Что такое Саркофаги? Значение слова Саркофаги в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Саркофаги -

Саркофаги египетские. - Форма их была обусловлена религиознымипредставлениями. Вера в бессмертие заставляла окружать покойникаобстановкой земной жизни; отсюда гробницы с их росписью, убранством иинвентарем, отсюда же и С. в форме четырехугольных ящиков, напоминающейдом, с скульптурными или нарисованными подобиями дверей. С другойстороны вера в необходимое условие этого бессмертия - сохранение всехсоставных частей человеческой организации - заставляла заботиться осохранении тела путем превращения его в мумию и, на случай порчи илипотери последней, о сооружении статуй с портретными чертами покойного, атакже о помещении мумии в гробы, имеющие формы мумии - так назыв. С.антропоиды. Эти два типа С. - четырехугольные ящики, иногда сзакруглением в головах, и антропоиды - являются господствующими вЕгипте. Уже на самом древнем из известных С. мы находим сочетание этихдвух типов. С. царя Микерина, найденный в его пирамиде в 1837 г. ипотерянный, кроме небольшой части, находящейся в Брит. музее, приперевозке, представлял 4-угольный каменный ящик, имитировавший здание совходами, но внутри его был еще деревянный С. в форме мумии, с молитвойбогине Нут. крышка его сохранилась в Брит. музее. В Гизе есть другиеинтересные экземпляры С. из времен древнего царства; они делались избазальта, гранита, известняка; крышки были плоски или сводообразны;внутренние С. были из дерева, в форме мумий; надписи незначительны(имена покойных и заупокойные формулы). В среднем царстве такжевстречаются оба типа, но первый преобладает. С. этого времени - большеючастью простые деревянные ящики, снаружи разрисованные подобиями дверейи с двумя глазами на длинной стороне, близ головного угла; внутри ониисписаны длинными, интересными иероглифическими текстами,представляющими заупокойные формулы того времени, еще малоразработанные. Часто у одного покойника было по несколько деревянных С.ящиков, вставлявшихся один в другой. Наиболее характеристичные образцы:Имаму в Лондоне, Монтуготпа и Себеко - в Берлине, Ата - в ПетербургскомЭрмитаже. Часто на этих С., кроме иероглифов, находим изображениязаупокойных даров, а изредка (напр. на недавно поступивших в Берлин С.Хенуи и жрицы Энт-тефес) - даже роспись, представляющую покойныхпирующими и в земной обстановке, а также прощание родных с их мумиями.С. в форме мумий довольно просты: на груди нарисовано ожерелье, аостальная часть разрисована крыльями, как бы охраняющими покойника. С.царя Интефа в Лувре позолочен, а С. царя Интефа в Лондоне даетпортретные черты и отличается изяществом. В начале нового царствапоявляются деревянные черные С. в форме мумий, с золотыми изображениямибожеств смерти, золотыми имитациями пелен и краткими иероглифическиминадписями. При XVIII и XIX дин. С. были каменные в форме мумий; приXIX-й в руках амулеты, и покойный лежит в рельефе в земном одеянии, вовесь рост; на стенках вырезаны изображения Тота, Анубиса, гениев,сыновей Гора, а также глаза, чтобы чрез них покойник мог видеть солнце.С конца XIX дин. начинают входить в моду деревянные С. в форме мумий, накоторых по желтому фону разрисовывались изображения, относящиеся большеючастью к мифу Осириса, загробным странствованиям, представлениям о богесолнца и т. п. На крышке обыкновенно изображались: на груди - Нут,простирающая крылья над покойником, скарабеи - символы солнца, разныефетиши, а в ногах - Анубисы, путеводители по преисподней. Краткиенадписи содержат имя и заупокойные формулы. На внутренней части днабывали изображения богини "запада", т. е. преисподней, а у ног -Анубиса. Обыкновенно несколько С. вкладывались один в другой. При XXIIдин. внутренние С. делались из так назыв. египетской папки - слоевполотна, склеенных известкой; здесь по белому фону расписывалисьизображения божеств, особенно Исиды и Нефтиды, в виде ястребов,простирающих крылья над покойным. В саисскую эпоху каменные С. достигаюточень больших размеров, имеют как форму ящиков, так и антропоидную; напервых часто высечена вся книга "о том, что в преисподней"; подавляющаямасса изображений, хотя и тщательно исполненных, утомляет глаз.Деревянные С. этой эпохи - также двух типов, при чем нередко обасоединены. На крышках четырехугольных С. часто изображалась солнечнаябарка, влекомая кобчиками и шакалами, на груди антропоидных - страшныйсуд или покойник, вводимый в общество богов Тотом. Тексты заимствовалисьиз Книги мертвых. В греко-римское время деревянные С. в форме мумийпринимают большею частью угловатую форму; они расписываются иногдаизображениями из книги "о том, что в преисподней", иногда простофигурами божеств, исполненными небрежно. В то же время все более входитв моду облекать мумию в расписные пелены, вместо чехла или внутреннегоС., и покрывать лицо художественно исполненным восковыми краскамипортретом, вместо прежних розовых или золотых масок. С. встречаются и вхристианское время; в Musee Guimet в настоящее время есть нисколькорасписных С. коптских монахов. Кроме двух господствующих типов изредкавстречаются и другие: С. Рамсеса III в Лувре сделан в форме овала прицарском имени; на Синае найдены С. в форме двух соединенных глиняныхсосудов (в руанском музее); грубые глиняные С. отчасти в форме мумий,бывали находимы в провинциальных городах Дельты. См. W. Schmidt,"Sarcophages Egyptiens" (в "Transact, of the IX Congress ofOrientalists", II); Budge, "The mummy" (Кембридж, 1893); Steindorff,"Grrahfunde des mittleren Reichs". Подробные описания отдельных С. см. вкаталогах и изданиях музеев и коллекций находящихся в русских музеях - в"Inventaire" В. С. Голенищева и в XI т. "Записок Вост. Отд. Арх. Общ.").Изданные в красках С. лейденского музея в натуральную величину - уLeemanus "Monuments de Leyde" (т. III и вып. 31 и 32). Финикийские С., которыми богат Луврский музей, представляютантропоидный тип, близкий к египетскому саисской эпохи; некоторые изних, напр. базальтовый царя Эшмуназара, найденный в 1850 г. в сидонскомнекрополе - даже египетской работы. Большая их часть из белого мрамора инайдены во время экспедиции Ренана. Б. Тураев.

Саркофаги

Саркофаги египетские. - Форма их была обусловлена религиознымипредставлениями. Вера в бессмертие заставляла окружать покойник аобстановкой земной жизни; отсюда гробницы с их роспись ю, убранством иинвентарем, отсюда же и С. в форме четырехугольных ящик ов, напоминающейдом, с скульптурными или нарисованными подобиями дверей. С другой стороны вера в необходимое условие э того бессмертия - сохранение всехсоставных частей человеческой организации - заставляла заботиться осохранении тела путем превращения его в мумию и, на случай порчи илипотери последней, о сооружении статуй с портретными чертами покойного, а также о помещении мумии в гробы, имеющие формы мумии - так назыв. С. антропоиды . Эти два типа С. - четырехугольные ящики, иногда сзакруглением в головах, и антропоиды - являются господствующими вЕгипте. Уже на самом древнем из известных С. мы находим сочетание этих двух типов. С. царя Микерина, найденный в его пирамиде в 1837 г. ипотерянный, кроме небольшой части, находящейся в Брит. музее, приперевозке, представлял 4-угольный каменный ящик, имитировавший здание совходами, но внутри его был еще деревянный С. в форме мумии, с молитвойбогине Нут. крышка его сохранилась в Брит. музее. В Гизе есть другиеинтересные экземпляры С. из времен древнего царства; они делались избазальта, гранита, известняка; крышки были плоски или сводообразны;внутренние С. были из дерева, в форме мумий; надписи незначительны(имена покойных и заупокойные формулы). В среднем царстве такжевстречаются оба типа, но первый преобладает. С. этого времени - большею часть ю п рост ые деревянные ящики, снаружи разрисованные подобиями дверейи с двумя глаза ми на длинной стороне, близ головного угла ; внутри ониисписаны длинными, интересными иероглифическими текстами,представляющими заупокойные формулы того времени, еще малоразработанные. Часто у одного покойника было по несколько деревянных С.ящиков, вставлявшихся один в другой. Наи более характеристичные образцы:Имаму в Лондоне, Монтуготпа и Себеко - в Берлин е, Ата - в ПетербургскомЭрмитаже. Часто на этих С., кроме иероглифов, находим изображениязаупокойных даров, а изредка (напр. на недавно поступивших в Берлин С.Хенуи и жрицы Энт-тефес) - даже роспись, представляющую покойныхпирующими и в земной обстановке, а также прощание родных с их мумиями.С. в форме мумий довольно просты: на груди нарисовано ожерелье , аостальная часть разрисована крылья ми, как бы охраняющими покойника. С.царя Интефа в Лувре позолочен, а С. царя Интефа в Лондоне даетпортретные черты и отличается изяществом. В начале нового царствапоявляются деревянные черные С. в форме мумий, с золотыми изображениямибожеств смерти, золотыми имитациями пелен и краткими иероглифическиминадписями. При XVIII и XIX дин. С. были каменные в форме мумий; приXIX-й в руках амулеты, и покойный лежит в рельефе в земном одеянии, вовесь рост; на стенках вырезаны изображения Тота, Анубиса, гениев,сыновей Гора , а также глаза, чтобы чрез них покойник мог видеть солнце.С конца XIX дин. начинают входить в моду деревянные С. в форме мумий, накоторых по желтому фону разрисовывались изображения, относящиеся большею частью к мифу Осириса, загробным странствованиям, представлениям о богесолнца и т. п. На крышке обыкновенно изображались: на груди - Нут,простирающая крылья над покойником, скарабеи - символы солнца, разныефетиши, а в ногах - Анубисы, путеводители по преисподней. Краткиенадписи содержат имя и заупокойные формулы. На внутренней части днабывали изображения богини "запада", т. е. преисподней, а у ног -Анубиса. Обыкновенно несколько С. вкладывались один в другой. При XXIIдин. внутренние С. делались из так назыв. египетской папки - слоевполотна, склеенных известкой; здесь по белому фону расписывалисьизображения божеств, особенно Исиды и Нефтиды, в виде ястребов,простирающих крылья над покойным. В саисскую эпоху каменные С. достигаюточень больших размеров, имеют как форму ящиков, так и антропоидную; напервых часто высечена вся книга "о том, что в преисподней"; подавляющаямасса изображений, хотя и тщательно исполненных, утомляет глаз.Деревянные С. этой эпохи - также двух типов, при чем нередко обасоединены. На крышках четырехугольных С. часто изображалась солнечнаябарка, влекомая кобчиками и шакалами, на груди антропоидных - страшныйсуд или покойник, вводимый в общество богов Тотом. Тексты заимствовалисьиз Книги мертвых. В греко-римское время деревянные С. в форме мумийпринимают большею частью угловатую форму; они расписываются иногдаизображениями из книги "о том, что в преисподней", иногда простофигурами божеств, исполненными небрежно . В то же время все более входитв моду облекать мумию в расписные пелены, вместо чехла или внутреннегоС., и покрывать лицо художественно исполненным восковыми краскамипортретом, вместо прежних розовых или золотых масок. С. встречаются и вхристианское время; в Musee Guimet в настоящее время есть нисколькорасписных С. коптских монахов . Кроме двух господствующих типов изредкавстречаются и другие: С. Рамсеса III в Лувре сделан в форме овала прицарском имени ; на Синае найдены С. в форме двух соединенных глиняныхсосудов (в руанском музее); грубые глиняные С. отчасти в форме мумий,бывали находимы в провинциальных городах Дельты. См. W. Schmidt,"Sarcophages Egyptiens" (в "Transact, of the IX Congress ofOrientalists", II); Budge, "The mummy" ( Кембридж , 1893); Steindorff,"Grrahfunde des mittleren Reichs". Подробные описания отдельных С. см. вкаталогах и изданиях музеев и коллекций находящихся в русских музеях - в"Inventaire" В. С. Голенищева и в XI т. "Записок Вост. Отд. Арх. Общ.").Изданные в красках С. лейденского музея в натуральную величину - уLeemanus "Monuments de Leyde" (т. III и вып. 31 и 32). Финикийские С., которыми богат Луврский музей , представляютантропоидный тип, близкий к египетскому саисской эпохи; некоторые изних, напр. базальтовый царя Эшмуназара, найденный в 1850 г. в сидонскомнекрополе - даже египетской работы. Большая их часть из белого мрамора инайдены во время экспедиции Ренана. Б. Тураев.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Свифт - Свифт (Джонатан Swift) английский писатель, один из ...
  • Свинушка - Свинушка (также дуплянка спрая или свинуха, Lactarius trivialisFrier) ...
  • Сверчки - Сверчки (Gryllus) насекомые из отряда прямокрылых, принадлежащие ...
  • Сваривание - Сваривание способность двух кусков железа и стали, ...
  • Сахарин - Сахарин был открыт синтетическим путем в 1879 году ...
  • Сафьян - Сафьян. С. в собственном смысле называют кожу ...
  • Саул - Саул первый царь еврейского народа, помазанный на ...
  • Сарагоса - Сарагоса главн. гор. испанской провинции того же ...
  • Сапфо - Сапфо (Sapjw, Yapjo, Yapja) знаменитая древнегреческая поэтесса,представительница ...
  • Сантьяго - Сантьяго де Чили (Santiago de Chili) столица ...
  • Санскара - Санскара (санскр. samskfira приготовление, церемония,священнодействие) главнейшие ...
  • Санкция - Санкция (лат.): 1) утверждение законопроекта главою государства. ...
  • Сандунова - Сандунова (до замужества Уранова, Елизавета Семеновна) русскаяпевица ...
  • Санд - Санд (Жорж Санд, George Sand) литературный псевдоним ...
  • Дерматология - Дерматология или правильнее дерматопатология наука о кожныхболезнях. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари