Что такое Сикхи? Значение слова Сикхи в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Сикхи -

Сикхи - (на языке хинди "ученики") или сейки (неправильноепроизношение на английский лад, укоренившееся в нашей ежедневнойпечати)- одна из самых замечательных новейших индусских сект, основаннаяв начале XVI века религиозным реформатором Нанаком, через которого онавосходит к учение Кабира, пытавшегося примирить индуизм с исламом.Религиозные учения С. впервые были изложены в так называемом Ади-Грантх(Adi Granth - "главная, основная книга"), составленном пятым преемникомНанака- гуру (учителем) Арджуном (1584-1606). Памятник этот несвидетельствует об особенно сильном вилянии ислама на религию С. Онпроникнуть мистическим пантеизмом Веданты, осложненным доктриной облагодати (бхакти, bhakti) и требованием полного повиновения религиознымнаставникам-главарям, так наз. гуру. От других памятников сектантскойлитературы Ади-Грантх отличается тем важным значением, которое в немпридается моральным наставлениям, простотой и спиритуалистическимхарактером культа, освобожденного от всякого следа идолопоклонства, и вособенности терпимостью по отношению к индусской мифологии, из которой вучение С. взято довольно много мифологических олицетворений,характеризующих позднейший индуизм. В конце концов С. пришли к обожаниюличного божества, так что их учение можно назвать деизмом, более илименее смешанным с суеверием. К такому изменению необходимо должен былприйти индийский пантеизм, который мог быть религией небольшого кружкамистиков, но не обширной общины верующих. Не может быть, однако,сомнения и в том, что близость с мусульманским населением всеверо-западных пограничных областях Индии имела свою долю влияния наумы и нравы С. От мусульман С. получили свой воинствующий фанатизм иучете о священной войне (мусульманский газават), совершенно чуждоеиндийскому мировоззрению, но получившее развитие (под тем же самымвлиянием) у маратхов и некоторых раджпутов. Содержание Ади-Грантха-сборное: гуру Арджун собрал в нем поэтические произведения основателясекты и трех следовавших за ним гуру, прибавив к ним свои собственные, атакже и большое число изречений и отрывков, принадлежащих Рамананду,Кабиру, маратхскому поэту Намдеву и другим авторам. Довольно многоприбавлений сделал Говинд (1675-1708), десятый и последний гуру,составивший, кроме того, вторую священную книгу С.- "Грантх десятогоцарства". Эти две книги, написанные на архаическом пенджаби, называемом,по имени старинного алфавита (одна из форм деванагари), гурлукхи(Gnrn=учитель, mukha=ycтa), вместе с биографиями святых и гуру инесколькими ритуальными и дисциплинарными наказами, составляют всюсвященную литературу С. Первые адепты религии сикхов были навербованысреди земледельцев около Лагора и на южных берегах р. Сетледжа. Втечение почти целого столетия С. оставалась чисто религиозной общинойбезобидного пуританского характера. Так как Нанак не запрещал своимученикам деятельную жизнь, то С., за немногими исключениями, былиземледельцами, купцами, промышленниками. Запрещение детоубийства, широкопрактиковавшегося у западных индийских племен, и свободный прием в средусектантов людей изо всех общественных слоев и религий скоро увеличиличисленность С. Огромное значение среди них имели их гуру, обладавшиенеограниченной властью, непогрешимые в глазах своей паствы, посредникимежду ней и божеством и ее спасители. Верующие обязаны были слепымповиновением им; осмеливавшиеся соперничать с ними и возбуждатьеретическое уклонение от их учений делались жертвой пламени, вместе сосвоими семьями. Хотя Нанак и говорит о себе с известной скромностью, ноон несомненно верил в свое божественное призвание, что, в переводе наобычное понимание индуса, значило, что он считал себя одним извоплощений Хари (Hari="золотой", имя бога Вишну; наиболееупотребительное обозначение верховного божества в "Грантхе". Для себя иучеников Нанак был богом, и все его преемники считались воплощениямибожества; умирая, гуру передавал свою власть достойнейшему из своихучеников. Этот обряд передачи практиковался до пятого гуру Арджуна,составителя "Грантха", который объявил свою власть наследственной,первый окружил себя знаками царской власти и стал пользоваться своимвлиянием в политическом смысле. Так, он просил за Хосру, мятежного сынаимператора Джахангира, но в том же году сам погиб в лагорских темницах(1606). Преследование со стороны магометанских императоров, постигшие стех пор С., быстро придали общине С. военно-теократический строй. Вцарствование Ауренгзеба борьба С. с императорской властью возобновилась.Девятый гуру, Тег Багадур, был обезглавлен в Дели (1675). Его сын ГовиндСингх, правление которого прошло в непрерывной войне, закончилпреобразование секты, получившей теперь арабское имя Хальса (Khalsа), т.е. "собственность, удел" (Бога). При нем устранено было из общины всякоеобщественное неравенство; каждый член ее получил аристократическоепрозвище Сингх (санскр. Simha=лев). Даже одежда С. была приведена кодинаковой для всех форм. за исключением культа коровы, все,напоминавшие обычаи и обряды индуизма, было изгнано Говиндом, хотя самон был далеко не чужд им и даже принес в жертву богине Дурге одного изсвоих последователей. Сношения с неверующими, не принадлежащими кхальсе, строжайше запрещалась. С. не должен был даже отвечать на поклониндуса; мусульманина он должен был убивать без пощады, где бы с ним нивстретился. Принято в члены Хальсы совершалось пятью посвященными; смомента посвящения прозелит становился воином, постоянным занятиемкоторого являлась священная война. Он должен был всегда ходитьвооруженным или по крайней мере носить на себе что-нибудь стальное. Дажебожество С. получило имя Сарва Логанти (Sarba Lohanti)="все из железа",при чем иконоборческая религия С. получила некоторый оттенок фетишизма.Воины С. стали обращать свои молитвы к мечу; "Грантх" тоже сделалсяпредметом известного культа. В неравной борьбе с могучей империейАуренгзеба С. должны были уступить силе. Говинд Сингх, преследуемый какзверь в течение тридцатилетней борьбы, растерял своих приверженцев,уцелевшая часть которых скрылась в горах, и должен был принять постначальника отряда в императорской армии. Он погиб в 1708 г. от рукиавганца-убийцы. Реформы его не были приняты всеми С. и в конце жизни онвероятно понял, что с этих пор личный авторитет гуру скорее мог быпривести к расколу, чем к соединению. Этому следует приписать, что, несмотря на усиленный просьбы назначить преемника, он объявил сан гурууничтоженным и признал, что будущим гуру С. должен быть "Грантх". Послесмерти Говинда управление хальсой перешло в руки одного аскета по имениБанда. Под начальством этого свирепого вождя, сикхи три раза делалинабеги на своих врагов мусульман, сопровождая их зверствами и резней,редко виданными даже в Индии. Вскоре после последнего своего вторжениявойска С. были почти уничтожены полководцами императора Фарокшира, самБанда взят в плен и отвезен в Дели. В течение семи дней он должен былприсутствовать при мучениях 740 своих товарищей, бестрепетно шедших насмерть; его сын был убит на его глазах, а сердце последнего было вырванопалачом и брошено в лицо отцу. После этой нравственной пытки Банда самиспустил дух в мучениях, разорванный на куски до красна распаленнымищипцами, при чем он не переставал славить Бога, что тот выбрал егоорудием своей мести неверным (1716). К внешним поражениям С.присоединились внутренние раздоры. Банда ввел известные новшества вкульт и обычаи С., регламентируя даже их одежду. К запрещению табака,введенному Говиндом, Банда прибавил запрещение крепких напитков иживотной пищи (прежде С. не употребляли только говядины), в чем сказалсявозврат к традиции индуизма. Новшества Банды встретили ожесточенноесопротивление внутри общины, подавлявшееся кровавыми экзекуциями. Таккак Банда был простым вождем, а не божественным гуру, то с его смертьюС. легко вернулись к прежним своим обычаям. Управление общиной перешло вруки воинствующей корпорации ревнителей веры - Акали (Akill="верныйПревечного"), учрежденной Говиндом. Когда распадение могольской империипозволило С. занять снова прежнее положение, Акали сделались хранителямисвятилища в Амртсаре, где сохранялся оригинальный список "грантха". Вважных случаях Акали собирали здесь совет гуру (=Gurmata) - общеесобрание вождей С., облеченное высшей властью и сохранявшее, в известноймере, единство и целость общины С. Религиозная история сикхов кончиласьэтой реформой, но политическая продолжалась еще долго. Сорок лет спустяпосле своего последнего поражения, С. снова привлекли к своей федерациибольшую часть джатских сирдарей. В 1764 г. они завладели Лагором и сталиединственными господами Пенджаба. В это время они могли выставить до 70тыс. конницы. Раджпуту Сингху (1797-1839) удалось подчинить С.монархическому правлению, но при его слабых наследниках бурный инеукротимый нрав их, сдерживавшейся железной волей "пенджабского льва",снова дал себя знать. Дважды делали они набеги на британские владения,но дали этим только повод к окончательному сокрушению ихсамостоятельности, в 1848 г. В настоящее время С. хотя и представляютразнообразный этнический состав, но являются расой с весьма характернымичертами. Сохранив свое прежнее влечение к войне, С. являются отборнымисолдатами англо-индийской армии; но религиозный их фанатизм ослабел, а,условия военной службы почти уничтожили строгое воздержание их оттабака, других наркотиков и крепких напитков. Общее число С. не доходитдо 2 милл. Большая часть их образует сплошное население в Пенджабе;небольшие островки рассеяны по всей Индии и в некоторых частях Декана. Врелигиозном отношении С. продолжают сохранять свое единство, хотя срединих возникли отдельные корпорации. Таковы уже упомянутые Акали,утратившие свое прежнее влияние, Удаси (Udаsi) - "отказывающиеся",отвергающие святость второго "Грантха" (гуру Говинда) и ведущиеаскетическую и целомудренную жизнь, Нанакпотра, Диване-садхи(Divane-sadh=бешеные святые), признающие также только Ади-грантх инередко дающие обет целомудрия, Сутхре (Suthre) - чистые, Нирмалосадху(Nirmale-sаdhu)- чистые святые. Последние живут в общежитиях, большейчастью образованы (в индусском смысле) и проявляют наклонность к слияниюс индуизмом, некоторые из обычаев которого они приняли. Сутхре, напротив- порочные бродяги, не отличающиеся ничем от самых низших сортов факировили йогинов. Культ С. отличается простотой и чистотой. Кроме своегорелигиозного центра, Амртсара, и немногих святилищ в местах, освященныхжизнью или смертью гуру и разных мучеников, С. не имеют, священных мест.Храмы их являются домами молитвы, где читаются отрывки и поются гимны из"Грантха". Собрание расходится после того как каждый верующий получитсвою долю Карах прасада (Karahprasa=действительная жертва, родпирожного, освященного именем гуру). В настоящее время С. охотнодопускают посторонних к своим обрядам, позволяя им даже приниматьучастие в своих собраниях. В этой терпимости, сменившей прежнийфанатизм, сказывается отчасти инндифферентизм. Литература. 3. Malcolm, "Sketch of the Sikhs" ("Asiatic Researches",т. XI); H. T. Prinsep, "Origin of the Power in the Punjab and thepolitical Life of the Maharajah Runjeet Singh" (Калькутта, 1834); W. L.Mac Gregor, "History of the Sikhs" (1846); J. D. Cunningham, "History ofthe Sikhs" (1849 г.); Lepel Criffin, "The Law of Inheritance toChiefships as observed by the Sikhs previous to the annexation of thePunjab" (Лагор, 1869); H. H. Wilson, "Account of the Civil and ReligionsInstitutions of the Sikhs" ("Journ. of the Roy. Asiat. Society", т. IX,1848 г. и в "Select Works", т. II); E. Trumpp, "Nanak, dor StifterderSikhreligion" ("Мемуары мюнх. акад. наук", 1876 г.); его же, "DieReligion der Sikhs" (Лпп., 1881); его же "Adi-Granth or the HolyScriptures of the Sikhs, translated from the original Gurmukht, withIntroductory Essays" (Лонд., 1877); "Sakhee Book, or the Description ofGooroa Govind Singh's Religion and Doctrines, translated from Grurmukhiinto Hindi, and afterwards into English by Sirdar Attar Singh, chief ofBhadour" (Бенарес, 1873); "The Travels of Guru Tegh Bahadar and GumGrobind Singh. Transl. from the origin. Gurmukht and with an introd, onthe Sikhprophecies hy Sirdar Attar Singh chief of Bhadour" (Лагор,1876); H. Court, "History of the Sikhs or translation of the Sikkhan deRaj di Vikhia, together with a short Gurmukht grammar" (Лагор, 1888). С. Булич.

Сикхи

Сикхи - (на языке хинди "ученики") или сейки (неправильноепроизношение на английский лад, укоренившееся в нашей ежедневнойпечати)- одна из самых замечательных новейших индусских сект, о снова ннаяв начале XVI века религиозным реформатором Нанак ом, через которого онавосходит к учение Кабира, пытавшегося примирить индуизм с исламом.Религиозные учения С. впервые были изложены в так называемом Ади-Грантх(Adi Granth - "главная, основная книга"), состав ленном пятым преемникомНанака- гуру (учителем) Арджуном (1584-1606). Памятник этот несвидетельствует об особенно сильном вилянии ислама на религию С. Онпроникнуть мистическим пантеизм ом Веданты, осложненным доктриной облагодати ( бхакти , bhakti) и требованием полного повиновения религиознымнаставникам-главарям, так наз. гуру. От других памятников сектантскойлитературы Ади-Грантх отличается тем важным значение м, которое в немпридается моральным наставлениям, простотой и спиритуалистическимхарактером культа, освобожденного от всякого следа идолопоклонства, и вособенности терпимостью по отношению к индусской мифологии, из которой вучение С. взято довольно много мифологических олицетворений,характеризующих позднейший индуизм. В конце концов С. пришли к обожаниюличного божества, так что их учение можно назвать деизмом, более илименее смешанным с суеверием. К такому изменению необходимо должен былприйти индийский пантеизм, который мог быть религией небольшого кружкамистиков, но не обширной общины верующих. Не может быть, однако,сомнения и в том, что близость с мусульман ским население м всеверо-западных пограничных областях Индии имела свою долю влияния наумы и нрав ы С. От мусульман С. получили свой воинствующий фанатизм иучете о священной войне ( мусульманский газават ), совершенно чуждоеиндийскому мировоззрению, но получившее развитие (под тем же самым влияние м) у маратхов и некоторых раджпутов. Содержание Ади-Грантха-сборное: гуру Арджун собрал в нем поэтические произведения основателясекты и трех следовавших за ним гуру, прибавив к ним свои собственные, а также и большое число изречений и отрывков, принадлежащих Рамананду,Кабиру, маратхскому поэту Намдеву и другим авторам. Довольно многоприбавлений сделал Говинд (1675-1708), десятый и последний гуру,составивший, кроме того , вторую священную книгу С.- "Грантх десятогоцарства". Эти две книги , написанные на архаическом пенджаби, называемом,по имени старинного алфавита (одна из форм деванагари ), гурлукхи(Gnrn=учитель, mukha=ycтa), вместе с биографиями святых и гуру инесколькими ритуальными и дисциплинарными наказами, составляют всюсвященную литературу С. Первые адепты религии сикхов были навербованы среди земледельцев около Лагора и на южных берегах р. Сетледжа. В течение почти целого столетия С. оставалась чисто религиозной общинойбезобидного пуританского характера. Так как Нанак не запрещал своимученикам деятельную жизнь , то С., за немногими исключениями, былиземледельцами, купцами, промышленниками. Запрещение детоубийства, широкопрактиковавшегося у западных индийских племен, и свободный прием в средусектантов людей изо всех общественных слоев и религий скоро увеличиличисленность С. Огромное значение среди них имели их гуру, обладавшиенеограниченной власть ю, непогрешимые в глазах своей паствы, посредникимежду ней и божеством и ее спасители. Верующие обязаны были слепымповиновением им; осмеливавшиеся соперничать с ними и возбуждатьеретическое уклонение от их учений делались жертвой пламени , вместе сосвоими семьями. Хотя Нанак и говорит о себе с известной скромностью, ноон несомненно верил в свое божественное призвание , что, в переводе наобычное понимание индуса, значило, что он считал себя одним извоплощений Хари (Hari="золотой", имя бога Вишну ; наиболееупотребительное обозначение верховного божества в "Грантхе". Для себя иучеников Нанак был богом, и все его преемники считались воплощениямибожества; умирая, гуру передавал свою власть достойнейшему из своихучеников. Этот обряд передачи практиковался до пятого гуру Арджуна,составителя "Грантха", который объявил свою власть наследственной,первый окружил себя знаками царской власти и стал пользоваться своимвлиянием в политическом смысле. Так, он просил за Хосру, мятежного сынаимператора Джахангира, но в том же году сам погиб в лагорских темницах(1606). Преследование со стороны магометанских императоров, постигшие стех пор С., быстро при дали общине С. военно-теократический строй . Вцарствование Ауренгзеба борьба С. с императорской властью возобновилась.Девятый гуру, Тег Багадур, был обезглавлен в Дели (1675). Его сын ГовиндСингх, правление которого прошло в непрерывной войне, закончилпреобразование секты, получившей теперь арабское имя Хальса (Khalsа), т.е. "собственность, удел" (Бога). При нем устранено было из общины всякоеобщественное неравенство ; каждый член ее получил аристократическоепрозвище Сингх (санскр. Simha=лев). Даже одежда С. была приведена кодинаковой для всех форм. за исключением культа коровы, все,напоминавшие обычаи и обряды индуизма, было изгнано Говиндом, хотя самон был далеко не чужд им и даже принес в жертву богине Дурге одного изсвоих последователей. Сношения с неверующими, не принадлежащими кхальсе, строжайше запрещалась. С. не должен был даже отвечать на поклониндуса; мусульманина он должен был убивать без пощады, где бы с ним нивстретился. Принято в члены Хальсы совершалось пятью посвященными; смомента посвящения прозелит становился воином, постоянным занятиемкоторого являлась священная война . Он должен был всегда ходитьвооруженным или по крайней мере носить на себе что-нибудь стальное. Дажебожество С. получило имя Сарва Логанти (Sarba Lohanti)="все из железа",при чем иконоборческая религия С. получила некоторый оттенок фетишизма.Воины С. стали обращать свои молитвы к мечу ; "Грантх" тоже сделалсяпредметом известного культа. В неравной борьбе с могучей империейАуренгзеба С. должны были уступить силе. Говинд Сингх, преследуемый какзверь в течение тридцатилетней борьбы, растерял своих приверженцев,уцелевшая часть которых скрылась в горах, и должен был принять постначальника отряда в императорской армии. Он погиб в 1708 г. от руки авганца-убийцы. Реформы его не были приняты всеми С. и в конце жизни онвероятно понял, что с этих пор личный авторитет гуру скорее мог быпривести к расколу, чем к соединению. Этому следует приписать , что, несмотря на усиленный просьбы назначить преемника, он объявил сан гурууничтоженным и признал, что будущим гуру С. должен быть "Грантх". После смерти Говинда управление хальсой перешло в руки одного аскета по имени Банда . Под начальством этого свирепого вождя, сикхи три раза делалинабеги на своих врагов мусульман, сопровождая их зверствами и резней,редко виданными даже в Индии. Вскоре после последнего своего вторжениявойска С. были почти уничтожены полководцами императора Фарокшира, самБанда взят в плен и отвезен в Дели. В течение семи дней он должен былприсутствовать при мучениях 740 своих товарищей, бестрепетно шедших насмерть ; его сын был убит на его глазах, а сердце последнего было вырванопалачом и брошено в лицо отцу. После этой нравственной пытки Банда самиспустил дух в мучениях, разорванный на куски до красна распаленнымищипцами, при чем он не переставал славить Бога, что тот выбрал егоорудием своей мести неверным (1716). К внешним поражениям С.присоединились внутренние раздоры . Банда ввел известные новшества вкульт и обычаи С., регламентируя даже их одежду. К запрещению табака,введенному Говиндом, Банда прибавил запрещение крепких напитков иживотной пищи ( прежде С. не употребляли только говядины), в чем сказалсявозврат к традиции индуизма. Новшества Банды встретили ожесточенноесопротивление внутри общины, подавлявшееся кровавыми экзекуциями. Таккак Банда был простым вождем, а не божественным гуру, то с его смертьюС. легко вернулись к прежним своим обычаям. Управление общиной перешло вруки воинствующей корпорации ревнителей веры - Акали (Akill="верныйПревечного"), учрежденной Говиндом. Когда распадение могольской империипозволило С. занять снова прежнее положение , Акали сделались хранителямисвятилища в Амртсаре, где сохранялся оригинальный список "грантха". Вважных случаях Акали собирали здесь совет гуру (=Gurmata) - общеесобрание вождей С., облеченное высшей властью и сохранявшее, в известноймере, единство и целость общины С. Религиозная история сикхов кончиласьэтой реформой, но политическая продолжалась еще долго . Сорок лет спустяпосле своего последнего поражения, С. снова привлекли к своей федерациибольшую часть джатских сирдарей. В 1764 г. они завладели Лагором и сталиединственными господами Пенджаба. В это время они могли выставить до 70тыс. конницы. Раджпуту Сингху (1797-1839) удалось подчинить С.монархическому правлению, но при его слабых наследниках бурный инеукротимый нрав их, сдерживавшейся железной волей "пенджабского льва",снова дал себя знать . Дважды делали они набеги на британские владения,но дали этим только повод к окончательному сокрушению ихсамостоятельности, в 1848 г. В настоящее время С. хотя и представляютразнообразный этнический состав, но являются расой с весьма характернымичертами. Сохранив свое прежнее влечение к войне, С. являются отборнымисолдатами англо-индийской армии; но религиозный их фанатизм ослабел, а,условия военной службы почти уничтожили строгое воздержание их оттабака, других наркотиков и крепких напитков. Общее число С. не доходитдо 2 милл. Большая часть их образует сплошное население в Пенджабе;небольшие островки рассеяны по всей Индии и в некоторых частях Декана. Врелигиозном отношении С. продолжают сохранять свое единство, хотя срединих возникли отдельные корпорации. Таковы уже упомянутые Акали,утратившие свое прежнее влияние, Удаси (Udаsi) - "отказывающиеся",отвергающие святость второго "Грантха" (гуру Говинда) и ведущиеаскетическую и целомудренную жизнь, Нанакпотра, Диване-садхи(Divane-sadh=бешеные святые ), признающие также только Ади-грантх инередко дающие обет целомудрия, Сутхре (Suthre) - чистые, Нирмалосадху(Nirmale-sаdhu)- чистые святые. Последние живут в общежитиях, большейчастью образованы (в индусском смысле) и проявляют наклонность к слияниюс индуизмом, некоторые из обычаев которого они приняли. Сутхре, напротив- порочные бродяги, не отличающиеся ничем от самых низших сортов факировили йогинов. Культ С. отличается простотой и чистотой. Кроме своегорелигиозного центра, Амртсара, и немногих святилищ в местах, освященныхжизнью или смертью гуру и разных мучеников, С. не имеют, священных мест.Храмы их являются домами молитвы, где читаются отрывки и поются гимны из"Грантха". Собрание расходится после того как каждый верующий получитсвою долю Карах прасада (Karahprasa=действительная жертва , родпирожного, освященного именем гуру). В настоящее время С. охотнодопускают посторонних к своим обрядам, позволяя им даже приниматьучастие в своих собраниях. В этой терпимости, сменившей прежнийфанатизм, сказывается отчасти инндифферентизм. Литература . 3. Malcolm, "Sketch of the Sikhs" ("Asiatic Researches",т. XI); H. T. Prinsep, "Origin of the Power in the Punjab and thepolitical Life of the Maharajah Runjeet Singh" ( Калькутта , 1834); W. L.Mac Gregor, "History of the Sikhs" (1846); J. D. Cunningham, "History ofthe Sikhs" (1849 г.); Lepel Criffin, "The Law of Inheritance toChiefships as observed by the Sikhs previous to the annexation of thePunjab" (Лагор, 1869); H. H. Wilson, "Account of the Civil and ReligionsInstitutions of the Sikhs" ("Journ. of the Roy. Asiat. Society", т. IX,1848 г. и в "Select Works", т. II); E. Trumpp, "Nanak, dor StifterderSikhreligion" ("Мемуары мюнх. акад. наук", 1876 г.); его же, "DieReligion der Sikhs" (Лпп., 1881); его же "Adi-Granth or the HolyScriptures of the Sikhs, translated from the original Gurmukht, withIntroductory Essays" (Лонд., 1877); "Sakhee Book, or the Description ofGooroa Govind Singh's Religion and Doctrines, translated from Grurmukhiinto Hindi, and afterwards into English by Sirdar Attar Singh, chief ofBhadour" ( Бенарес , 1873); "The Travels of Guru Tegh Bahadar and GumGrobind Singh. Transl. from the origin. Gurmukht and with an introd, onthe Sikhprophecies hy Sirdar Attar Singh chief of Bhadour" (Лагор,1876); H. Court, "History of the Sikhs or translation of the Sikkhan deRaj di Vikhia, together with a short Gurmukht grammar" (Лагор, 1888). С. Булич.

Значение слова Сикхи в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сиракузы - Сиракузы (Surakosai, Surhkousai лат. Syracusae одна из ...
  • Сион - Сион югозападная гора в Иерусалиме, на которой ...
  • Синтаксис - Синтаксис (греч. suntaxiV "строй, система", в грамматике"конструкция, ...
  • Синкретизм - Синкретизм ( suncrhtismoV ) так называется сочетание ...
  • Синицы - Синицы (Paridae) сем. зубоклювых певчих птиц (Oscinesdentirostres.). ...
  • Сингапур - Сингапур (Singapoor, Singapore, львиный гор.) главный городбританской ...
  • Симфония - Симфония (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. ...
  • Сивиллы - Сивиллы (Sxbulla, Sibylla) и Сивиллины книги (libri Sibyllini). ...
  • Сибиряков - Сибиряков (Александр Михайлович, род. в 1849 г.) сибирскийзолотопромышленник, ...
  • Сестерций - Сестерций (sestertius) древнеримская серебряная монета. Слово С.представляет собою ...
  • Серна - Серна (Rupicapra {Capella} rupicapra Pall.) жвачное парнокопытноемлекопитающее из ...
  • Сергий - Сергий Радонежский (в мире Варфоломей) св., преподобный, величайшийподвижник ...
  • Сервантес - Сервантес (Михаэль Сааведра Cervantes) знаменитый испанскийписатель, род. в ...
  • Серафим - Серафим монах Саровской пустыни (17601883), в течение 55ти ...
  • Регресс - Регресс термин вексельного права, означающий, в дословном ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари