Что такое Песталоцци? Значение слова Песталоцци в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Песталоцци -

Песталоцци (Иоганн Генрих Pestalozzi, 1746 - 1827) - знаменитыйпедагог, родом из Цюриха, сын глазного врача. Рано лишившись отца, онбыл окружен в детстве заботами матери. В школе он считался неспособнымучеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступив вуниверситет, он имел в виду богословское поприще; но вскоре он начинаетдумать о нуждах народа, о средствах к их устранению и, чтобы быть ближек народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становитсяагрономом. Чтение "Эмиля" Руссо подействовало на П. с особенною силою;человек замечательно мягкого характера, до болезненности отзывчивый клюдскому горю, П. волновался и горячился на каждом шагу. Покинувуниверситет, он приобрел небольшое имение, Нейгоф. Здесь ему хотелосьввести некоторые преобразования в земледелии и познакомить с нимиокрестных крестьян. Вследствие полной неспособности П. заниматьсяхозяйством, попытка его не дала никаких результатов и привела только П.к крайне стесненному материальному положению. В это время он пришел кмысли, что больше всего в помощи нуждаются крестьянские дети, остающиесябез вся кого призора и воспитания. При некоторой поддержке местных общини добрых людей П. собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженнопосвятил все свои силы и материальные средства, приучая их летом кполевым работам, а зимою к ремеслу. Это начинание также постигланеудача. Родители стали уводить своих детей, как только те получалиприличную одежду, или же забирали себе деньги, которые были заработаныдетьми. П. вынужден был закрыть школу, тем более, что у него не хваталосредств на ее содержание. Небольшое сочинение его: "Досуги отшельника"(1780), написанное в виде афоризмов, встречено было не без сочувствия;П. высказывает здесь все основные взгляды, которые он только развивалвпоследствии. Большой успех имело сочинение его: "Лингард и Гертруда,книга для народа" (1781). Это рассказ о том, как в одной деревушкеполучила влияние простая, но толковая женщина, умеющая воспитывать своихдетей, и убедившая односельчан завести у себя школу. От неопределенных ипылких мечтаний П. переходит здесь к суровым вопросам жизни: "заткнутьдыру, из которой текут народные бедствия", можно только в том случае,если уровень народного образования будет поднят - но так как у народанет ни средств, ни сил для устройства громадного числа школ, тообразование, по убеждению П., прежде всего следует отдать в рукиматерей. Для облегчения матерям их задачи необходимо дать имруководство, которое и было написано П. Под старость П. пришлосьвернуться к своей прежней деятельности. Швейцарское правительство, всреде которого были люди, расположенные к П., предоставило ему зданиямонастыря урсулинок в Станце, полуразрушенные во время войны. Здесь П.вновь собрал детей, бродивших после войны без пристанища. Не имеяпомощников, П. должен был сам справляться с толпою около сотни детей,усвоивших себе не совсем хорошие привычки. П. был в одно и тоже времяначальником заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой.Тем не менее сердечность и душевная привлекательность П. превозмогли всетрудности; старшие дети вскоре стали помогать П. Занятия П. былипрерваны совершенно случайно: французским войскам понадобилисьмонастырские здания под госпиталь, и П., силы которого в это время былинадорваны, вынужден был закрыть школу. Несколько времени спустя, приболее благоприятных обстоятельствах, ему удается открыть школу вБургдорфе, а затем перенести ее о Ивердон, где известность П. достигаетапогея. В Бургдорф и Ивердон являлись разные лица, чтобы воочиюубедиться в целесообразности приемов П. Имп. Александр I такжеинтересовался делом П., виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво.Последние годы жизни П. принесли ему однако, много огорчений: помощникиего в Ивердоне перессорились, Песталоцци должен был покинуть основанноеим заведение и вскоре умер в своем Нейгофе. Это был народник в лучшемзначении слова. Последовательнее всего П. изложил свои педагогическиевзгляды в книге: "Как Гертруда учит своих детей". Основою воспитаниядолжна быть природа человека. В психической жизни человека П. подмечаетпять "физико-механических" законов: закон постепенности ипоследовательности, закон связности, закон совместных ощущений, законпричинности и закон психической самобытности. Эти законы должны бытьприменены к воспитанию и обучению - а им удовлетворяет тольконаглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений ипредставлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки,то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешнихорганов чувств в приобретения и усвоении знаний. Усвоение знанийобнаруживает в человеке троякого рода способность: способность получитьобраз, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массыобразов и способность дать ему определенный значок. Поэтому основойвсякого усвоения, а следовательно и обучения, надо считать форму, числои слово, знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилосьв форму, ясно различается от других знаний и получило название. На этихрассуждениях П. строит последовательную методику элементарногопреподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимостизаниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикою. П.дает очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципенаглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счету иписьму, как они изложены у П., стали в настоящее время достоянием всякойздравой педагогики. Подобно другим педагогам, простое накопление знанийП. считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципунаглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки, и сноровки приобреталисьтем же путем, как и знания - путем наглядности. Собрание сочинений П.вышло еще при его жизни (Тюбинген и Штуттг., 1819 - 26); новое изданиепринадлежит Зейфарту (Берл., 1869 и сл.), который написал и одну излучших биографий П. (Лпц., 1876). По-русски избранные педагогическиесочинения П. выходят в "Педагогической Библиотеке", издаваемой гг.Тихомировым и Адольфом (М., 1893 и сл.). "Исповедь" П. переведена К.Воскресенским (Рига, 1893). См. ст. К. Тимофеева в"Журн. Мин. Нар.Просв." (ч. 110 и 111); А. Попов, в "Правосл. Обозрении" (1897, ноябрь идекабрь). В биографии, составленной для серии г. Павленкова г. Я.Абрамовыми (СПб., 1893), П. нашел крайне одностороннюю оценку. Я. К.

Песталоцци

Песталоцци (Иоганн Генрих Pestalozzi, 1746 - 1827) - знаменитыйпедагог, родом из Цюриха, сын глазного врача. Рано лишившись отца , онбыл окружен в детстве заботами матери . В школе он считался неспособнымучеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступив вуниверситет, он имел в виду богословское поприще ; но вскоре он начинаетдумать о нуждах на рода , о средствах к их устранению и, чтобы быть ближек народу, готовится сначала к юридическому поприщу, а затем становитсяагрономом. Чтение "Эмиля" Руссо подействовало на П. с особенною силою;человек замечательно мяг кого характера, до болезненности отзывчивый клюдскому горю, П. волновался и горячился на каждом шагу. Покинувуниверситет, он приобрел небольшое имение , Нейгоф. Здесь ему хотелосьв вести некоторые преобразования в земледелии и познакомить с нимиокрестных крестьян. Вследствие полной неспособности П. заниматьсяхозяйством, попытка его не дала никаких результатов и привела только П.к крайне стесненному материальному положению. В это время он пришел кмысли, что больше всего в помощи нуждаются крестьянские дети , остающиесябез вся кого призора и воспитания. При некоторой поддержке местных общини добрых людей П. собрал у себя до 50 детей, которым самоотверженнопосвятил все свои силы и материальные средства, приучая их летом кполевым работам, а зимою к ремеслу. Это начинание также постигланеудача. Родители стали уводить своих детей, как только те получалиприличную одежду, или же забирали себе деньги , которые были заработаныдетьми. П. вынужден был закрыть школу, тем более , что у него не хваталосредств на ее содержание . Небольшое сочинение его: "Досуги отшельника"(1780), написанное в виде афоризмов, встречено было не без сочувствия;П. высказывает здесь все основные взгляды , которые он только развивалвпоследствии. Большой успех имело сочинение его: "Лингард и Гертруда ,книга для народа" (1781). Это рассказ о том, как в одно й деревушкеполучила влияние простая, но толковая женщина , умеющая воспитывать своихдетей, и убедившая односельчан завести у себя школу. От неопределенных ипылких мечтаний П. переходит здесь к суровым вопросам жизни: "заткнутьдыру, из которой текут народные бедствия", можно только в том случае,если уровень народного образования будет поднят - но так как у народанет ни средств, ни сил для устройства громадного числа школ, тообразование, по убеждению П., прежде всего следует от дать в рукиматерей. Для облегчения матерям их задачи необходимо дать имруководство, которое и было написано П. Под старость П. пришлосьвернуться к своей прежней деятельности. Швейцарское правительство , всреде которого были люди , расположенные к П., предоставило ему здания монастыря урсулинок в Станце, полуразрушенные во время войны . Здесь П.вновь собрал детей, бродивших после войны без пристанища. Не имеяпомощников, П. должен был сам справляться с толпою около сотни детей,усвоивших себе не совсем хорошие привычки . П. был в одно и тоже времяначальником заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой.Тем не менее сердечность и душевная привлекательность П. превозмогли всетрудности; старшие дети вскоре стали помогать П. Занятия П. былипрерваны совершенно случайно : французским войскам по надо билисьмонастырские здания под госпиталь , и П., силы которого в это время былинадорваны, вынужден был закрыть школу. Несколько времени спустя , приболее благоприятных обстоятельствах, ему удается открыть школу вБургдорфе, а затем перенести ее о Ивердон, где известность П. достигаетапогея. В Бургдорф и Ивердон являлись разные лица , чтобы воочиюубедиться в целесообразности приемов П. Имп. Александр I такжеинтересовался делом П., виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво. После дние годы жизни П. принесли ему однако , много огорчений: помощникиего в Ивердоне перессорились, Песталоцци должен был покинуть основанноеим заведение и вскоре умер в своем Нейгофе. Это был народник в лучшемзначении слова. Последовательнее всего П. изложил свои педагогическиевзгляды в книге: "Как Гертруда учит своих детей". Основою воспитаниядолжна быть природа человека. В психической жизни человека П. подмечаетпять "физико-механических" закон ов: закон постепенности ипо следовательно сти, закон связности, закон совместных ощущений, законпричинности и закон психической самобытности. Эти законы должны бытьприменены к воспитанию и обучению - а им удовлетворяет тольконаглядность, так как в душевной жизни человека из ощущений ипредставлений развиваются понятия. Если понятия не имеют этой подкладки,то они пусты и бесполезны. Наглядность достигается участием всех внешнихорганов чувств в приобретения и усвоении знаний. Усвоение знанийобнаруживает в человеке троякого рода способность : способность получитьобраз, соответствующий ощущению, способность выделить его из целой массыобразов и способность дать ему определенный значок . Поэтому основойвсякого усвоения, а следовательно и обучения, надо считать форму, числои слово , знание только тогда можно считать усвоенным, когда оно отлилосьв форму, ясно различается от других знаний и получило название . На этих рассуждениях П. строит последовательную методику элементарногопреподавания. Обучение слову, форме и числу приводит к необходимостизаниматься родным языком, чистописанием, рисованием и арифметикою. П.дает очень обстоятельную методику этих предметов, основанную на принципенаглядности. Основные методические приемы обучения грамоте, счету иписьму, как они изложены у П., стали в настоящее время достоянием всякойздравой педагогики. Подобно другим педагогам, простое накопление знанийП. считает вредным: знание должно вести к действию. Верный принципунаглядности, Песталоцци желает, чтобы и навыки , и сноровки приобреталисьтем же путем , как и знания - путем наглядности. Собрание сочинений П.вышло еще при его жизни ( Тюбинген и Штуттг., 1819 - 26); новое изданиепринадлежит Зейфарту (Берл., 1869 и сл.), который написал и одну излучших биографий П. (Лпц., 1876). По-русски избранные педагогическиесочинения П. выходят в "Педагогической Библиотеке", издаваемой гг.Тихомировым и Адольфом (М., 1893 и сл.). "Исповедь" П. переведена К.Воскресенским ( Рига , 1893). См. ст. К. Тимофеева в"Журн. Мин. Нар.Просв." (ч. 110 и 111); А. Попов , в "Правосл. Обозрении" (1897, ноябрь идекабрь). В биографии, составленной для серии г. Павленкова г. Я.Абрамовыми (СПб., 1893), П. нашел крайне одностороннюю оценку. Я. К.

Значение слова Песталоцци в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пигменты - Пигменты (техн.). П. называются различного рода красящие ...
  • Пианино - Пианино струнный клавишный инструмент, род фортепьяно в ...
  • Петуния - Петуния (Petunia Juss.) род растений из семейства ...
  • Петропавловск - Петропавловск окружный город Приморской обл., на полуостровеКамчатке, ...
  • Петрозаводской - Петрозаводской уезд в западной части Олонецкой губ. ...
  • Петрография - Петрография (литология, петрология, учение о горных породах) ...
  • Петрашевцы - Петрашевцы. В истории новейшей русской литературы так ...
  • Перселл - Перселл (Генрих Purcell) один из первых английских ...
  • Перпендикуляр - Перпендикуляр, восстановленный из какой либо точки прямой линии ...
  • Перлюстрация - Перлюстрация (или, как писали в прошлом столетии, nepeлюcтpaция) ...
  • Перифраза - Перифраза (perijrasiV; circumlocutio) риторическая фигура,состоящая в том, ...
  • Перитонит - Перитонит или воспаление брюшины бывает острый или хронический,ограниченный ...
  • Периметр - Периметр полная длина какойлибо замкнутой кривой линии. ...
  • Переяславский - Переяславский уезд в западной части губернии; занимает ...
  • Диабет - Диабет мочеизнурение, расстройство, выражающееся обильнымвыделением мочи. Моча ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари