Что такое Строфа? Значение слова Строфа в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Строфа -

Строфа (от греч. strojh - поворот - часть торжественного шествии хорав греческой трагедии) - определенное соединение нескольких стихов,повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха - versus -означает то же понятие поворота: и здесь, и там мы имеем дело сритмическим повторением метрических величин - меньшей (стопа), в стихе,и большей (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано смузыкальным источником мерной поэтической речи, чем ритм стиха. В С.наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии послеразличных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особеннотесно связана с музыкой С. античного трагического хора, откуда она иполучила свое название: обходя алтарь справа налево, хор пел первуючасть "периода", подвигаясь обратно - вторую часть, антистрофу,совершенно сходную с первой, и, наконец, остановившись для отдыха -третью часть, эпод. Стихи длинной С., самые разнообразные и, заотсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились вантистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двухсложных и обширных массах было бы, даже при утонченной чуткости древнихк размеру, очень трудно, если бы это единообразие не поддерживалось ещеодним элементом, для нас утерянным - напевом. От греческой хоровойторжественной песни и ведут свое происхождение традиционные С. оды.Тройное строение, сходное с разделением греческого хора, имела и песнямейстерзингеров, состоявшая из двух одинаковых куплетов - Stollen - итретьего - Abgesang. Уже из понятия С., как ритмического целого,следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателязаконченным целым, не может считаться С., если она не производит того жевпечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а нетипографское; поэтому, напр., напечатанное в виде трехстишийстихотворение Некрасова "Нейди просторной дорогой торной" (из "Кому наРуси жить хорошо") - на самом деле состоит из шестистиший, так какрифмовано по формуле aacbbc. Вообще в точное понятие С. должны бытьвключены: определенное число стихов, число стоп в соответственныхстихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность рифммужских и женских и, наконец, известная законченность смысла, отсутствиеодного из этих условий делает С. отличной от других и позволяетсоединить ее с другой; так, в "Весне" Тютчева, в "Недоноске"Баратынского четверостишия совершенно правильно соединены попарно ввосьмистишия, так как лишь последние представляют законченные периоды.Эти правила, конечно, не исключают возможности составлять стихотворенияиз С. различного строения, но чередующихся в определенном порядке, какнапр. в "Песне о колоколе") где одинаковые С. монолога мастерапрерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когдастрофа состоит из двух различных частей, как в "Женихе" Пушкина.Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части,разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла.Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемыхпоэтом сообразно требованиям выражения и вдохновения, есть в историистихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенныеназвания. Эти строфические формы распадаются на три больших отдела:античные С., романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют такжемного внимания и различным общепринятым свободным С., пытаясь довольносубъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так напр., Гейнце иГетте находят, что четверостишие из двустопных ямбов "особенно пригоднодля картинки природы с настроением, давая возможность создатьпоэтическое выражение для свободного порыва жизнерадостности";четверостишие из трехстопных трохеев "дышит проникновенным благоговениеми жаждой покоя". Наоборот, Фигоф считает короткие трохеические стихинаиболее удобными для "выражения решительной силы, категорическогоприказания, сжатого поучения" и т. п. На античных С. наиболее известнысафическая, состоящая из трех сафических стихов ( - И - И - И И - И - И)и одного адония ( - И И - И), алкеева, асклепиадова, гликонова (три - И- И И - И И и один - И - И И - И), и классическое элегическое двустишие(гексаметр - пентаметр). К формам романским относятся: двустрофноерондо, октава или станс, сицилиана, терцина, сонет, канцона, сестина,триолет, мадригал, испанская децима (десять четырехстопных трохеев срифмами abbaaccddc), тенцона, ритурнель, сегедилья. Из восточных С.употребительны в европ. поэзии газель (ряд двустиший с одной рифмой впервом и всех четных стихах: аа, еа, са, da, еа и т. д.), происшедшая изперсидского четверостишия (ааеа), и макама. Среди этих форм некоторыеуклоняются от строгого понятия С. и рассматриваются среди С. лишьпотому, что все-таки представляют собой более или менее традиционноесоединение стихов под известным названием. Другие, столь жеупотребительные С., не имеющие названий, не находят особого места втеории; таковы, напр., рифмованные двустишия ("Саша", Некрасова,"Морская царевна" Лермонтова) и др. Л. Горнфельд.

Строфа

Строфа (от греч . strojh - поворот - часть торжественного шествии хора в греческой трагедии) - определенное соединение нескольких стихов,повторяющееся в стихотворении. Латинское название стиха - versus -означает то же понятие поворота: и здесь , и там мы имеем дело с ритм ическим повторением метрических величин - меньшей ( стоп а), в стихе,и больше й (стих), в С. Метрическое значение строфы еще больше связано смузыкальным источником мерной поэтической речи , чем ритм стиха. В С.наглядным образом проявляется характерное стремление мелодии послеразличных фаз развития возвращаться к своей основной форме. Особеннотесно связана с музыкой С. античного трагического хора, откуда она иполучила свое название: обходя алтарь справа налево , хор пел первуючасть "периода", подвигаясь обратно - вторую часть, антистрофу,совершенно сходную с первой , и, наконец , остановившись для отдыха -третью часть, эпод . Стих и длинной С., самые разнообразные и, заотсутствием рифмы, ничем между собой не связанные, воспроизводились вантистрофе точнейшим образом. Схватить элементы единообразия в этих двух сложных и обширных массах было бы, даже при утонченной чуткости древнихк размер у, очень трудно , если бы это единообразие не поддерживалось ещеодним элементом, для нас утерянным - напевом. От греческой хоровойторжественной песни и ведут свое происхождение традиционные С. оды.Тройное строение , сх одно е с разделением греческого хора, имела и песнямейстерзингеров, состоявшая из двух один аковых куплетов - Stollen - итретьего - Abgesang. Уже из понятия С., как ритмического целого,следует, что никакая совокупность стихов, кажущаяся глазу читателязаконченным целым, не может считаться С., если она не производит того жевпечатления на ухо слушателя. Строфа есть понятие метрическое, а нетипографское; поэтому , напр., напечатанное в виде трехстишийстихотворение Некрасова "Нейди просторной дорогой торной" (из "Кому наРуси жить хорошо") - на самом деле состоит из шестистиший, так какрифмовано по формуле aacbbc. Вообще в точное понятие С. должны бытьвключены: определенное число стихов, число стоп в соответственныхстихах, размер, расположение рифм, определенная последовательность рифммужских и женских и, наконец, известная законченность смысл а, отсутствиеодного из этих условий делает С. отличной от других и позволяетсоединить ее с другой ; так, в "Весне" Тютчева , в "Недоноске"Баратынского четверостишия совершенно правильно соединены попарно ввосьмистишия, так как лишь последние представляют законченные периоды.Эти правила , конечно , не исключают возможности составлять стихотворенияиз С. различного строения, но чередующихся в определенном порядке, какнапр. в "Песне о колоколе") где одинаковые С. монолога мастерапрерываются различными стихами. Несколько отличны те случаи, когдастрофа состоит из двух различных частей, как в "Женихе" Пушкина.Составляя одно целое, С. естественным образом сама распадается на части,разделяемые рифмой, размером, повышением и понижением в развитии смысла.Разнообразие различных С. бесконечно; но кроме свободных С., создаваемыхпоэтом сообразно требованиям выражения и вдохновения, есть в историистихотворной речи ряд традиционных форм, которые носят определенныеназвания. Эти строфические формы распадаются на три больших отдела:античные С., романские и восточные. Немецкие теоретики уделяют такжемного внимания и различным общепринятым свободным С., пытаясь довольносубъективно и произвольно охарактеризовать их смысл; так напр., Гейнце иГетте находят, что четверостишие из двустопных ямбов "особенно пригоднодля картинки природы с настроением, давая возможность создатьпоэтическое выражение для свободного порыва жизнерадостности";четверостишие из трехстопных трохеев "дышит проникновенным благоговениеми жаждой покоя". Наоборот , Фигоф считает короткие трохеические стихинаи более удобными для "выражения решительной силы , категорическогоприказания, сжатого поучения" и т. п. На античных С. наиболее известнысафическая, состоящая из трех сафических стихов ( - И - И - И И - И - И)и одного адония ( - И И - И), алкеева, асклепиадова, гликонова (три - И- И И - И И и один - И - И И - И), и классическое элегическое двустишие(гексаметр - пентаметр ). К формам романским относятся: двустрофноерондо, октава или станс , сицилиана , терцина , сонет , канцона , сестина,триолет, мадригал , испанская децима ( десять четырехстопных трохеев срифмами abbaaccddc), тенцона, ритурнель , сегедилья. Из восточных С.употребительны в европ. поэзии газель (ряд двустиший с одной рифмой впервом и всех четных стихах: аа, еа, са, da, еа и т. д.), происшедшая изперсидского четверостишия (ааеа), и макама . Среди этих форм некоторыеуклоняются от строгого понятия С. и рассматриваются среди С. лишьпотому, что все-таки представляют собой более или менее традиционноесоединение стихов под известным названием. Другие, столь жеупотребительные С., не имеющие названий, не находят особого места втеории; таковы, напр., рифмованные двустишия ("Саша", Некрасова,"Морская царевна" Лермонтова) и др. Л. Горнфельд.

Значение слова Строфа в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сульфиды - Сульфиды, R2S (R ароматический радикал), легче всего ...
  • Сулла - Сулла (Луций Корнелий Sulla) римский диктатор. Род. ...
  • Сулейман - Сулейман (турецкая форма имени Соломон, араб. Солиман) ...
  • Суздальский - Суздальский у. занимает Площадь в 2512, 3 кв. ...
  • Судебники - Судебники 1497 и 1530 гг. С. 1497 г. ...
  • Судак - Судак (промысл.). Известны два входа С. из моря ...
  • Суворин - Суворин (Алексей Сергеевич) известный журналист. Род. в 1834 ...
  • Страус - Страус африканский (Struthio) один из родов гладкогрудых ...
  • Страстоцвет - Страстоцвет (Passiflora) Род растений из сем. страстоцветных,заключающий в ...
  • Страбон - Страбон (еtrabwn) знаменитый греческий географ времен Августа ипервых ...
  • Стопа - Стопа (Fuss, pied от обыкновения отбивать такт ногой) ...
  • Стокгольм - Стокгольм (Stockholm, в старину у русских Стекольна) столица ...
  • Сто - Сто дней (воен.). Военные силы, предназначенные союзниками ...
  • Стиль - Стиль, в начертательных искусствах и в их применениях ...
  • Имманентность - Имманентность, ныи означ. пребывание в чемнибудь, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари