Что такое Порнография? Значение слова Порнография в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Порнография -

Порнография - по греч. описание проституции. Сообразно с этим первыелитературные произведения, восстававшие против развития проституции,назывались П. Такова, напр., книга Ретиф де ла Бретонна, озаглавленная:"Le Pornographe ou Idees d'un honnete homme sur un projet de reglementpour les prostituees" etc. Л., 1769). Когда(1836) появилосьобстоятельное исследование знаменитого врача Паран Дюшателе по тому жепредмету, то оно уже никем не рассматривалось как П., а было признано ввысокой степени поучительным и полезным. Изменение понятий онепристойности сочинения, сообразно его цели, повело в тому, чтонаименование П. стало приурочиваться к таким лишь произведениямлитературы, появление которых не могло иметь иной цели, кроме"возбуждения любопытства к скабрезности". Приняв подобное определениезначения П" позднейшая литературная критика имела основание причислять кэтому роду литературы целый ряд сочинений, начиная с древнейших. В этомсмысле можно отнести к П. некоторые места комедий Аристофана, а также,отчасти, произведения Лукиана и "Пасторали" Лонгуса ("Дафнис и Хлоя"). Влитературе латинской тем же характером отличались эпиграммы Катулла иМарциала и особенно "Сатирикон" Петрония. Во Франции в XVI в. и ранеебыли в ходу побасенки и сказки содержания порнографического, из которыхпоэты того времени, как и позднейшего, заимствовали сюжеты, а прозаики,как напр. Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэль", вводили из них влитературный язык даже подлинные простонародные названиянепристойностей. Далее П. встречается в сочинениях Бероальда де Бервиля,Ренье и Лафонтена, умевшего, впрочем, прикрывать наготу картинпоэтической грацией. Когда развращение нравов достигло во Франции ХVIIIв. крайнего предела, то уже не чувствовалось надобности в такомприкрытии, и эротизм выразился в формах самой откровенной П. Этот родлитературы не встречал никакого протеста со стороны общественного вкусаво весь период времени начиная с появления "Орлеанской девственницы"Вольтера до выхода в свет известного произведения Парни: "Война богов"(1799). Кроме поименованных сочинений, имевших, помимо порнографическогоих направления, неоспоримые литературные достоинства, в европейскойписьменности, особенно во французской, нередко приобретали известностьпроизведения, в которых, даже при крайней снисходительности кнравственной распущенности, нельзя было найти иной цели, кромеэксплуатации извращенного вкуса читателей. Из таких изданий особенногромкую известность получили "Рагnasse Satyrique" (1622) - сборникТеофиля Вио, подвергшегося за него преследованию, и латинская книга,изданная во Франции в 1680 г., под заглавием: "Aloisiae Sigeae Toletanaesatira sotadica de arcanis amoris; Aloisia hispanice scripsit,latinitale donavit J. Mearsius". Впоследствии оказалось, что ниголландский ученый Mepcуc, ни испанская писательница Алоизия. Сигеа былини при чем в этом издании, приписываемом адвокату Шорье, обвинениекоторого, впрочем, может быть столь же незаслуженно, как подозрение,павшее на Дидро в авторстве книги: "Философ Тереза". К тому же родулитературных произведений должна быть причислена "Ода Пpиaпy" Пирона.Болезненно-порнографическим характером отличались все литературныеизделия маркиза де Сада: "Жюстина или беда от добродетели" (изд. вГолландии в 1791 г.), "Философия в будуаре" (1792) и "Жюльета илиблаженство порока" (1798), служащая продолжением "Жюстины". Не взирая набдительный правительственный надзор, скабрёзные произведения все-такираспространялись во множестве, принося барыш издателям. Еще в недавнеевремя в Брюсселе существовало несколько фирм, специально посвятившихсебя перепечатыванию порнографических сочинений. Особенною известностьюпользовался сборник: "Nouveau Parnasse Satyrique", в котором, на ряду снемногими талантливыми пьесами, встречался громадный подбор грубобесстыдных произведений, лишенных всякого литературного достоинства.Издание это было воспрещено во Франции в 1866 г., по настоянию министранародного просвещения Дюрюи. В последнюю четверть века приисключительном господстве во Франции романа натуралистической, школыобласть половой любви часто трактовалась с такими подробностями, которыеграничат бесспорно с П. Не только второстепенные романисты, как напр.Адольф Бело, Катул Мендес, Марсель Прево, Арман Сильвестр и др., но дажетакие корифеи, как Золя и Мопассан нередко злоупотребляли гибкостьюфранцузской. речи, дозволявшей авторам безнаказанно переступать границы,определяемые непосредственным чувством изящного. Французская критика, влице лучших своих представителей, не раз указывала на эту отрицательнуюсторону беллетристики, объясняя ее главным образом постыднойзависимостью писателей от издательского стремления эксплуатироватьобщественную эротоманию. Подобные же расчеты ежедневно позорят известнуючасть периодической печати, которая не гнушается наполнять целыегазетные листы рисунками и статьями откровенно порнографическогосодержания, В последнее же время в Париже основалось, подпредседательством сенатора Беранже, целое общество (Ligue de la moralitepablique), в программу деятельности которого входит, между прочим,ограждение публики от эксплуататоров безнравственных вожделений. Противосуществления идей этой лиги ведется ожесточенная борьба частьюпарижской прессы, не гнушающейся успехом, приобретаемым при помощи П.Закон, имеющий целью усилить наказания за деяния, направленные квозбуждению эротизма и публичному оскорблению стыдливости, не смотря навсе старания Беранже, до сих пор еще не прошел в парламенте. Относительно борьбы против П. практика новейшего времениостановилась, повидимому, на убеждении в невозможности противодействияП. посредством усиления строгости предупредительных и карательных мер.Меры эти во Франции применяются лишь по отношению к одному из видовэксплуатации эротических инстинктов масс, а именно по отношению кпубличным зрелищам. Но и этого рода преследования отличаются крайнейснисходительностью. В русской литературе П не получила значительного развития. В XVIIIвеке известностью пользовались порнографические произведения Баркова,распространявшиеся в рукописях. Шаловливые стихотворения писали Пушкин,Лермонтов, Полежаев и др. Собрания порнографических стихотворений нарусском языке издавались много раз за границей (Лонгиновым и др.). П. в изящных искусствах. Художники древней Эллады нередко избиралисюжетами для живописи и скульптуры сцены, по нашим понятиямнепристойные. У древних народов нагота составляла не только излюбленнуюформу пластического искусства, но самый эротизм служил предметом культа.Греческая теология допускала не только в частные жилища, но и в храмыизображения таких рискованных сюжетов, которые даже в исполнениивеличайших талантов не могли не возбуждать чисто животные инстинкты взрителе. В Афинах был даже особенный храм, посвященный "Олицетворениюбесстыдства" (Anaideia), украшенный чтимыми эмблемами "приапическихгениев" и Афродиты. В честь этих божеств происходили ортофаллическиепеснопения и пляска, сопровождавшаяся непристойными телодвижениями. ВесьОлимп представлял собой обширное поле, в котором необузданная фантазияхудожников находила неистощимое обилие сюжетов для искусства,увлекшегося целями П. Вакхические оргии, любовные похождения Венеры иЮпитера служили нескончаемой темой греческого искусства. Еврипидупоминает (в "Ипполите") о знаменитом порнографическом изображенииУлисса с Цирцеей. Такого же характера произведения Аристида, Никофана,Павзания. Но всех их, по свидетельству Плиния, превзошел в этом смыслеПарразий. Если у греков, как народа проникнутого стремлением к изящному,пристрастие к П. объяснялось увлечением красивой формой, которую ониценили по крайней мере наравне с сюжетом, то о римлянах этого сказатьнельзя. На оргиях Гелиогабала употреблялись кубки с высеченными на нихизображениями непристойностей. Обычай этот, впрочем, существовал ранее(in poculis libidines caelare juvat ac per obscaenitates bibere, говоритПлиний). вкус к произведениям искусства, возбуждающим сладострастие,охватил все римское общество, не исключая и наиболее просвещенных людейэпохи. По словам Светония, спальня Горация была изукрашенасоблазнительными картинами во вкусе откровений Афродиты. В числеобличителей такого извращения вкуса были поэты Овидий и Проперций, несмотря на то, что сами они в своих сочинениях далеко не представлялисьсдержанными по части непристойностей. Св. Климент Александрийский громилримлян своего времени за обычай украшать свои жилища картинами в роде"Венеры в объятиях Марса", "Леды, пойманной Юпитером", голых нимф,пьяных сатиров и т. д. В развалинах Геркулана и Помпеи сохранилосьбесчисленное множество образчиков П. Не только специальные домаразврата, но и частные жилища были украшены живописью самоговозмутительного содержания. Неаполитанский музей содержит в себе большуюколлекцию этого рода археологических предметов, перечисленных в"Catalogo del museo nazionale di Napoli" ("Raccolta pornographica"). Всредние века, под влиянием христианства, П. исчезает из частных жилищ,но встречается еще на капителях и портиках некоторых церквей, в смыслеотрицательных примеров, долженствующих возбудить отвращение к пороку. Вэпоху Возрождения порнографическая нагота снова нашла применение вживописи и скульптуре. Таланты итальянских художников сумели, однако, доизвестной степени смягчить впечатление реализма своих созданийнеподражаемою грацией. за которою как бы не ощущалась непристойностьтемы. Рафаэль Санцио, напр., оставался великим и. чистым даже в наиболеереальных из своих произведений ("Рождение Венеры", "Венера и Амур","Раненая Венера", "Венера извлекающая из ноги занозу", "Венера и Адонис"и т. д.). Из итальянских художников эпохи Возрождения, особенноувлекшихся П., наиболее известны Пьетро Либери и Агостино Карраччи,эстампы которых сохранились в весьма небольшом числе. К тому же родуискусства принадлежат гравюры Джакопо Каральо - серия снимков с картины"Любовные похождения богов", принадлежащей, как полагают, кисти Пьеринодель Вага. С картин подобного содержания существует много других гравюр,сделанных в XVI столетии художниками немецкими и голландскими(Альтдорфер, Альдегревер, Израэль Ван Мекенен, Франц. Врун, Теодор Бри ипроч.). Голландская живопись считает в своей среде несколько художников,рисовавших сцены порнографического характера. Между ними особенноизвестны Стен (Jan Steen), Франц. Миерис и Виллем Миерис (вФлорентийской и Дрезденской галереях). Наиболее характерная из картинСтена "Оргия", представляющая собою яркую сатиру на общественные нравы,находится в амстердамском музее Ван дер Гоопа. В XVIII в. П. невозбранноовладевает искусством во Франции; единственной преградой краспространению ее крайностей в эту эпоху был значительно развитыйизящный вкус общества. Из многочисленных произведений Ватто, Буше,Бодуэна немало таких, которые могут быть прямо отнесены к П. (см. "L'Artdu XVIII siecle" брат. Гонкур). Даже знаменитый обаятельною грациейГрёз, не был чужд подчинению вкусам своих современников. Гораздо ярчепорнографический элемент выразился в произведениях Фрагонара, ногромадный талант и соблюдение известных границ, налагаемых чувствомизящного, спасают репутацию художника в этом смысле. Современноефранцузское искусство, в сравнении с искусством прошлого века, менеегрешит порнографией; не смотря на снисходительность в этом отношениицензуры второй империи, во французском искусств новейшего времени незамечалось уже прежнего загромождения области изящного непристойнымипроизведениями. Художественная и литературная критика сильно восставалапротив преобладания эротизма в искусстве, приравниваемого ею к П.

Порнография

Порнография - по греч. описание проституции. Сообразно с этим первыелитературные произведения, восстававшие против развития проституции,назывались П. Такова, напр., книга Ретиф де ла Бретонна, озаглавленная:"Le Pornographe ou Idees d'un honnete homme sur un projet de reglementpour les prostituees" etc. Л., 1769). Когда (1836) появилосьобстоятельное исследование знамени того врача Паран Дюшателе по тому жепредмету, то оно уже никем не рассматривалось как П., а было признано ввысокой степени поучительным и полезным. Изменение понятий онепристойности сочинения, сообразно его цели, повело в тому, чтонаименование П. стало приурочиваться к таким лишь произведениямлитературы, появление которых не могло иметь иной цели, кроме"возбуждения любопытства к скабрезности". Приняв подобное определениезначения П" позднейшая литературная критика имела о снова ние причислять к этом у роду литературы целый ряд сочинений, начиная с древнейших. В этомсмысле можно отнести к П. некоторые места комедий Аристофана, а также,отчасти, произведения Лукиана и "Пасторали" Лонгуса ("Дафнис и Хлоя"). Влитературе латинской тем же характером отличались эпиграммы Катулла иМарциала и особенно "Сатирикон" Петрония. Во Франц ии в XVI в. и ранеебыли в ходу побасенки и сказки содержания порнографического, из которыхпоэты того времени , как и позднейшего, заимствовали сюжеты, а прозаики,как напр. Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэль", вводили из них влитературный язык даже подлинные простонародные названиянепристойностей. Далее П. встречается в сочинениях Бероальда де Бервиля,Ренье и Лафонтена, умевшего, впрочем , прикрывать наготу картинпоэтической грацией. Когда развращение нравов достигло во Франции ХVIIIв. край него предела, то уже не чувствовалось надобности в такомприкрытии, и эротизм выразился в формах самой откровенно й П. Этот родлитературы не встречал никакого протеста со стороны общественного вкус аво весь период времени начиная с появления "Орлеанской девственницы"Вольтера до выхода в свет известного произведения Парни : "Война богов"(1799). Кроме поименованных сочинений, имевших, помимо порнографическогоих направления, неоспоримые литературные достоинства, в европейскойписьменности, особенно во французской, нередко приобретали известность произведения, в которых, даже при крайней снисходительности кнравственной распущенности, нельзя было найти иной цели, кромеэксплуатации извращенного вкуса читателей. Из таких изданий особенногромкую известность получили "Рагnasse Satyrique" (1622) - сборник Теофиля Вио, подвергшегося за него преследованию, и латинская книга,изданная во Франции в 1680 г., под заглавием: "Aloisiae Sigeae Toletanaesatira sotadica de arcanis amoris; Aloisia hispanice scripsit,latinitale donavit J. Mearsius". Впоследствии оказалось, что ниголландский ученый Mepcуc, ни испанская писательница Алоизия. Сигеа былини при чем в этом издании, приписываемом адвокату Шорье , обвинениекоторого, впрочем, может быть столь же незаслуженно, как подозрение,павшее на Дидро в авторстве книги : "Философ Тереза". К тому же родулитературных произведений должна быть причислена "Ода Пpиaпy" Пирона.Болезненно-порнографическим характером отличались все литературныеизделия маркиза де Сада : "Жюстина или беда от добродетели" (изд. вГолландии в 1791 г.), "Философия в будуаре" (1792) и "Жюльета илиблаженство порока" (1798), служащая продолжением "Жюстины". Не взирая набдительный правительственный надзор , скабрёзные произведения все-такираспространялись во множестве, принося барыш издателям. Еще в недавнее время в Брюсселе существовало несколько фирм, специально посвятившихсебя перепечатыванию порнографических сочинений. Особенно ю известностьюпользовался сборник: "Nouveau Parnasse Satyrique", в котором, на ряду снем ноги ми талантливыми пьесами, встречался громадный подбор грубобесстыдных произведений, лишенных всякого литературного достоинства.Издание это было воспрещено во Франции в 1866 г., по настоянию министранародного просвещения Дюрюи. В последнюю четверть века приисключительном господстве во Франции романа натуралистической, школыобласть половой любви часто трактовалась с такими подробностями, которыеграничат бесспорно с П. Не только второстепенные романисты, как напр.Адольф Бело, Катул Мендес , Марсель Прево , Арман Сильвестр и др., но дажетакие корифеи , как Золя и Мопассан нередко злоупотребляли гибкостьюфранцузской. речи , дозволявшей авторам безнаказанно переступать границы,определяемые непосредственным чувством изящного. Французская критика, влице лучших своих представителей, не раз указывала на эту отрицательнуюсторону беллетристики, объясняя ее главным образом постыднойзависимостью писателей от издательского стремления эксплуатироватьобщественную эротоманию. Подобные же расчеты ежедневно позорят известнуючасть периодической печати, которая не гнушается наполнять целыегазетные листы рисунками и статьями откровенно порнографическогосодержания, В последнее же время в Париже основалось, подпредседательством сенатора Беранже , целое общество (Ligue de la moralitepablique), в программу деятельности которого входит, между прочим,ограждение публики от эксплуататоров безнравственных вожделений. Против осуществления идей этой лиги ведется ожесточенная борьба частьюпарижской прессы, не гнушающейся успехом, приобретаемым при помощи П.Закон, имеющий целью усилить наказания за деяния , направленные квозбуждению эротизма и публичному оскорблению стыдливости, не смотря навсе старания Беранже, до сих пор еще не прошел в парламенте. Относительно борьбы против П. практика новейшего времениостановилась, повидимому , на убеждении в невозможности противодействияП. посредством усиления строгости предупредительных и карательных мер.Меры эти во Франции применяются лишь по отношению к одному из видовэксплуатации эротических инстинктов масс , а именно по отношению кпубличным зрелищам. Но и этого рода преследования отличаются крайней снисходительность ю. В русской литературе П не получила значительно го развития. В XVIIIвеке известностью пользовались порнографические произведения Баркова,распространявшиеся в рукописях. Шаловливые стихотворения писали Пушкин,Лермонтов, Поле жаев и др. Собрания порнографических стихотворений нарусском языке издавались много раз за границей (Лонгиновым и др.). П. в изящных искусствах. Художники древней Эллады нередко избиралисюжетами для живописи и скульптуры сцены, по нашим понятиямнепристойные. У древних народов нагота составляла не только излюбленнуюформу пластического искусства, но самый эротизм служил предметом культа. Греч еская теология допускала не только в частные жилища , но и в храм ыизображения таких рискованных сюжетов, которые даже в исполнениивеличайших талантов не могли не возбуждать чисто животные инстинкты взрителе. В Афинах был даже особенный храм, посвященный "Олицетворениюбесстыдства" (Anaideia), украшенный чтимыми эмблемами "приапическихгениев" и Афродиты. В честь этих божеств происходили ортофаллическиепеснопения и пляска , сопровождавшаяся непристойными телодвижениями. Весь Олимп представлял собой обширное поле, в котором необузданная фантазияхудожников находила неистощимое обилие сюжетов для искусства,увлекшегося целями П. Вакхические оргии , любовные похождения Венеры иЮпитера служили нескончаемой темой греческого искусства. Еврипидупоминает (в "Ипполите") о знаменитом порнографическом изображенииУлисса с Цирцеей. Такого же характера произведения Аристида, Никофана,Павзания. Но всех их, по свидетельству Плиния, превзошел в этом смыслеПарразий. Если у греков , как народа проникнутого стремлением к изящному,пристрастие к П. объяснялось увлечением красивой формой, которую ониценили по крайней мере наравне с сюжетом, то о римлянах этого сказатьнельзя. На оргиях Гелиогабала употреблялись кубки с высеченными на нихизображениями непристойностей. Обычай этот, впрочем, существовал ранее(in poculis libidines caelare juvat ac per obscaenitates bibere, говоритПлиний). вкус к произведениям искусства, возбуждающим сладострастие,охватил все римское общество, не исключая и наиболее просвещенных людейэпохи. По словам Свет ония, спальня Горация была изукрашенасоблазнительными картинами во вкусе откровений Афродиты. В числеобличителей такого извращения вкуса были поэты Овидий и Проперций , несмотря на то, что сами они в своих сочинениях далеко не представлялисьсдержанными по части непристойностей. Св. Климент Александрийский громилримлян своего времени за обычай украшать свои жилища картинами в роде"Венеры в объятиях Марса", "Леды, пойманной Юпитером", голых нимф,пьяных сатиров и т. д. В развалинах Геркулана и Помпеи сохранилосьбесчисленное множество образчиков П. Не только специальные домаразврата, но и частные жилища были украшены живопись ю самоговозмутительного содержания. Неаполитанский музей содержит в себе большуюколлекцию этого рода археологических предметов, перечисленных в"Catalogo del museo nazionale di Napoli" ("Raccolta pornographica"). Всредние века, под влиянием христианства, П. исчезает из частных жилищ,но встречается еще на капителях и портиках некоторых церквей, в смыслеотрицательных примеров , долженствующих возбудить отвращение к пороку. Вэпоху Возрождения порнографическая нагота снова нашла применение вживописи и скульптуре. Талант ы итальянских художников сумели, однако , доизвестной степени смягчить впечатление реализма своих созданийнеподражаемою грацией. за которою как бы не ощущалась непристойностьтемы. Рафаэль Санцио, напр., оставался великим и. чистым даже в наиболеереальных из своих произведений ("Рождение Венеры", "Венера и Амур","Раненая Венера", "Венера извлекающая из ноги занозу", "Венера и Адонис"и т. д.). Из итальянских художников эпохи Возрождения, особенноувлекшихся П., наиболее известны Пьетро Либери и Агостино Карраччи,эстампы которых сохранились в весьма небольшом числе. К тому же родуискусства принадлежат гравюры Джакопо Каральо - серия снимков с картины"Любовные похождения богов", принадлежащей, как полагают, кисти Пьеринодель Вага . С картин подобного содержания существует много других гравюр,сделанных в XVI столетии художниками немецкими и голландскими(Альтдорфер, Альдегревер, Израэль Ван Мекенен, Франц. Врун , Теодор Бри ипроч.). Голландская живопись считает в своей среде несколько художников,рисовавших сцены порнографического характера. Между ними особенноизвестны Стен (Jan Steen), Франц. Миерис и Виллем Миерис (вФлорентийской и Дрезденской галереях). Наиболее характерная из картинСтена "Оргия", представляющая собою яркую сатиру на общественные нравы,находится в амстердамском музее Ван дер Гоопа. В XVIII в. П. невозбранноовладевает искусство м во Франции; единственной преградой краспространению ее крайностей в эту эпоху был значительно развитыйизящный вкус общества . Из многочисленных произведений Ватто , Буше,Бодуэна немало таких, которые могут быть прямо отнесены к П. (см. "L'Artdu XVIII siecle" брат . Гонкур ). Даже знаменитый обаятельною грациейГрёз, не был чужд подчинению вкусам своих современников. Гораздо ярчепорнографический элемент выразился в произведениях Фрагонара, ногромадный талант и соблюдение известных границ, налагаемых чувствомизящного, спасают репутацию художника в этом смысле. Современноефранцузское искусство, в сравнении с искусством прошлого века, менеегрешит порнографией; не смотря на снисходительность в этом отношениицензуры второй империи, во французском искусств новейшего времени незамечалось уже прежнего загромождения области изящного непристойнымипроизведениями. Художественная и литературная критика сильно восставалапротив преобладания эротизма в искусстве, приравниваемого ею к П.

Значение слова Порнография в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Потемкин - Потемкин (кн. Григорий Александрович, ок. 1739 91) ...
  • Посты - Посты православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.К ...
  • Постулат - Постулат (от лат. postulare требовать) термин, ...
  • Постигать - Постигать я стал, о Муза, Что с тобой ...
  • Посол - Посол (ambassadeur) дипломатический агент 1го ранга. Полный ...
  • Послушники - Послушники (и послушницы) в русских монастырях лица, ...
  • Послание - Послание (epitre, Epistel) литературная форма, почти вышедшая ...
  • Помпадур - Помпадур (маркиза де Pompadour, Жанна Антуанетта Пуассон) ...
  • Помилование - Помилование в уголовном праве рассматривается как одно ...
  • Померанцевые - Померанцевые (Аurаntiaceae) Семейство растений, считающееся теперьподсемейством сем. ...
  • Поляне - Поляне (Поли) название славянского племени, поселившегося, в ...
  • Пользование - Пользование (usus), как особое право, отличное от пользовладения,состоит ...
  • Полутон - Полутон ближайшее расстояние двух звуков, наименьший интервал,между ...
  • Полуобезьяны - Полуобезьяны или лемуры в широком смысле (Prosimiae) ...
  • Самшит - Самшит (Buxus scmpervirens L.), благодаря необычайной твердости иплотности ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари