потому что в этом состоянии дух не связан ни местом, ни временем, егоявления не могут быть объяснены связью причин и действий, он переступаетза чувственные пределы , и все это кажется невероятным чудом длярассудка" ( Философия духа", введение ). На самом деле. нет надобностиприбегать к метафизическим гипотезам при объяснении явлений Т., дажеесли бы они действительно существовали: в последнем случае можно было быприбегнуть к гипотезе психического резонанса между нервнымиорганизациями двух субъектов, представляющего аналогию с теми явлениями,какие наблюдаются, напр., в беспроволочном телеграфе Маркони . Именно такрассуждали датские экспериментаторы Ганзен и Леман , занимавшиесяисследованием Т. Телепатического взаимодействие без контакта объяснимотеоретически, если допустить , что передача мысли совершается припосредстве движения какой-нибудь весьма утонченной субстанции; в такомслучае можно предположить , что она будет отражаться от металлических.поверхностей по законам отражения света и звука; следовательно , построивдва сферических вогнутых зеркала и расположив их. так, чтобы головаодного из испытуемых находилась в фокусе одного зеркала, а головадругого - в фокусе другого зеркала и чтобы оба зеркала были обращеныдруг к другу своими вогнутыми сторонами, можно облегчить испытуемымсообщение мыслей. Опыты, произведенные при таких условиях, показалисьэкспериментаторам неблагоприятными; только Анри считает некоторые из нихудачными и говорящими против случайного совпадения. Важнейшие опытыГaнзeнa и Лемана с мысленным внушением были направлены на произвольноенашептывание цифр без видимого движения губ и дали любопытныерезультаты, подлежащие, впрочем , проверке. В случаях самопроизвольной Т. крайние трудности представляет проверкадостоверности свидетельств. Но и при допущении прочно установленныхфактов еще остается возможность случайного совпадения. Применение теориивероятностей к статистическим данным по Т., как показал Анри, страдаетнеточностью. В вышеприведенном рассуждении Сэджвика различные случаисчитались равно возможными ( необходимое условие для применения теориивероятностей), между тем как de facto этого не было. Если кому-нибудьпривидился умирающий, принадлежащий к числу его знакомых, то весьмавероятно, что он с большей легкостью увидит лицо, о котором емуизвестно, что оно тяжко хворает, чем лицо совершенно здоровое. Итак , невсе случаи равно возможны, тем более , что видя умирающего вгаллюцинации, которая не оправдывается, мы ее скоро забываем, вособенности если галлюцинации у нас часто случаются; наоборотразительные случаи прочнее удерживаются в памяти; в вопросникеанглийского общества предлагают сообщать интересные случаи. Все это всовокупности свидетельствует о том, что не все случаи равно возможны ине все случаи галлюцинаций, имевшие место, известны ("Annee Psychol. ",1895. стр. 471: "Le calcul des probabilites en psychologie"). Изсказанного ясно , что телепатические явления далеко еще не получили правагражданства в психологии в качестве фактов, реальность которых вневсякого сомнения. Тем не менее слепое предубеждение некоторых психологовпротив исследования этих явлений не может быть оправдано. Биолиографиюсм. в указателях, ежегодно появляющихся в "Annee Psychologique". И.Лапшин.

Значение слова Телепатия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Террор - Террор "белый" (la terreur blаnche) так называется ...
  • Термы - Термы (thermae, Jermai) у древних римлян первоначально ...
  • Термин - Термин слово, которому соответствует определенное понятие, илиизолированное, ...
  • Теренций - Теренций (Publius Terentius Afer) даровитейший, после Плавта,представитель ...
  • Тербий - Тербий (хим.; Terbium; Tr=162) принадлежит к числу ...
  • Тепе-Кермен - ТепеКермен гора близ г. Бахчисарая, Таврической губ.,Симферопольского ...
  • Теории - Теории Канта. С физиологической точки зрения под Т. ...
  • Творчество - Творчество в прямом смысле есть созидание нового. ...
  • Тверской - Тверской уезд расположен в южн. части средней полосы ...
  • Твердость - Твердость (Rigidity) металлов и минералов свойство сопротивлятьсяизменению ...
  • Татарский - Татарский пролив отделяет ов Сахалин от материка ...
  • Тасман - Тасман (Абель Янсон Tasman) голландский моряк, прославившийсясвоими ...
  • Тартини - Тартини (Giuseppe Tartini) знаменитый скрипач (16921770). Онвыработал ...
  • Тариф - Тариф таможенный. Слово "тариф" происходит от названия ...
  • Пятикнижие - Пятикнижие общее название для первых пяти книг ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари