Что такое Плутовской? Значение слова Плутовской в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Плутовской -

Плутовской роман - ведет свое начало из Испании, где в 1553 г. (вБургосе) вышел в свет роман Мендозы: "Жизнь Лазарильо из Тормес, и егоудачи и неудачи", имевший громадный успех и переведенный на другиеевропейские языки; один из английских переводов выдержал 20 изданий. ВИспании произведение Мендозы вызвало целую серию подражаний, из которыхсамым замечательным является роман Матео Алемана: "Guzman de Alfarache"(1599 - 1605), в течении шести лет выдержавший 26 изданий и переведенныйна языки французский, английский, итальянский, голландский и др.; эторассказ о судьбе человека, который последовательно служит мальчишкою накухне, исполняет обязанности уличного посыльного, делается солдатом,нищенствует, поступает в пажи к кардиналу, становится игроком, служитвременно у французского посланника, несколько раз обворовываетдоверившихся ему людей, женится из-за денег, делается богатым купцом,потом разоряется, готовится к духовному званию, опять совершаетпреступление, но благодаря случайности, получает полное прощение ивыходит сухим из воды. роман написан очень живо, личность главного герояобрисована яркими красками, и вместе с тем перед нами раскрываетсянеобыкновенно интересная, в бытовом отношении, картина испанской жизнитого времени. Из др. образчиков испанского П. романа выдаются "PicaraJustina" доминиканского монаха Андрес Перес де Леона (1605), гдеописание плутовских проделок героини (в значительной степени навеянноеГусманом) соединено с нравоучениями от автора, "La vida del granTacano", Кеведо (1627), и особенно "Marcos de Obregon" Висенте Эспинеля(1618) - один из лучших романов в плутовском жанре. У "Лазарильо" и начужеземной почве явилось многочисленное литературное потомство; воФранции, напр., тип пройдохи, человека на все руки, всеми средствамипрокладывающего себе дорогу и встречающего на своем пути массуприключений, изображен в романе Сореля "Histoire comique de Francion"(1622), носящем явные следы испанского влияния. К тому же "gustopicaresco" восходит по прямой линии генеалогия знаменитого романа Лесажа"Жиль-Блаз", на который повлияли и "Лазарильо", и "Guzman de Alfarache "(Лесаж даже перевел это произведение по-французски), и "Marcos deObregon". Лесаж не был, однако, рабским подражателем; он внес втрадиционный П. роман много своего, несколько по другому обрисовалличность главного picaro - Жиль-Блаза, и в испанскую обстановку искусноввел изображение французской действительности. В Германии наиболее яркимобразом П. романа может быть назван "Simplicissimus" Гриммельсгаузена .Традиции gusto picaresco продолжали жить и в других европейскихлитературах, даже до новейшего времени; до известной степени к потомству"Лазарильо" и "Гусмана" принадлежат, напр., иные романы Фильдинга иСмоллета; "российский Жиль-Блаз" Нарежного и др. В русской словесностиXVII в. есть одно произведение, весьма похожее на западноевропейский П.роман; это "Повесть о Фроле Скобееве" - прекрасный образчик бытовогожанра, ярко отражающий русскую жизнь того времени; главный герой,плутоватый новгородский дворянин, ловко обманывающий всех, в том числе исвоего будущего тестя, Ордына-Нащекина - такой же "picaro", как идействующие лица испанских романов. - историколитературное значение П.романа состоит в том, что он открыл дорогу чисто реальному роману;излагая приключения своих героев, изображая попутно разнообразнейшиеобщественные слои и черты нравов, он приучал к воспроизведениюлитературою неприкрашенной действительности. Со временем плутовскойэлемент отступил на второй план, потом вышел из моды, изображениеворовских притонов, игорных домов и т. п. перестало интересовать публику- но традиции реализма, противопоставленные Плутовским романом всемуманерному и искусственному, продолжали жить в области повествовательноготворчества. - Ср. Стороженко, "Генезис реального романа" ("СеверныйВестник", 1891). Русский перевод "Лазарильо из Тормес", появившийсясначала в "Северном Вестнике", издан теперь отдельною книгою (СП б.1897). Ю. Веселовский. Плутократия (от ploutoV - богатство и crtia -власть;, иначе аргюрокраия, от arguroV - серебро) - формагосударственного управления, при которой власть принадлежит богатомуклассу, термин этот, употребительный в древности, в настоящее времяупотребляется редко, исключительно в смысле осуждения. Всего правильнееможно было бы применить его к государствам; в которых господствуетвысокий имущественный ценз (Италия, Бельгия до 1893 г., отчасти Англияпосле 1832 г. до двух последних парламентских реформ), но чаще онупотребляется по отношению к государствам, где богатые классы, не имеяформальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользуютсяпреобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни(Соед. Штаты). Понятие, родственное П. - денежная олигархия. В. В - в, Плутон (Ploutwn, лат. Pluto == богатый) - бог подземногоцарства и смерти, носивший у греков также имя Аида (AidhV, 'AidwneuV ==невидимый или делающий невидимыми, т. е. уничтожающий людей). Пообычному греческому сказанию, П. - брат Зевса и Посейдона. При дележевселенной между братьями, после сообща всеми богами одержанной победынад титанами и гигантами, Плутону досталось в удел подземное царство ивласть над тенями умерших. Супругою П. является Персефона, вместе с нимпочитаемая и призываемая. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самоеимя которого боялись произносить, заменяя его различнымиэвфемистическими эпитетами - между прочим и названием П., вошедшим вупотребление начиная с V в. и окончательно вытеснившим первоначальноеимя, еще исключительно употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою именипроизошла и перемена самого представления о П., значительно смягчившаяего безотрадное и неумолимое существо. Вероятно под влиянием елевзинскихмистерий, ему стали приписываться качества бога плодородия, в связи смистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как быпогребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни вколосе) с загробною судьбою человека. Миф П., как бога нежеланного,страшного, не богат подробностями. Гомер, называющий его также ЗевсомПодземным, знает П. исключительно в качестве бога смерти и представляетего лично стерегущим врата своего царства. (pularthV). Здесь сразился сним Геракл, когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербера;Геракл ранил П. в плечо, бог должен был покинуть свое царство иотправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону (Ил. V, 395сл.). В другой раз покинул П. преисподнюю для похищения Персефоны. Мифэтот - уже после гомеровского происхождения и локализировался вразличных местах древнего мира, особенно в Елевзине и Сицилии. Наконец,П. упоминается еще в сказаниях об Орфее, сходившем в ад за своею женоюЭвредикой и тронувшем своими песнями жестокие сердца П. и Персефоны. Вразличных сказаниях упоминается еще волшебная шапка П. (kuneh - собств.род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевавшего ееневидимым (ср. "Шапку невидимку" наших и немецких сказок). Ее надеваетПерсей, убивая Медузу, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не бытьузнанною последним (Ил. V, 844 сл.); в гигантомахии она покрывает головуГермеса. Культ П. встречался в Греции не часто. Собственно емупосвященный храм известен лишь один, в Элиде. Во всех других случаяхкульт П. соединен с культом других хтонических божеств, при чем П.является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшногобога смерти. Места почитания П. локализировались обыкновенно близглубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело"входы в подземное царство". В жертву П. приносился обыкновенно черныйскот. Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, вобщем подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось уримлян сравнительно поздно; по крайней мере Деций Мус, обрекая себя вжертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени П. Изображения П.сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Онизображается в типе весьма близком к Зевсу, с двузубцем или жезлом вруке, иногда с рогом изобилия. У ног П. на одной статуе сидит Цербер. А. Щ.


Синонимы: мошеннический, плутовской, плутоватый, продувной, с хитрецой (с хитринкой), хитроватый, хитрый

Плутовской

Плутовской роман - ведет свое начало из Испании, где в 1553 г. (вБургосе) вышел в свет роман Мендозы: " Жизнь Лазарильо из Тормес, и егоудачи и неудачи", имевший громадный успех и переведенный на другиеевропейские языки ; один из английских перевод ов выдержал 20 изданий. ВИспании произведение Мендозы вызвало целую серию подражаний, из которыхсамым замечательным является роман Матео Алемана: "Guzman de Alfarache"(1599 - 1605), в течении шести лет выдержавший 26 изданий и переведенныйна языки французский , английский , итальянский , голландский и др.; эторассказ о судьбе человека, который после довательно служит мальчишкою накухне, исполняет обязанности у лично го посыльного, делается солдатом,нищенствует, поступает в пажи к кардиналу, становится игроком, служитвременно у французского посланника, несколько раз обворовываетдоверившихся ему людей, женится из-за денег, делается богатым купцом, потом разоряется, готовится к духовному званию, опять совершаетпреступление, но благодаря случайности, получает полное прощение ивыходит сухим из воды. роман написан очень живо , личность главного герояобрисована яркими красками, и вместе с тем перед нами раскрываетсяне обыкновенно интересная, в бытовом отношении, картина испанской жизни того времени . Из др. образчик ов испанского П. романа выдаются "PicaraJustina" доминиканского монаха Андрес Перес де Леона (1605), гдеописание плутовских проделок героини (в значительно й степени навеянноеГусманом) соединено с нравоучениями от автора, "La vida del granTacano", Кеведо (1627), и особенно "Marcos de Obregon" Висенте Эспинеля(1618) - один из лучших романов в плутовском жанре. У "Лазарильо" и начужеземной почве явилось много численное литературное потомство ; воФранции, напр., тип пройдохи, человека на все руки , всеми средствамипрокладывающего себе дорогу и встречающего на своем пути массуприключений, изображен в романе Сореля "Histoire comique de Francion"(1622), носящем явные следы испанского влияния. К тому же "gustopicaresco" восходит по прямой линии генеалогия знаменитого романа Лесаж а"Жиль-Блаз", на который повлияли и "Лазарильо", и "Guzman de Alfarache "(Лесаж даже перевел это произведение по-французски), и "Marcos deObregon". Лесаж не был, однако , рабским подражателем; он внес втрадиционный П. роман много своего, несколько по другому обрисовалличность главного picaro - Жиль-Блаза, и в испанскую обстановку искусноввел изображение французской действительности. В Германии наи более яркимобразом П. романа может быть назван "Simplicissimus" Гриммельсгаузена . Традиции gusto picaresco продолжали жить и в других европейскихлитературах, даже до новейшего времени; до известной степени к потомству"Лазарильо" и "Гусмана" принадлежат, напр., иные романы Фильдинга иСмоллета; "российский Жиль-Блаз" Нарежного и др. В русской словесностиXVII в. есть одно произведение, весьма похожее на западноевропейский П.роман; это "Повесть о Фроле Скобееве" - прекрасный образчик бытовогожанра, ярко отражающий русскую жизнь того времени; главный герой,плутоватый новгородский дворянин , ловко обманывающий всех, в том числе исвоего будущего тестя, Ордына-Нащекина - такой же "picaro", как идействующие лица испанских романов. - историколитературное значение П.романа состоит в том, что он открыл дорогу чисто реальному роману;излагая приключения своих героев, изображая попутно разнообразнейшиеобщественные слои и черты нравов, он приучал к воспроизведениюлитературою неприкрашенной действительности. Со временем плутовскойэлемент отступил на второй план , потом вышел из моды, изображениеворовских притонов, игорных домов и т. п. перестало интересовать публику- но традиции реализма, против опоставленные Плутовским романом всемуманерному и искусственному, продолжали жить в области повествовательноготворчества. - Ср. Стороженко , "Генезис реального романа" ("СеверныйВестник", 1891). Русский перевод "Лазарильо из Тормес", появившийсясначала в "Северном Вестнике", издан теперь отдельною книгою (СП б.1897). Ю. Веселовский . Плутократия (от ploutoV - богатство и crtia - власть ;, иначе аргюрокраия, от arguroV - серебро ) - формагосударственного управления, при которой власть принадлежит богатомуклассу, термин этот , употребительный в древности, в настоящее времяупотребляется редко, исключительно в смысле осуждения. Всего правильнееможно было бы пр имени ть его к государствам; в которых господствуетвысокий имущественный ценз ( Италия , Бельгия до 1893 г., отчасти Англияпосле 1832 г. до двух последних парламентских реформ), но чаще онупотребляется по отношению к государствам, где богатые классы , не имеяформальных преимуществ, гарантированных законом, фактически пользуютсяпреобладающим влиянием на выборы и вообще на ход государственной жизни(Соед. Штаты ). Понятие , родственное П. - денежная олигархия . В. В - в, Плутон (Ploutwn, лат. Pluto == богатый ) - бог подземногоцарства и смерти, носивший у греков также имя Аида (AidhV, 'AidwneuV ==невидимый или делающий невидимыми, т. е. уничтожающий людей). Пообычному греческому сказанию, П. - брат Зевса и Посейдона. При дележевселенной между братьями, после сообща всеми богами одержанной победынад титанами и гигантами, Плутону досталось в удел подземное царство ивласть над тенями умерших. Супругою П. является Персефона , вместе с нимпочитаемая и призываемая. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самоеимя которого боялись произносить , заменяя его различнымиэвфемистическими эпитетами - между прочим и название м П., вошедшим вупотребление начиная с V в. и окончательно вытеснившим первоначальноеимя, еще исключительно употреблявшееся Гомер ом. Вместе с переменою именипроизошла и перемена самого представления о П., значительно смягчившаяего безотрадное и неумолимое существо . Вероятно под влиянием елевзинскихмистерий, ему стали приписываться качества бога плодородия, в связи смистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как быпогребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни вколосе) с загробною судьбою человека. Миф П., как бога нежеланного,страшного, не богат подробностями. Гомер, называющий его также ЗевсомПодземным, знает П. исключительно в качестве бога смерти и представляетего лично стерегущим врата своего царства. (pularthV). Здесь сразился сним Геракл , когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербер а;Геракл ранил П. в плечо , бог должен был покинуть свое царство иотправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону (Ил. V, 395сл.). В другой раз покинул П. преисподнюю для похищения Персефоны. Мифэтот - уже после гомеровского происхождения и локализировался вразличных местах древнего мира , особенно в Елевзине и Сицилии. Наконец,П. упоминается еще в сказаниях об Орфее, сходившем в ад за своею женоюЭвредикой и тронувшем своими песнями жестокие сердца П. и Персефоны. Вразличных сказаниях упоминается еще волшебная шапка П. (kuneh - собств.род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевавшего ееневидимым (ср. "Шапку невидимку" наших и немецких сказок). Ее надеваетПерсей, убивая Медузу, Афина , помогая Диомеду против Арея, чтобы не бытьузнанною последним (Ил. V, 844 сл.); в гигантомахии она покрывает головуГермеса. Культ П. встречался в Греции не часто . Собственно емупосвященный храм известен лишь один, в Элиде. Во всех других случаяхкульт П. соединен с культом других хтонических божеств, при чем П.является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшногобога смерти. Места почитания П. локализировались обыкновенно близглубоких пещер , расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело"входы в подземное царство". В жертву П. приносился обыкновенно черныйскот. Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, вобщем подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось уримлян сравнительно поздно ; по крайней мере Деций Мус, обрекая себя вжертву подземным богам, не произносит, у Ливия , имени П. Изображения П.сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Онизображается в типе весьма близком к Зевсу, с двузубцем или жезлом вруке, иногда с рогом изобилия. У ног П. на одной статуе сидит Цербер. А. Щ.

Значение слова Плутовской в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пожарский - Пожарский (кн. Дмитрий Михайлович, 1678 ок. 1641) ...
  • Подснежник - Подснежник название весьма разнообразных растений, вообще тех,которые ...
  • Подражание - Подражание литературное произведение (почти всегда стихотворение), написанное ...
  • Подорожник - Подорожник (Plantago L.) родовое название растений из ...
  • Подобие - Подобие (в геометрии, Similitude). Два треугольника подобны ...
  • Поддубень - Поддубень (иначе подмолочник, Agaricus {Lactarius} volemus Fr.) съедобный ...
  • Подагра - Подагра (мед., arthritis uralica s. uirica, Podagra) ...
  • Плебеи - Плебеи, плебс (Plebs, plebes, от pleo "наполняю", ...
  • Плаун - Плаун (Lycopodium L.) родовое название растений из ...
  • Пластуны - Пластуны (от слова "пласт", лежать пластом) название, ...
  • Пластические - Пластические операции так называются хирургические операции,имеющие целью ...
  • Планктон - Планктон. Пелагическое животное и растительное население данногоморского ...
  • Пиявки - Пиявки (Hirudinei) отряд класса кольчатых червей. Тело ...
  • Пищеварение - Пищеварение (digestio) строго говоря, должно было бы ...
  • Береза - Береза (BetulaL.) дерево из сем. березовых (Betulaceae ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари