Что такое Пресвитерианство? Значение слова Пресвитерианство в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Пресвитерианство -

Пресвитерианство - так называлось то из направлений реформации XVIв., которое выдвигало на первый план вопросы церковного устройства инастаивало на возвращении к первоначальному строю христианской церкви,признавая лишь сан пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископат,как позднейшее искажение; оно требовало также участия в церковномуправлении светских лиц - "старейшин" (по выбору или кооптации),отделения церковного управления от государственного и федеративногоустройства церкви в пределах национальной территории. Первые следыпресвитерианского устройства можно найти у вальденцев Пьемонта и учешских братьев XV в. Аналогичное устройство пытался ввести в эпохуреформации (1527) Ламберт Авиньонский в Гессене: в ежегодномтерриториальном синоде должны были участвовать светские делегаты.Теоретическую формулировку пресвитерианского строя на историческойоснове дал Кальвин, в своем "Наставлении к христианской вере". Здесьразличаются церковные должности докторов, пресвитеров или министров,светских старейшин (aneiens или surveillans) и дьяконов. Церковныеордонансы 1541 г., установившие в Женеве церковный суд или консисторию,лишь отчасти осуществили программу Кальвина, так как допустиливерховенство в церковных делах городского магистрата. Настоящаяпресвитерианская организация на большой территории возникает, в половинеXVI в., в Шотландии, Франции, Бельгии и Голландии. Под давлениемпреследований французские кальвинистские общины, уже имевшие местныеконсистории, были созваны в 1559 г., в Париже, на первый национальныйсинод. На этом и последующих синодах конца XVI в. были выработанысистема дисциплины внутри отдельных церквей и иерархическое устройство,соединявшее церковные общины сетью представительных собраний. Самоймелкой единицей являлся приходский совет, состоявший из священников истарейшин; затем следовал коллоквий (или консистория), составленный изделегатов от приходских советов округа, далее- провинциальный синод, изпредставителей консисторий, и, наконец, общий или национальный синод;каждая следующая ступень служила апелляционной инстанцией для низшей.Эпоха наибольшего развития и деятельности этого строя относится ковремени его официального признания нантским эдиктом. Во Франции П.держалось в XVI и XVII вв. в своем наиболее чистом виде, так как онобыло лишь терпимой церковью и светская власть не вмешивалась в егожизнь. В Голландии пресвитерианское устройство было установлено синодомв Эмдене 1571 г., постановления которого были дополнены в Дордрехте в1618 г. Здесь церковь имела мало самостоятельности, в виду постоянноговмешательства правительственной власти; светские делегаты общин вцерковном управлении постепенно почти исчезают. Под влияниемнидерландских и валлонских церквей П. переходит и в Германию. Синод вВезеле 1568 г. устанавливает пресвитерианский строй для многихприрейнских округов. Некоторые черты его (советы старейшин) появляются врейнском Пфальце и в Нассау. В германских княжествах П. существенновидоизменяется церковным верховенством местных государей, присвоившихсебе епископскую власть. Но и в германских церквах, даже в лютеранстве,постепенно намечается движение к полному отделению церковного авторитетаи управления от государственного; таковы были стремления Шпенера в концеXVII в., Шлейермахера - в начале XIX в. Движение это усиливается в XIXв., с установлением парламентского строя и вероисповедной униинемецко-протестантских церквей. В Швейцарии движение к так наз."свободной церкви" получило особенный толчок с 1848 г. Всюдуустанавливаются приходские советы и синоды церковных представителей.Таким образом, в XIX в. евангелические церкви приближаются кпресвитерианству. П. лишь в теории требовало избрания священников истарейшин всею общиной: на практике обыкновенно применялась кооптация состороны самого церковного совета. П., в качестве аристократическогостроя, отличается от системы непосредственного управления общиной.Вместе с тем П. выступает против самостоятельности отдельных общин и,устанавливая иерархию церковных советов, настаивает на подчинениицерквей общей национальной или территориальной организации. Р. В. Символическими книгами П. служат так наз. "Вестминстерскоеисповедание" и катехизисы "большой" и "малый" (русский перевод их см. в"Чтениях Моск. Обш. Любит. Дух. Просвещ.", 1877 - 1878 гг). Однако, двезначительных по своей численности партии уклонились от этихсимволических книг: так называемые NonSubscribing Presbyterians Англии иИрландии, слившиеся с унитарианами, и пресвитерианская церковьКумберланда (в Соединенных Штатах Америки), которая силитсяскомбинировать пресвитерианство с методизмом; "изложение веры" этойпоследней более арминианское, чем кальвинистское. "Шотландскаясоединенная пресвитерианская церковь" - главная из пресвитерианскихцерквей в Европе - особой догматической декларацией заявила, чтоостается неизменно верной Вестминстерскому исповеданию. Все вообщепресвитериане "признают право частного суждения о всех предметах,относящихся к религии". Культ П. очень прост. Храмы не имеют ни баптистерия, ни изображенияраспятия, ни алтарей, ни свеч, ни икон, ни органов; проповедническаякафедра имеет вид эстрады, с несколькими седалищами; священнодействующиепасторы надевают во время службы особую одежду. П. отменило литургию вцелом ее составе; не прочитываются даже ни десятословие, ни символ веры,ни молитва Господня. Все молитвы, которые произносятся в собраниях (ивыслушиваются то стоя, то сидя или коленопреклоненно), суть импровизациипастора. Поются псалмы, переложенные в четверостишия, и несколько стиховиз других библейских книг. В некоторых общинах допускается пение гимнов,сочиненных самими пресвитерианами (hymnes humains), с аккомпанементоминструментальной музыки. Проповедь, которая чаще читается, чемпроизносится, обыкновенно бывает догматического или экзегетическогохарактера. Воскресенье соблюдается строго, но других праздников несуществует. Причащение совершается через большие промежутки времени; емупредшествует испытание причащающегося в знании религиозного учения имногочисленные приготовительные церковные службы; приобщаются сидя задлинными столами. Браки благословляются в домах супругов. Погребальныйобряд ограничивается прочтением молитвы над умершим на дому, безоблачения в богослужебные одежды; на могиле молитв не бывает. Дисциплинанравов и христианская жизнь между пресвитерианами, особенно вшотландской П. церкви, по общему отзыву, стоит высоко. Они хорошо знаютБиблию, преданы своей церкви, любят свое духовенство, много делают длямиссионерства. В 1876 г. несколько П. общин в Сев. Америке (около 30)образовали "всеобщий П. союз" (Alliance universelle), раз в три годасобирающий "всеобщий П. собор" (General Presbyterian Council), накоторый съезжаются в значительном числе и представители пресвитерианстваиз Европы. Число пресвитериан в Европе и в Северной Америке неизвестнодаже приблизительно, но очень велико. В то время, как одни (Bost, в"Dictionnaire d histoire ecclesiastique") насчитывают их до 7 милл.,другие (епископ Иоанн, бывший русский епископ в Америке) определяетчисло П. всех подразделений в 52 милл. душ. См. Edm. Scherer, "Esquissed'une theorie de l'Eglise Chretienne" (П., 1845); Bacumer, "DiePresbyterialverfassung in ihrer Begrundung" (1823); Nippe, "DiePresbyterialverfassung und deren Einfuhrung in der D.-Evang. Kirche"(Б., 1847); Miller u. Lorimer, "Gesch. und Wesen derPresbyterialverfassung" (Галле, 1849); L. Richter, "Geschichte d.Kirchenverfassung" (Лпц., 1851); D. King, "An Exposition and Defence ofthe Presbyterian Form of Church. Government" (Эдинб.; 1853); Heppe, "DiePresbyterial-Synodalverfassung der evangel. Kirche in Nord deulschland"(Изерлон, 1868); Hodge, "Constit. History of the Presbyterians"(Филадельфия, 1839); Gillet, "History of the Presb. in America"(Филадельфия, 1857); "History of. the division of the Presb. in the U.S." (Нью-Йорк, 1852); "Presbyterian Reunion" (Нью-Йорк, 1871); Crisman,"Origines and doctrines of the Cumberland Presbyt. Church" (Сен-Луи,1877); "Report of Proceedings of the First General Presbiterian Concil"(Эдинбург, 1877); "Из истории религиозных сект в Америке" ("Чтения вОбществе Любителей Духовного Просвещения", 1877 - 1878). Н. Б - в.

Пресвитерианство

Пресвитерианство - так называлось то из направлений реформации XVIв., которое выдвигало на первый план вопросы церковного у строй ства инастаивало на возвращении к первоначальному строю христианской церкви,признавая лишь сан пресвитера, избираемого народом, и отрицая епископ ат,как позднейшее искажение ; оно требовало также участия в церковномуправлении светских лиц - "старейшин" (по выбору или кооптации),отделения церковного управления от государственного и федеративногоустройства церкви в пределах национальной территории. Первые следыпресвитерианского устройства можно найти у вальденцев Пьемонта и учешских братьев XV в. Аналогичное устройство пытался ввести в эпохуреформации (1527) Ламберт Авиньонский в Гессене: в ежегодномтерриториальном синоде должны были участвовать светские делегаты.Теоретическую формулировку пресвитерианского строя на историческойоснове дал Кальвин , в своем "Наставлении к христианской вере". Здесь различаются церковные должности докторов, пресвитеров или министров,светских старейшин (aneiens или surveillans) и дьяконов . Церковныеордонансы 1541 г., установившие в Женеве церковный суд или консисторию,лишь отчасти осуществили программу Кальвина, так как допустиливерховенство в церковных делах городского магистрата. На стоя щаяпресвитерианская организация на большой территории возникает, в половинеXVI в., в Шотландии, Франции, Бельгии и Голландии. Под давлениемпреследований французские кальвинистские общины , уже имевшие местныеконсистории, были созваны в 1559 г., в Париже, на первый национальный синод. На этом и последующих синодах конца XVI в. были выработанысистема дисциплины внутри отдельных церквей и иерархическое устройство,соединявшее церковные общины сетью представительных собраний. Самоймелкой единицей являлся приходский совет , состоявший из священников истарейшин; затем следовал коллоквий (или консистория ), составленный изделегатов от приходских советов округа , далее- провинциальный синод, изпредставителей консисторий, и, наконец , общий или национальный синод;каждая следующая ступень служила апелляционной инстанцией для низшей.Эпоха наибольшего развития и деятельности этого строя относится ко времени его официального признания нантским эдиктом. Во Франции П.держалось в XVI и XVII вв. в своем наи более чистом виде, так как оно было лишь терпимой церковь ю и светская власть не вмешивалась в его жизнь . В Голландии пресвитерианское устройство было установлено синодомв Эмдене 1571 г., постановления которого были дополнены в Дордрехте в1618 г. Здесь церковь имела мало самостоятельности, в виду постоянноговмешательства правительственной власти; светские делегаты общин вцерковном управлении постепенно почти исчезают. Под влияниемнидерландских и валлонских церквей П. переходит и в Германию. Синод вВезеле 1568 г. устанавливает пресвитерианский строй для многихприрейнских округов. Некоторые черты его ( советы старейшин) появляются врейнском Пфальце и в Нассау . В германских княжествах П. существенновидоизменяется церковным верховенством местных государей, присвоившихсебе епископскую власть. Но и в германских церквах, даже в лютеранстве,постепенно намечается движение к полному отделению церковного авторитетаи управления от государственного; таковы были стремления Шпенера в концеXVII в., Шлейермахера - в начале XIX в. Движение это усиливается в XIXв., с установлением парламентского строя и вероисповедной униинемецко-протестантских церквей. В Швейцарии движение к так наз."свободной церкви" получило особенный толчок с 1848 г. Всюдуустанавливаются приходские советы и синоды церковных представителей.Таким образом, в XIX в. евангелические церкви приближаются кпресвитерианству. П. лишь в теории требовало избрания священников истарейшин всею общиной: на практике обыкновенно применялась кооптация состороны самого церковного совета. П., в качестве аристократическогостроя, отличается от системы непосредственного управления общиной.Вместе с тем П. выступает против самостоятельности отдельных общин и,устанавливая иерархию церковных советов, настаивает на подчинениицерквей общей национальной или территориальной организации. Р. В. Символ ическими книгами П. служат так наз. "Вестминстерскоеисповедание" и катехизисы "большой" и "малый" ( русский перевод их см. в"Чтениях Моск . Обш. Любит. Дух. Просвещ.", 1877 - 1878 гг). Однако , двезначительных по своей численности партии уклонились от этихсимволических книг: так называемые NonSubscribing Presbyterians Англии иИрландии, слившиеся с унитарианами, и пресвитерианская церковьКумберланда (в Соединенных Штатах Америки), которая силитсяскомбинировать пресвитерианство с методизмом; "изложение веры" этойпоследней более арминианское, чем кальвинистское. "Шотландскаясоединенная пресвитерианская церковь" - главная из пресвитерианскихцерквей в Европе - особой догматической декларацией заявила, чтоостается неизменно верной Вестминстерскому исповеданию. Все вообщепресвитериане "признают право частного суждения о всех предметах,относящихся к религии". Культ П. очень прост . Храмы не имеют ни баптистерия, ни изображенияраспятия, ни алтарей, ни свеч, ни икон, ни органов; проповедническаякафедра имеет вид эстрады, с несколькими седалищами; священнодействующиепасторы надевают во время службы особую одежду. П. отменило литургию вцелом ее составе; не прочитываются даже ни десятословие, ни символ веры,ни молитва Господня. Все молитвы , которые произносятся в собраниях (ивыслушиваются то стоя, то сидя или коленопреклоненно), суть импровизациипастора. Поются псалмы , переложенные в четверостишия, и несколько стиховиз других библейских книг. В некоторых общинах допускается пение гимнов,сочиненных самими пресвитерианами (hymnes humains), с аккомпанементоминструментальной музыки. Проповедь , которая чаще читается, чемпроизносится, обыкновенно бывает догматического или экзегетическогохарактера. Воскресенье соблюдается строго , но других праздников несуществует. Причащение совершается через большие промежутки времени; емупредшествует испытание причащающегося в знании религиозного учения и много численные приготовительные церковные службы; приобщаются сидя задлинными столами. Браки благословляются в домах супругов. Погребальныйобряд ограничивается прочтением молитвы над умершим на дому, безоблачения в богослужебные одежды; на могиле молитв не бывает. Дисциплинанравов и христианская жизнь между пресвитерианами, особенно вшотландской П. церкви, по общему отзыву, стоит высоко . Они хорошо знаютБиблию, преданы своей церкви, любят свое духовенство , много делают длямиссионерства. В 1876 г. несколько П. общин в Сев. Америке ( около 30)образовали "всеобщий П. союз" (Alliance universelle), раз в три годасобирающий "всеобщий П. собор" (General Presbyterian Council), накоторый съезжаются в значительном числе и представители пресвитерианстваиз Европы. Число пресвитериан в Европе и в Северной Америке неизвестнодаже приблизительно , но очень велико. В то время, как одни (Bost, в"Dictionnaire d histoire ecclesiastique") насчитывают их до 7 милл.,другие (епископ Иоанн , бывший русский епископ в Америке) определяетчисло П. всех подразделений в 52 милл. душ. См. Edm. Scherer, "Esquissed'une theorie de l'Eglise Chretienne" (П., 1845); Bacumer, "DiePresbyterialverfassung in ihrer Begrundung" (1823); Nippe, "DiePresbyterialverfassung und deren Einfuhrung in der D.-Evang. Kirche"(Б., 1847); Miller u. Lorimer, "Gesch. und Wesen derPresbyterialverfassung" ( Галле , 1849); L. Richter, "Geschichte d.Kirchenverfassung" (Лпц., 1851); D. King, "An Exposition and Defence ofthe Presbyterian Form of Church. Government" (Эдинб.; 1853); Heppe, "DiePresbyterial-Synodalverfassung der evangel. Kirche in Nord deulschland"(Изерлон, 1868); Hodge, "Constit. History of the Presbyterians"(Филадельфия, 1839); Gillet, "History of the Presb. in America"(Филадельфия, 1857); "History of. the division of the Presb. in the U.S." ( Нью-Йорк , 1852); "Presbyterian Reunion" (Нью-Йорк, 1871); Crisman,"Origines and doctrines of the Cumberland Presbyt. Church" (Сен-Луи,1877); "Report of Proceedings of the First General Presbiterian Concil"(Эдинбург, 1877); "Из истории религиозных сект в Америке" ("Чтения вОбществе Любителей Духовного Просвещения", 1877 - 1878). Н. Б - в.

Значение слова Пресвитерианство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Притча - Притча (литер.) небольшой рассказ аллегорический по форме ...
  • Пристли - Пристли (Joseph Priestley) знаменитый английский химик, философ ...
  • Природа - Природа (jusiV, natura) понимается в трех главных ...
  • Принцип - Принцип (метаф.) или начало (principium, arch) то, ...
  • Примат - Примат в католической церкви так обозначается высшее ...
  • Прилагательное - Прилагательное имя (грамм.) обозначает, что признак, выражаемыйкорнем ...
  • Привычки - Привычки (у человека) повторяющиеся действия, не составляющие ...
  • Представительство - Представительство (в гражданском праве) имеет своей цельюзаместительство ...
  • Предлог - Предлог (грамм.) неизменяемая частица, служащая для более ...
  • Прая - Прая или ПортоП. (Praia) гл. гор. Ова ...
  • Праздник - Праздник П. Господня существовал уже в IV в., ...
  • Правоспособность - Правоспособность способность приобретать права или, как выражаютсяюристы, ...
  • Праведники - Праведники или праведные на. церковном языке название ...
  • Почти - Почти у всех имеется желчный пузырь. Нередко снабжены ...
  • Лихтер - Лихтер палубное, трехмачтовое, плоскодонное судно для разгрузки ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари