Что такое Пракситель? Значение слова Пракситель в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Пракситель -

Пракситель (Praxiteles) - древнегреческий скульптор, главныйпредставитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сынваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Егопроизведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохиПерикла, полных спокойствия и величия, отличались характеромчувственности и, как большая часть скульптур того времени, былиисполнены из мрамора - материала, более пригодного для задачновоаттической школы, чем бронза и слоновая кость. П. был художник ввысшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитываютдо пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных посодержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная П. длягорода Книда; предание гласит, что натурщицею для неё служила художникузнаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуяпредставляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом,страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятиеоб этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображенииего на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правоюрукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало навазу. стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдскойАфродиты ближе всего передает фигуру и позу богини - Афродитамюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ееоригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдскойАфродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлениюизображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью,почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувствомогло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленныеэроты, нимфы, фавны и сатиры; изображая последних, П. удалился отдревней традиции, представлявшей их в виде полуживотных. Например, его"Фавн", насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея,вовсе не походил на получеловека полукозла , каким изображало егодревнее искусство; у П. это - грациозный, мечтательный юноша, с нежнымии мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна покопии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая АполлонаСавроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегосястрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего временидошло несомненно оригинальное произведение П. - знаменитый Гермес. Этастатуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г, прираскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказалсясильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенецДионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всемтом, это произведение дает весьма ясное представление о стилегениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасногоюноши, без обычных его атрибутов - крылатой шапки и жезла. Гермес стоит,облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив налевую, обвитую плащом, руку - малютку Диониса, он манит его каким-топредметом, который держал в другой руке - по всей вероятности, кистьювинограда. В техническом отношении, статуя эта - верх совершенства;такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкойтрактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведенийгреческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следуеттакже признать женскую головку, находящуюся в собрании лордаЛиконфильда, в Петворте, в Англии. А. А. С.

Пракситель

Пракситель (Praxiteles) - древнегреческий скульптор , главныйпредставитель новоаттической школы пластики , по всей вероятности сынваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол . до Р. Хр. Егопроизведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохиПерикла, полных спокойствия и величия, отличались характеромчувственности и, как большая часть скульптур того времени , былиисполнены из мрамора - материала, более пригодного для задачновоаттической школы, чем бронза и с лоно вая кость . П. был художник ввысшей степени плодовитый и разнообразный . Античные писатели насчитываютдо пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных посодержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита , изваянная П. длягорода Книда; предание гласит, что натурщицею для неё служила художникузнаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом,страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятиеоб этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображенииего на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правоюрукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало навазу. стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдскойАфродиты ближе всего передает фигуру и позу богини - Афродитамюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ееоригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдскойАфродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская,александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлениюизображать нежное юношеское тело , одухотворенное любовною страстью,почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувствомогло быть выдвинуто на первый план . Так, ему принадлежат многочисленныеэроты, нимфы , фавны и сатиры ; изображая последних, П. удалился отдревней традиции , представлявшей их в виде полуживотных. Например , его"Фавн", насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея,вовсе не походил на получеловека полукозла , каким изображало егодревнее искусство ; у П. это - грациозный , мечтательный юноша , с нежнымии мягкими формами, прелестный , идеально красивый . Далее , известна покопии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая АполлонаСавроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегосястрелою в ящерицу, ползущую по ствол у дерева. Наконец , до нашего временидошло несомненно оригинальное произведение П. - знаменитый Гермес . Этастатуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г, прираскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказалсясильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенецДионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки . При всемтом, это произведение дает весьма ясное представление о стилегениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасногоюноши, без обычных его атрибутов - крылатой шапки и жезла. Гермес стоит,облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль ; посадив налевую, обвитую плащом, руку - малютку Диониса, он манит его каким-топредметом, который держал в другой руке - по всей вероятности, кистьювинограда. В техническом отношении, статуя эта - верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела , такой тонкойтрактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведенийгреческой пластики. Возможно, что оригинальным произведением П. следуеттакже признать женскую головку, находящуюся в собрании лордаЛиконфильда, в Петворте, в Англии. А. А. С.

Значение слова Пракситель в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Преюдициальность - Преюдициальность. Уголовному суду часто приходится разрешатьразличные юридические вопросы, ...
  • Преторианцы - Преторианцы лейбгвардия римских цезарей, развившаяся из отборногоотряда ...
  • Престол - Престол главная принадлежность алтаря христианского храма. В ...
  • Пресс - Пресс П. называют механизмы, посредством которых можно ...
  • Пресвитерианство - Пресвитерианство так называлось то из направлений реформации ...
  • Прерогатива - Прерогатива (от лат. centuria praerogativa цeнтуpия, имевшая ...
  • Прерафаэлиты - Прерафаэлиты группа английских художников и поэтов, образовавшаясяв ...
  • Потир - Потир (pothr) греческое название чаши, из которой ...
  • Потемкин - Потемкин (кн. Григорий Александрович, ок. 1739 91) ...
  • Посты - Посты православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.К ...
  • Постулат - Постулат (от лат. postulare требовать) термин, ...
  • Постигать - Постигать я стал, о Муза, Что с тобой ...
  • Посол - Посол (ambassadeur) дипломатический агент 1го ранга. Полный ...
  • Послушники - Послушники (и послушницы) в русских монастырях лица, ...
  • Воронцов - Воронцов, Михаил Семенович светлейший князь, генералфельдмаршал;родился в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари