Что такое Розанов? Значение слова Розанов в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Розанов -

Розанов (Василий Васильевич) - современный философ, публицист икритик, род. в Ветлуге в 1856 г., окончил курс в московском университетепо филологическому факультету, был учителем истории и географии вбрянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 г.служит в центральном управлении государственного контроля.Неудовлетворенный схемою университетских дисциплин, лишенных цельности ипоследовательности, P., в обширном труде: "О понимании. Опытисследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельногознания" (М. 1886), дает план возможного понимания или познания мира,определенный изучением первоначального строения ума, которомусоответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании,содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; пониманиезавершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннююкритику утилитаризма Р. дал в статье: "Цель человеческой жизни" ("Вопр.филос.", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге"Красота в природе и ее смысл" (М. 1894), написанной по поводу взглядовВл. С. Соловьева. Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории.в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура",сборник статей, СПб.. 1899). Выступив на это поприще статьей: "Местохристианства в истории" ("Русский Вестн.", 1890, 1 и отд.), Р. примкнулсначала к "Моск. Вед.", затем обнаружил довольно определеннуюславянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступилрешительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. обраке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много былосказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление какединомышленников, так и противников Р. (по его мнению, напр., деньХодынской катастрофы есть, вместе с тем, и счастливый день русскойистории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розановасвоеобразное освещение исторических. событий будит мысль неожиданнымипараллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях егопедагогического содержания, собранных в книге: "Сумерки просвещения"(СПб., 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит,что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципаобразования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как вобразуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принципцелости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление непрерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончилосвоего взаимодействия с нею; наконец, принцип единства, состоящий втребовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своихпорою блестящих и всегда крайне парадоксальных критических статьях Р.занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: "Легенда о Великоминквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе"(СПб., 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (СПб., 1899). О Р.cущeствует много полемических отзывов, из которых наиболее известнастатья Вл. С. Соловьева: "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вест.Европы", 1894 г., 2). Я. К.

Розанов

Розанов ( Василий Васильевич) - современный философ , публицист икритик, род. в Ветлуге в 1856 г., окончил курс в московском университетепо филологическому факультету, был учителем истории и географии вбрянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 г.служит в центральном управлении государственного контроля.Неудовлетворенный схемою университетских дисциплин, лишенных цельности ипоследовательности, P., в обширном труде: "О понимании. Опытисследования природы, границ и внутреннего строения науки , как цельногознания" (М. 1886), дает план возможного понимания или познания мира ,определенный изучением первоначального строения ума, которомусоответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании,содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; пониманиезавершает деятельность разума и дает ему успокоение . Всестороннююкритику утилитаризма Р. дал в статье: "Цель человеческой жизни" ("Вопр.филос.", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге"Красота в природе и ее смысл" (М. 1894), написанной по поводу взглядовВл. С. Соловьева. Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории.в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура", сборник статей, СПб.. 1899). Выступив на это поприще статьей: "Местохристианства в истории" ("Русский Вестн.", 1890, 1 и отд.), Р. примкнулсначала к "Моск. Вед.", затем обнаружил довольно определеннуюславянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец , выступилрешительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. обраке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много былосказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление какединомышленников, так и противников Р. (по его мнению, напр., день Ходынской катастрофы есть , вместе с тем, и счастливый день русскойистории). Нельзя не признать , однако , что встречающееся у Розановасвоеобразное освещение исторических. событий будит мысль неожиданнымипараллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях егопедагогического содержания, собранных в книге: "Сумерки просвещения"(СПб., 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит,что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принцип аобразования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как вобразуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность ; принципцелости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление непрерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончилосвоего взаимодействия с нею; наконец, принцип единства, состоящий втребовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа . В своихпорою блестящих и всегда крайне парадоксальных критических статьях Р.занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: "Легенда о Великоминквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе"(СПб., 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (СПб., 1899). О Р.cущeствует много полемических отзывов, из которых наиболее известнастатья Вл. С. Соловьева: "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вест.Европы", 1894 г., 2). Я. К.

Значение слова Розанов в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Руан - Руан (Rouen, лат. Ratumagus) главный город франц. ...
  • Ротонда - Ротонда (архит.) здание, имеющее в плане круг ...
  • Ростовцев - Ростовцев (Яков Иванович, 1803 60) генераладъютант, ...
  • Ростов-на-Дону - РостовнаДону порт и окр. город РостовскогонаДону окр., ...
  • Ростан - Ростан (Эдмонд Rostand, род. в 1864 г.) ...
  • Росс - Росс (сэр Джемс Керк Ross, 1800 1862) ...
  • Ронсар - Ронсар (Pierre Ronsard) французский поэт (1524 ...
  • Род - Род (грамм.). Категория грамматического Р. возникла на ...
  • Рог - Рог изобилия (лат. cornu copiae) большей частью ...
  • Ришелье - Ришелье (Арман Жан Дюплесси Richelieu) герцог и ...
  • Ричард - Ричард III Король Англии (1483 85), ...
  • Рифы - Рифы. Брать Р. уменьшать площадь парусов при ...
  • Ритурнель - Ритурнель (ит. Ritornello, фр. ritournelle) ...
  • Рисование - Рисование искусство изображать на плоскости действительносуществующие или ...
  • Абу-Бекр - АбуБекр первый арабский калиф, род. 673 г. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари