Что такое Теккерей? Значение слова Теккерей в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Теккерей -

Теккерей (William Makepeace Thackeray) - знаменитый английскийроманист, один из творцов реалистического романа в Европе; род. в 1811г. Отец и дед его служили в Индии; сам Т. родился в Калькутте. Его враннем детстве перевезли в Лондон, где он поступил в школу CharterHouse. Уже с детства Т. славился среди товарищей своими остроумнымипародиями. 18-ти лет он поступил в кембриджский университет, где пробылне более года. В университете он издавал юмористический студенческийжурнал, заглавие которого, "Snob". доказывает, что уже тогда он стализучать вопрос о "снобах", столь много занимавший его впоследствии. В"Snob" помещена была сатирическая поэма "Тимбукту", свидетельствовавшаяо несомненном сатирическом таланте. Оставив Кембридж в 1830 г., Т.путешествовал по Европе; жил в Веймаре и в Париже, где учился рисованиюу известного английского художника Бонингтона. Хорошо рисовать Т. ненаучился, но в его иллюстрациях к собственным романам сказывается умениепередавать характерные черты в карикатурном виде. В 1832 г. Т.,достигнув совершеннолетия, стал собственником капитала (около 500 фн.дохода в год), но очень скоро растратил его, отчасти проигрышем в карты,отчасти в неудачных попытках литературного издательства, Обепредпринятые им газеты: "National Standart" и "The Constitutional",скоро погибли. Первые его произведения: "History of Samuel Titmarsh" и"The Great Hoggarty Diamond" напечатаны были в "Frazer's Magazine". В1837 г. Т. женился, но семейная жизнь принесла ему много горя вследствиепсихического недуга жены; ее пришлось поселить отдельно от мужа, и всюостальную жизнь Т. жил в обществе трех дочерей; одна из них, миссРичмонд Ритчи - известная романистка, написавшая ценные воспоминания оботце. Кроме постоянного сотрудничества в "Frazer's Magazine", Т. писал в"New Monthly Magazine", где, под псевдонимом Михаила Титмарша, появиласьего "Paris Sketch Book". Т. часто писал под псевдонимами пораспространенному в то время обычаю (и Диккенс сначала подписывалсяBoz). Впервые Т. подписался настоящим именем под "Vanity Fair" ("ЯрмаркаТщеславия"). К тому же времени относится начало его сотрудничества в"Punch'е", где появились его "Snob Papers" и "Ballads of the PolicemanX". В 1843 г. вышла "Iris Sketch Book", а в 1846 г. - первый роман,доставивший Т. громкую славу: "Ярмарка Тщеславия". роман написан безточно определенного плана, с таким расчетом, чтобы в журнале его можнобыло растянуть на сколько угодно, или же закончить столь же произвольно.Т. только задумал несколько центральных лиц. вокруг них группировалразные инциденты. Автор "Ярмарки Тщеславия" стал видным членомлондонского общества и был в самых лучших отношениях с выдающимисяписателями того времени. За "Ярмаркой Тщеславия" последовал, в 1850 1853и 1854 гг., большие романы: "Penndenis", "Esmond" и "The Newcomes". В1854 г. Т. отказался от сотрудничества в "Punch" и написал в "QuarterlyReview" статью о Дж. Личе ("J. Leech's Pictures of Lief a. Character", сочень интересной характеристикой этого карикатуриста. К этому времениотносится начало нового рода деятельности Т.: он стал читать публичныелекции в Европе, а потом в Америке, побужденный к этому отчасти успехамиДиккенса. Но он не читал своих собственных повестей, как Диккенс, асоставил несколько историко-литературных очерков, которые и читал, имеябольшой успех у публики. Из этих лекций составились две его книги:"Английские юмористы XVIII в." и "Царствование четырех Георгов". В 1857г. Т. написал роман "The Virginians" (продолж. "Es mond'a"), а в 1859 г.сделался редактором-издателем журнала "Cornhill Magazine". Он умер в1863 г., оставив незаконченным роман "Denis Duval". Основа всех романови юмористических очерков Т. - его Пессимизм и реалистическое изображениеанглийской жизни. Он хотел противопоставить правду жизни условнойидеализации прежних английских романов. В романе предполагается всегдаидеальный герой или героиня; Т. называет свое лучшее произведение -"Ярмарку Тщеславия" - романом без героя, и в этом романе, как и востальных, ставил в центре действия людей порочных или по меньшей мереэгоистических. Он исходил из того убеждения, что в жизни зло гораздоинтереснее и разнообразнее, чем добро, и что для того, чтобы отразитьправду жизни, нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений.Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путемтем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолькоувлекается своими порочными героями, что возбуждает к ним интересчитателя. Глубокий Пессимизм в связи с юмором, т. е. со смехом, вносящимдо некоторой степени гармонию в диссонансы жизни, создает впроизведениях Т. очень своеобразный аккорд и делает ихвысокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим приемам Т.сходен с Диккенсом, но отличается от него тем, что не делает никакихуступок сентиментальному представлению об английской добродетели, абеспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Поэтому все егороманы превращаются в сатиры, всегда имеющие, впрочем, нравственнуюподкладку: пороки изображены весьма ярко, но далеко не в симпатичномвиде. В "Ярмарке Тщеславия" героиня, Бекки Шарп, бедная девушка с оченьположительными целями в жизни. Она хочет "устроиться" и не стесняетсясредствами: она пользуется своим умом и красотой, чтобы опутать своимиинтригами всех нужных ей людей, очаровывает богатых старых холостяков,эксплуатирует полюбившего ее молодого офицера и, выйдя за него замуж,обманывает его; даже когда ее проделки открыты, она устраивается так,чтобы сохранить свое положение в свете и возможность жить в роскоши.Жадность, суетность и эгоизм, свойственный людям и в особенностиженщинам - поглощенным погоней за житейскими благами, воплощены в БеккиШарп чрезвычайно ярко и сильно. В романе интересны только героиня идругие отрицательные типы: добродетельная Амалия Сэдди и другие жертвыБекки скорее скучны и бесцветны, если в них нет, как в увальне ДжоСэдли, преобладания комических и некрасивых черт. Особенность Т. в том,что его герои не изверги; в них есть всегда какая-нибудь черта, делающаяих человечными. Они борются за свое благополучие - но такова жизнь, и Т.обвиняет не их, а общую мелочность условий жизни. В "Пенденнисе" естьэгоист дядя и легкомысленный племянник, подверженный всем слабостям изаблуждениям молодости - и оба они все-таки остаются человечными в своихошибках; таковы и остальные весьма недобродетельные персонажи романа:ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш Амори и др. В "Ньюкомах" -продолжении "Пенденниса" - Т. показывает, как люди склонны обманыватьдругих и становиться жертвами обмана. Весь роман - сплошная сатира насемейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством изнатностью, на "гениальных" молодых художников, которые ничего неделают, но тешатся честолюбивыми мечтами и т. д.; это целая галереяжизненных, ярких и с блестящим юмором изображенных типов. Пессимизм Т.вносит в окончание "Ньюкомов" трагическую ноту - смерть разорившегосяполковника Ньюкома в приютившей его общине "Сггеу Friars" и заканчиваетсатиру гуманным грустным аккордом. "Эсмонд" и "Виргинпы" - дваисторических романа из быта XVIII в. В них есть благородные характеры,изображенные с большой любовью; только героиня "Эсмонда" - воплощениемелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Общая картинапроникнута грустью. и мораль сводится к тому, что результат низкихпобуждений всегда печальный, хотя бы ими достигались кажущаяся внешниеблага. В этих романах, как и в предыдущих, Т. дает историю целых семей -и эта эпичность замыслов углубляет реализм, прикрепляет образы к жизни,делает их типичными не для одной Англии. Блеск юмора и сатирическоготаланта Т. сказывается и в его "Snob Papers" и "YellowpIush-Papers" -остроумных карикатурах на высшее английское общество и на "снобов" всехклассов общества. Из изд. соч. Т. лучшее выход. с 1880 г. ("Edit deluxe", 24 т.). См. Hannay, "Memoir of T.",. (1864); Taylor, "T. thehumourist u. the man of lettres" (2-е изд., 1868); "Thackerayana, Notesa. anecdotes" (1874); A. Trollope, "Т.", 1887 ("Engl. Men of letters");Conrad, "T. ein Pessemist als Dichter" (1887); H. Merivale and Marzials,"Life of Т." (Лонд., 1891); "Chapters from some memoirs", дочери Т.(Лонд., 1894); Jack, "Т., a study", (Лонд., 1895); "Bibliography of Т."(Лонд., 1881). На русском языке переводы сочинений Т. появляются с 50-хгодов. Отдельное изд. "Ярмарка Тщеславия" (СПб., 1851); тоже подзаглавием: "Базар житейской суеты" (СПб., 1853); тоже (СПб., 1873); тоже(перев. Введенского, СПб., 1885); "История Пендениса" (СПб., 1852);тоже, (СПб.," (перевод Голенищева-Кутузова, М., 1859); "Ньюкомы" (СПб.,1856); тоже (перев. С. М. Майковой, СПб., 1890-е "Очерки английскихнравов" (перев. Ф. Ненарокомова, СПб., 1859); "Ловель вдовец" (СПб.1860); "Записки лакея" (СПб., 1860); "Записки мистера Желтоплюша" (СПб.,1860); "Горас Сальтоун" (СПб., 1862); "Сатиричесние очерки" (СПб.,1864); "Приключения Филиппа в его странствований по свету" (СПб., 1871);"Мужнина жена" (СПб., 1878); "Собрание сочинений" (в 12-ти тт., СПб.,1894-95); О. Т. см. Александров, "Т., биoграфический очерк"; Дружинин(Соч. т. V); "Жизнь и сочинения В. Т. по Тродлопу" ("Век-, 1882, №10-12-е И. Тэн, "Новая английская литература" (СПб., 1876); его же, "Т."("Отечественные Записки", 1864, № 5); "Диккенс и Т." ("Рус. Вестн.",1864, № 7; "Современник", 1864, № 11-12); "Жизнь и сочинения Т." ("Отеч.Записки", 1855, № 1); Форг, "Из жизни Т." (ibid., 1864, № 8); "В. Т.,литературная характеристика" ("Библиот. для Чтения", 1856, № 3).

Теккерей

Теккерей (William Makepeace Thackeray) - знаменитый английский роман ист, один из творцов реалистического романа в Европе; род. в 1811г. Отец и дед его служили в Индии ; сам Т. родился в Калькутте. Его враннем детстве перевезли в Лондон , где он поступил в школу CharterHouse. Уже с детства Т. славился среди товарищей своими остроумнымипародиями. 18-ти лет он поступил в кембриджский университет , где пробылне более года. В университете он издавал юмористический студенческийжурнал, заглавие которого, "Snob". доказывает, что уже тогда он стал изучать вопрос о "снобах", столь много занимавший его впоследствии . В"Snob" помещена была сатирическая поэма "Тимбукту", свидетельствовавшаяо несомненном сатирическом таланте. Оставив Кембридж в 1830 г., Т.путешествовал по Европе; жил в Веймаре и в Париже, где учился рисованиюу известного английского художника Бонингтона. Хорошо рисовать Т. ненаучился, но в его иллюстрациях к собственным романам сказывается умение перед авать характерные черт ы в карикатурном виде. В 1832 г. Т.,достигнув совершеннолетия, стал собственником капитала ( около 500 фн.дохода в год), но очень скоро растратил его, отчасти проигрышем в карты,отчасти в неудачных попытках литературного издательства, Обепредпринятые им газеты: "National Standart" и "The Constitutional",скоро погибли. Первые его произведения: "History of Samuel Titmarsh" и"The Great Hoggarty Diamond" напечатаны были в "Frazer's Magazine". В1837 г. Т. женился, но семей ная жизнь принесла ему много горя вследствиепсихического недуга жены; ее пришлось поселить отдельно от мужа, и всюостальную жизнь Т. жил в обществе трех дочерей; одна из них, миссРичмонд Ритчи - известная романистка , написавшая ценные воспоминания оботце. Кроме постоянного сотрудничества в "Frazer's Magazine", Т. писал в"New Monthly Magazine", где, под псевдонимом Михаила Титмарша, появиласьего "Paris Sketch Book". Т. часто писал под псевдонимами пораспространенному в то время обычаю (и Диккенс сначала подписывалсяBoz). Впервые Т. подписался настоящим именем под "Vanity Fair" ("ЯрмаркаТщеславия"). К тому же времени относится начало его сотрудничества в"Punch'е", где появились его "Snob Papers" и "Ballads of the PolicemanX". В 1843 г. вышла "Iris Sketch Book", а в 1846 г. - первый роман,доставивший Т. громкую славу: "Ярмарка Тщеславия". роман написан безточно определенного плана, с таким расчетом, чтобы в журнале его можнобыло растянуть на сколько угодно , или же закончить столь же произвольно.Т. только задумал несколько центральных лиц. вокруг них группировалразные инциденты. Автор "Ярмарки Тщеславия" стал видным членомлондонского общества и был в самых лучших отношениях с выдающимисяписателями того времени. За "Ярмаркой Тщеславия" последовал, в 1850 1853и 1854 гг., большие романы : "Penndenis", "Esmond" и "The Newcomes". В1854 г. Т. отказался от сотрудничества в "Punch" и написал в "QuarterlyReview" статью о Дж. Личе ("J. Leech's Pictures of Lief a. Character", сочень интересной характеристикой этого карикатуриста. К этом у времениотносится начало нового рода деятельности Т.: он стал читать публичныелекции в Европе, а потом в Америке, побужденный к этому отчасти успех амиДиккенса. Но он не читал своих собственных повестей, как Диккенс, асоставил несколько историко-литературных очерков, которые и читал, имея большой успех у публики. Из этих лекций составились две его книги:"Английские юмористы XVIII в." и "Царствование четырех Георгов". В 1857г. Т. написал роман "The Virginians" (продолж. "Es mond'a"), а в 1859 г.сделался редактором-издателем журнала "Cornhill Magazine". Он умер в1863 г., оставив незаконченным роман "Denis Duval". Основа всех романов и юмористических очерков Т. - его Пессимизм и реалистическое изображениеанглийской жизни. Он хотел противопоставить правду жизни условнойидеализации прежних английских романов. В романе предполагается всегда идеальный герой или герои ня ; Т. называет свое лучшее произведение -"Ярмарку Тщеславия" - романом без героя, и в этом романе, как и востальных, ставил в центре действия людей порочных или по меньшей мереэгоистических. Он исходил из того убеждения , что в жизни зло гораздоинтереснее и разнообразнее, чем добро , и что для того, чтобы отразитьправду жизни, нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений.Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путемтем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолькоувлекается своими порочными героями, что возбуждает к ним интересчитателя. Глубокий Пессимизм в связи с юмором, т. е. со смехом, вносящимдо некоторой степени гармонию в диссонансы жизни, создает впроизведениях Т. очень своеобразный аккорд и делает ихвысокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим приемам Т.сходен с Диккенсом, но отличается от него тем, что не делает никакихуступок сентиментальному представлению об английской добродетели, абеспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Поэтому все егороманы превращаются в сатиры , всегда имеющие, впрочем , нравственнуюподкладку: пороки изображены весьма ярко , но далеко не в симпатичномвиде. В "Ярмарке Тщеславия" героиня, Бекки Шарп , бедная девушка с оченьположительными целями в жизни. Она хочет "устроиться" и не стесняетсясредствами: она пользуется своим умом и красотой, чтобы опутать своимиинтригами всех нужных ей людей, очаровывает богатых старых холостяков,эксплуатирует полюбившего ее молодого офицера и, выйдя за него замуж,обманывает его; даже когда ее проделки открыты, она устраивается так,чтобы сохранить свое положение в свете и возможность жить в роскоши.Жадность, суетность и эгоизм , свойственный людям и в особенностиженщинам - поглощенным погоней за житейскими благами, воплощены в БеккиШарп чрезвычайно ярко и сильно . В романе интересны только героиня идругие отрицательные типы: добродетельная Амалия Сэдди и другие жертвыБекки скорее скучны и бесцветны, если в них нет, как в увальне ДжоСэдли, преобладания комических и некрасивых черт. Особенность Т. в том,что его герои не изверги; в них есть всегда какая-нибудь черта , делающаяих человечными. Они борются за свое благополучие - но такова жизнь, и Т.обвиняет не их, а общую мелочность условий жизни. В "Пенденнисе" естьэгоист дядя и легкомысленный племянник , подверженный всем слабостям изаблуждениям молодости - и оба они все-таки остаются человечными в своихошибках; таковы и остальные весьма недобродетельные персонажи романа:ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш Амори и др. В "Ньюкомах" -продолжении "Пенденниса" - Т. показывает, как люди склонны обманыватьдругих и становиться жертвами обмана. Весь роман - сплошная сатира насемейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством изнатностью, на "гениальных" молодых художников, которые ничего неделают, но тешатся честолюбивыми мечтами и т. д.; это целая галереяжизненных, ярких и с блестящим юмором изображенных типов. Пессимизм Т.вносит в окончание "Ньюкомов" трагическую ноту - смерть разорившегосяполковника Ньюкома в приютившей его общине "Сггеу Friars" и заканчиваетсатиру гуманным грустным аккордом. "Эсмонд" и "Виргинпы" - дваисторических романа из быта XVIII в. В них есть благородные характеры,изображенные с большой любовью; только героиня "Эсмонда" - воплощениемелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Общая картинапроникнута грустью. и мораль сводится к тому, что результат низкихпобуждений всегда печальный , хотя бы ими достигались кажущаяся внешниеблага. В этих романах, как и в предыдущих, Т. дает историю целых семей -и эта эпичность замыслов углубляет реализм , прикрепляет образы к жизни,делает их типичными не для одной Англии. Блеск юмора и сатирическоготаланта Т. сказывается и в его "Snob Papers" и "YellowpIush-Papers" -остроумных карикатурах на высшее английское общество и на "снобов" всехклассов общества. Из изд. соч. Т. лучшее выход . с 1880 г. ("Edit deluxe", 24 т.). См. Hannay, "Memoir of T.",. (1864); Taylor, "T. thehumourist u. the man of lettres" (2-е изд., 1868); "Thackerayana, Notesa. anecdotes" (1874); A. Trollope, "Т.", 1887 ("Engl. Men of letters");Conrad, "T. ein Pessemist als Dichter" (1887); H. Merivale and Marzials,"Life of Т." (Лонд., 1891); "Chapters from some memoirs", дочери Т.(Лонд., 1894); Jack, "Т., a study", (Лонд., 1895); "Bibliography of Т."(Лонд., 1881). На русском языке перевод ы сочинений Т. появляются с 50-хгодов. Отдельное изд. "Ярмарка Тщеславия" (СПб., 1851); тоже подзаглавием: "Базар житейской суеты" (СПб., 1853); тоже (СПб., 1873); тоже(перев. Введенского, СПб., 1885); "История Пендениса" (СПб., 1852);тоже, (СПб.," (перевод Голенищева-Кутузова, М., 1859); "Ньюкомы" (СПб.,1856); тоже (перев. С. М. Майковой, СПб., 1890-е "Очерки английскихнравов" (перев. Ф. Ненарокомова, СПб., 1859); "Ловель вдовец" (СПб.1860); "Записки лакея" (СПб., 1860); "Записки мистера Желтоплюша" (СПб.,1860); "Горас Сальтоун" (СПб., 1862); "Сатиричесние очерки" (СПб.,1864); "Приключения Филиппа в его странствований по свету" (СПб., 1871);"Мужнина жена" (СПб., 1878); "Собрание сочинений" (в 12-ти тт., СПб.,1894-95); О. Т. см. Александров , "Т., биoграфический очерк"; Дружинин(Соч. т. V); " Жизнь и сочинения В. Т. по Тродлопу" ("Век-, 1882, №10-12-е И. Тэн, "Новая английская литература" (СПб., 1876); его же, "Т."("Отечественные Записки", 1864, № 5); "Диккенс и Т." ("Рус. Вестн.",1864, № 7; "Современник", 1864, № 11-12); "Жизнь и сочинения Т." ("Отеч.Записки", 1855, № 1); Форг, "Из жизни Т." (ibid., 1864, № 8); "В. Т.,литературная характеристика" ("Библиот. для Чтения", 1856, № 3).

Значение слова Теккерей в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Термин - Термин слово, которому соответствует определенное понятие, илиизолированное, ...
  • Теренций - Теренций (Publius Terentius Afer) даровитейший, после Плавта,представитель ...
  • Тербий - Тербий (хим.; Terbium; Tr=162) принадлежит к числу ...
  • Тепе-Кермен - ТепеКермен гора близ г. Бахчисарая, Таврической губ.,Симферопольского ...
  • Теории - Теории Канта. С физиологической точки зрения под Т. ...
  • Теодиция - Теодиция или оправдание Бога есть название одного ...
  • Темпера - Темпера (итальянск. tempera, a tempera; франц. a la ...
  • Твердость - Твердость (Rigidity) металлов и минералов свойство сопротивлятьсяизменению ...
  • Татарский - Татарский пролив отделяет ов Сахалин от материка ...
  • Тасман - Тасман (Абель Янсон Tasman) голландский моряк, прославившийсясвоими ...
  • Тартини - Тартини (Giuseppe Tartini) знаменитый скрипач (16921770). Онвыработал ...
  • Тариф - Тариф таможенный. Слово "тариф" происходит от названия ...
  • Тард - Тард (Gabriel Tarde) французский социолог и криминалист ...
  • Тарантулы - Тарантулы сборное название, относящееся к различным видам ...
  • Вольтаметр - Вольтаметр. Прохождение электрического тока через химически сложнуюжидкость ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари