Что такое Сократовское? Значение слова Сократовское в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Сократовское -

Сократовское положение о единстве знания и добродетели и следствия изнего были усвоены позднейшей греческой философией, правда, с некоторымиограничениями (напр., у Аристотеля признание этической добродетели,основанной на привычке, на ряду с дианоэтической). Из отожествлениязнания и добродетели вытекали два существенных вывода: 1) никто не золпо доброй воле, а лишь по незнанию; знающий, не может поступать дурно; и2) всякий может стать добрым, приобретя знание, развивши свой интеллект(ср. диалог Платона "Протагор"). великое значение принципа С., стольпротивоположного нашему миропониманию, притом может быть и не вполнесогласного с фактами психической жизни, заключалось в духовной свободе,которая была провозглашена этим принципом, в возможности для каждогочеловека освободиться от темного природного основания, полученного вудел при рождении. Действительно, если в этом интеллектуализме С. можновидеть некоторый психологический детерминизм, то с другой нельзя неусмотреть в нем и торжества разума над неразумной волею. На этой сторонепонимания принципа С. постоянно настаивал, указывая на необходимость длячеловека властвовать над своими страстями, подчинять их разуму, неизбегая, впрочем, наслаждений, так как наслаждения составляютсущественный элемент человеческого счастья. С. вовсе не был аскетом, ноон никогда не дозволял страстям брать верх над разумом, почему именно С.стал идеалом мудреца и его имели в виду различные греческие философскиешколы, когда изображали портрет мудреца. Систематического изложения различных видов добродетели и выведения ихиз одного общего принципа - знания, С. не дал; это, может быть,объясняется тем обстоятельством, что С. всегда исходил из частногослучая, его рассуждение велось ad hoc и не могло поэтому иметь ввидутребования систематичности. Это же обстоятельство, а может быть инеобходимость, применяться к уровню слушателей, заставляли С. прибегатьк грубому утилитаризму и эвдаймонизму (ср. "Memorab." Ксенофонта), стольнесвойственному по существу духу его учения. Нельзя думать, чтоопределение, блага как то, что полезно человеку. и утверждениеотносительности красоты, встречающееся у Ксенофонта и даже у Платона(Протагор), выражало истинную мысль С. и не было лишь педагогическимприeмом; эвдаймонизм не был основною тенденцией Сократовской этики, авходил лишь в качестве составного элемента в его этические воззрения. Вприменении своих этических принципов к государственной жизни С. былвполне последователен. Он и здесь настаивал на необходимости знания итребовал, чтобы правителями были люди знания, т. е. высказал тотребование, которое Платон развил в своем идеальном государстве. Впротивоположность софистам, С. смотрел на государство, как на порядок,обоснованный божественным планом, не являющийся продуктом эгоистическогопроизвола. Цицерон приписывает С. космополитические тенденции, безсомнения неосновательно, ибо вся греческая этика, не исключая и С., быланациональною, и космополитизм является лишь у стоиков, по преимуществу уримских стоиков. Специально сократическая черта - это уважение к работеи физическому труду. Значение философии С. следует рассматривать с двух точек зрения: сотрицательной и положительной. С отрицательной точки зрения философия С.есть протест против субъективизма софистов, главн. образом, противтеории относительности нравственных понятий. С точки зренияположительной философии С., не заключая в себе систематическогопроведения его воззрений на Бога и человека, содержала в зародышестолько новых плодотворных мыслей со стороны метода и содержания, чтомогла послужить точкою отправления для последующего развития греч.мысли. Противоположные направления могли одинаково черпать израссуждений С. именно благодаря тому, что у него не было одностороннегои систематичного проведения их. Наконец, великое значение имела иличность философа, явившая своею жизнью и своею смертью редкий примерполного согласия теории с практикою. Литература приведена в тексте,полнее - у Zeiler, "Philosophie d. Griechen" (II т.); Ueberweg,"Geschichte d. Philosophie" (I т. последнее издание), а также в отчетахZeller'a по греческой философии, помещенных в "Archiv fur Geschichte d.Philosophie" (все тома). Э. P.

Сократовское

Сократовское положение о единстве знания и добродетели и следствия из него были усвоены позднейшей греческой философией, правда , с некоторымиограничениями (напр., у Аристотеля при знание этической добродетели,основанной на привычке, на ряду с дианоэтической). Из отожествлениязнания и добродетели вытекали два существенных вывода: 1) никто не золпо доброй воле, а лишь по незнанию; знающий , не может поступать дурно ; и2) всякий может стать добрым, приобретя знание, развивши свой интеллект(ср. диалог Платон а "Протагор"). великое значение принципа С., стольпротивоположного нашему миропониманию, притом может быть и не вполнесогласного с фактами психической жизни, заключалось в духовной свободе,которая была провозглашена этим принципом, в возможности для каждогочеловека освободиться от темного природного основания , полученного вудел при рождении. Действительно , если в этом интеллектуализме С. можновидеть некоторый психологический детерминизм , то с другой нельзя неусмотреть в нем и торжества разума над неразумной волею. На этой сторонепонимания принципа С. постоянно настаивал, указывая на необходимость длячеловека властвовать над своими страстями, подчинять их разуму, неизбегая, впрочем , наслаждений, так как наслаждения составляютсущественный элемент человеческого счастья. С. вовсе не был аскетом, ноон ни когда не дозволял страстям брать верх над разумом, почему именно С.стал идеалом мудреца и его имели в виду различные греческие философскиешколы, когда изображали портрет мудреца. Систематического изложения различных видов добродетели и выведения ихиз одного общего принципа - знания, С. не дал; это, может быть,объясняется тем обстоятельство м, что С. всегда исходил из частногослучая, его рассуждение велось ad hoc и не могло поэ тому иметь ввидутребования систематичности. Это же обстоятельство, а может быть инеобходимость, применяться к уровню слушателей, заставляли С. прибегатьк грубому утилитаризму и эвдаймонизму (ср. "Memorab." Ксенофонта), стольнесвойственному по существу духу его учения . Нельзя думать , чтоопределение, блага как то, что полезно человеку. и утверждениеотносительности красоты, встречающееся у Ксенофонта и даже у Платона(Протагор), выражало истинную мысль С. и не было лишь педагогическимприeмом; эвдаймонизм не был основною тенденцией Сократовской этики, авходил лишь в качестве составного элемента в его этические воззрения. Вприменении своих этических принципов к государственной жизни С. былвполне последователен. Он и здесь настаивал на необходимости знания итребовал, чтобы правителями были люди знания, т. е. высказал тотребование, которое Платон развил в своем идеальном государстве. Впротивоположность софистам, С. смотрел на государство , как на порядок,обоснованный божественным планом, не являющийся продуктом эгоистическогопроизвола. Цицерон приписывает С. космополитические тенденции, безсомнения неосновательно, ибо вся греческая этика , не исключая и С., быланациональною, и космополитизм является лишь у стоиков, по преимуществу уримских стоиков. Специально сократическая черта - это уважение к работеи физическому труду. Значение философии С. следует рассматривать с двух точек зрения: сотрицательной и положительной. С отрицательной точки зрения философия С.есть протест против субъективизма софистов, главн. образом, против теории относительности нравственных понятий. С точки зренияположительной философии С., не заключая в себе систематическогопроведения его воззрений на Бога и человека, содержала в зародышестолько новых плодотворных мыслей со стороны метода и содержания, чтомогла послужить точкою отправления для последующего развития греч.мысли. Против оположные направления могли одинаково черпать израссуждений С. именно благодаря тому, что у него не было одностороннегои систематичного проведения их. Наконец , великое значение имела иличность философа, явившая своею жизнью и своею смертью редкий примерполного согласия теории с практикою. Литература приведена в тексте,полнее - у Zeiler, "Philosophie d. Griechen" (II т.); Ueberweg,"Geschichte d. Philosophie" (I т. последнее издание ), а также в отчетахZeller'a по греческой философии, помещенных в "Archiv fur Geschichte d.Philosophie" (все тома ). Э. P.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сорта - Сорта С от Ribes rubrum получены многочисленные ...
  • Сопорозное - Сопорозное состояние (Sopor) или спячка болезненное состояниеугнетения ...
  • Сопка - Сопка русское народное название для уединенных более ...
  • Соната - Соната (не следует смешивать с сонатной формой). До ...
  • Сом - Сом в промысловом отношении имеет для России весьма ...
  • Сольминизация - Сольминизация при Гвидоне Аретинском так называлось искусство ...
  • Солон - Солон ( Solwn ) знаменитый афинский реформатор ...
  • Совет - Совет министров учрежден в 1861 г., по ...
  • Соборы - Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) в обширном ...
  • Смоленский - Смоленский (Степан Васильевич) известный знаток православногоцерковного пения. ...
  • Смоленск - Смоленск губ. гор., в 114 с. над ...
  • Смирдин - Смирдин (Александр Филиппович) известный книгопродавец и издатель(1795 ...
  • Смерть - Смерть может быть рассматриваема как прекращение жизнедеятельностиорганизма ...
  • Слюда - Слюда (техн.) В технике слюда употребляется главным ...
  • Полушка - Полушка, иначе полуденьга самая мелкая единица в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари