Что такое Пастораль? Значение слова Пастораль в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Пастораль -

Пастораль I. Пастораль или пастушеская поэзия - так наз. особый видпоэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки. Древнейшимобразчиком П. считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в IIIв. до Р. Хр. Пасторальная тенденция, т. е, желание противопоставитьшумную и суетную жизнь больших городов простой и близкой: к природежизни пастухов, пробивается однако, у Феокрита довольно слабо; онизображает своих героев людьми грубыми и необразованными, а жизнь их -исполненной лишений и далеко не завидной. Феокриту подражали греческиепоэты александрийской эпохи Бион и Мосх и римский поэт Виргилий, эклогикоторого проникнуты не только пасторальной, но и политическойтенденцией: главной их целью было прославление Августа. К I в. по Р. Хр,относится новелла греческого софиста и философа Дюна Хризостома. Хотя вэтой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем неменее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает,что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее кближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллыДиона был написан знаменитый пастушеский любовный роман "Дафнис и Хлоя",приписываемый греческому писателю IV в. по Р. Хр. Лонгу. Древнейшийпамятник пасторальной поэзии на Западе Европы - "Амето", Боккаччио(1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный -нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. - сливается здесьс элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте ипревратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение испиритуалистический восторг. Хотя в Амето описывается быть пастухов иохотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной,городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке"Аркадии" Саннацаро (1541). Автор откровенно высказывает ее впредисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тенизеленых листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сестры,сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечновыше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т.д. Саннацаро ведет рассказ от своего имени и повествует, как, гонимыйнесчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашел, на вершине горыПартения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи,упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а попраздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этихразвлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговорыпастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простомубыту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платьепастухов дилетантами пастушеской жизни. Не смотря на это, "Аркадия"имела громадный успех, выдержала в Италии, в продолжение XVI в, около 60изданий и была переведена на многие европейские языки. Ее очень хорошознал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии. В Италии влияние Аркадииособенно заметно в двух драматических пасторалях: "Aminta", ТоркватоТассо (1583 г.) и "Pastor Fido", Гварини (1590 г.); в Испании "Аркадия"послужила образцом самому популярному пастушескому роману - "Диане"Монтемайора. Под влиянием "Аркадии" и "Дианы" с одной стороны ирыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою "Аркадию" (1580)Сидней. Его поэма сделалась любимой книгой мечтательных душ, искавших вней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти невыпускал из рук книги Сиднея и любил читать своим приближеннымпоэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которойнапоминали ему его собственные. "Аркадия" Сиднея была родоначальницейпастушеского романа в Англии и вдохновила собой пастушеские романы Гринаи Лоджа, послужившие источником для Шекспира; из ее заимствовал Шекспирэпизод о Глостере и его сыновьях в "Короле Лире". Одному месту в"Аркадии", заключающему себе характеристику завистливого человека,подражал Ричард Стиль в своем известном эпизоде о "Зависти"; несчастьяПамелы и самое ее имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман"Памела". В 1610 г. вышел в свет вдохновленный "Дианой" Монтемайоралучший из французских пастушеских романов - "Астрея", Оноре д'Юрфе.Успех этого романа был колоссальный: в пастухах и пастушках "Астреи"узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. Когда в 1616г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья, слава автора шла всеcrescendo. Имя главного героя "Астреи", Селадона, сделалосьнарицательным именем нежного и послушного любовника. Некоторыевосторженные поклонники "Астреи" доходили до того, что нарочноотправлялись в Форез - место действия романа - и доставляли себенаслаждение прочесть его среди той самой обстановки, которая вдохновлялаавтора. Слава "Астреи" не ограничивалась одной Францией: в 1624 г.д'Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами ипринцессами, которые приняли имена героев и героинь "Астреи", устроилина манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников ипросили автора принять в этой академию имя Селадона, так как никто изних не чувствовал себя достойным носить его. В XVII в. пастушеский романво Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым, а пасторальищет себе убежища в драме. В XVIII в. пастушеский род поэзии падает вовсей Европе; за исключением идиллий "Цюрихского Феокрита", Гесснера,нашедших свой отголосок во Франции, и некоторых стихотворений АндрэШенье нет ничего в этом роде, что можно было бы поставить вышепосредственности. В XIX в., когда поэзия, помимо художественности, сталаставить себе широкие общественные задачи, пастораль не только выходит измоды, но и совершенно прекращает свое существование. Литератора. Fontenelle, "Discours sur la nature de l'Eglogue" (П.,l688); Villemain, "Tableau de la Littеrature аu XVIII Siecle";Saint-Mare Girardin, "Cours de la Litterature Dramatique" (LeconXLII-LIV); Rohde, "Der Griechische Roman" (Лпц., 1876); Кирпичников,"Греческий роман в новой литературе" (Харьков. 1876); Dunlop, "Historyof prose Fiction" (новое изд. Вильсона, Л., 1888); Гаспари, "Историяитальянской литературы" (рус. перев., т. 2-й. М., 1887); Тикнор,"История испанской литературы" (рус. перевод, т. I и II); Windisclield,"Die Englische Hirtendichtung von 1579-1625" (Гейдельберг, 1895). Н. Стороженко. II. Пастораль (pastorale франц. и итал., пастушеский, сельский) - вмузыке так называются сочинения мирного, идиллического характера. Сюдаотносятся, напр.: а) пасторальная музыка - небольшая пьескапреимущественно в 6/8, 9/8; b) пастушеская веселая песня (pastorello);с) танец, похожий на musette или siciliano, но только в более медленномтемпе; d) небольшая опера, пантомима или балет, где главнымидействующими лицами являются пастухи или пастушки; наконец, е) симфония,в которой изображается сельская жизнь, природа, напр. шестая(пасторальная) симфония Бетховена.

Пастораль

Пастораль I. Пастораль или пастушеская поэзия - так наз. особый видпоэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки . Древнейшимобразчиком П. считаются идиллии греческого поэт а Феокрита, жившего в IIIв. до Р. Хр. Пасторальная тенденция , т. е, желание противо поставить шумную и суетную жизнь больших городов простой и близкой: к природежизни пастухов , пробивается однако , у Феокрита довольно слабо; онизображает своих героев людьми грубыми и необразованными, а жизнь их -исполненной лишений и далеко не завидной. Феокриту подражали греческиепоэты александрийской эпохи Бион и Мосх и римский поэт Виргилий, эклогикоторого проникнуты не только пасторальной, но и политическойтенденцией: главной их целью было прославление Августа . К I в. по Р. Хр,относится новелла греческого софиста и философа Дюна Хризостома. Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем неменее пасторальная тенденция выступает весьма ярко . Автор показывает,что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее кближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влияние м новеллыДиона был написан знаменитый пастушеский любовный роман "Дафнис и Хлоя",приписываемый греческому писателю IV в. по Р. Хр. Лонгу. Древнейшийпамятник пасторальной поэзии на Западе Европы - "Амето", Боккаччио(1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный -нимфы, дриады , поэтические состязания пастухов и т. п. - сливается здесьс элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте ипревратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение испиритуалистический восторг . Хотя в Амето описывается быть пастухов иохотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной,городской. Наоборот , пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке"Аркадии" Саннацаро (1541). Автор откровенно высказывает ее впредисловии, уверяя читателей, что лесные птицы , щебечущие в тенизеленых листьев , более пленяют наш слух , чем их городские сестры,сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечновыше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т.д. Саннацаро ведет рассказ от своего имени и повествует, как, гонимыйнесчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашел , на вершине горыПартения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи,упражнялись в стрельбе из лука , в метании копья, пели, танцевали, а попраздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этихразвлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговорыпастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простомубыту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платьепастухов дилетантами пастушеской жизни. Не смотря на это, "Аркадия"имела громадный успех, выдержала в Итал ии, в продолжение XVI в, около 60изданий и была переведена на многие европейские языки . Ее очень хорошознал Шекспир , заимствовавший оттуда имя Офелии. В Италии влияние Аркадииособенно заметно в двух драматических пасторалях: "Aminta", ТоркватоТассо (1583 г.) и "Pastor Fido", Гварини (1590 г.); в Испании "Аркадия"послужила образцом самому популярному пастушескому роману - "Диане"Монтемайора. Под влиянием "Аркадии" и "Дианы" с одной стороны ирыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою "Аркадию" (1580)Сидней. Его поэма сделалась любимой книгой мечтательных душ, искавших вней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти невыпускал из рук книги Сиднея и любил читать своим приближеннымпоэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, нес часть я которойнапоминали ему его собственные. "Аркадия" Сиднея была родоначальницейпастушеского романа в Англии и вдохновила собой пастушеские романы Гринаи Лоджа, послужившие источником для Шекспира; из ее заимствовал Шекспирэпизод о Глостере и его сыновьях в "Короле Лире". Одному месту в"Аркадии", заключающему себе характеристику завистливого человека,подражал Ричард Стиль в своем известном эпизоде о "Зависти"; несчастьяПамелы и самое ее имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман"Памела". В 1610 г. вышел в свет вдохновленный "Дианой" Монтемайоралучший из французских пастушеских романов - "Астрея", Оноре д'Юрфе. Успех э того романа был колоссальный : в пастухах и пастушках "Астреи"узнавало себя тогдашнее французское образованное общество . Когда в 1616г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья, слава автора шла всеcrescendo. Имя главного героя "Астреи", Селадона, сделалосьнарицательным именем нежного и послушного любовника. Некоторыевосторженные поклонники "Астреи" доходили до того, что нарочноотправлялись в Форез - место действия романа - и доставляли себенаслаждение прочесть его среди той самой обстановки, которая вдохновлялаавтора. Слава "Астреи" не ограничивалась одной Франц ией: в 1624 г.д'Юрфе получил из Германии послание , подписанное 12 немецкими принцами ипринцессами, которые приняли имена героев и героинь "Астреи", устроилина манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников ипросили автора принять в этой академию имя Селадона, так как никто изних не чувствовал себя достойным носить его. В XVII в. пастушеский романво Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым, а пасторальищет себе убежища в драме. В XVIII в. пастушеский род поэзии падает вовсей Европе; за исключением идиллий "Цюрихского Феокрита", Гесснера,нашедших свой отголосок во Франции, и некоторых стихотворений АндрэШенье нет ничего в этом роде, что можно было бы поставить вышепосредственности. В XIX в., когда поэзия, помимо художественности, сталаставить себе широкие общественные задачи , пастораль не только выходит измоды, но и совершенно прекращает свое существование . Литератора. Fontenelle, "Discours sur la nature de l'Eglogue" (П.,l688); Villemain, "Tableau de la Littеrature аu XVIII Siecle";Saint-Mare Girardin, "Cours de la Litterature Dramatique" (LeconXLII-LIV); Rohde, "Der Griechische Roman" (Лпц., 1876); Кирпичников,"Греческий роман в новой литературе" ( Харьков . 1876); Dunlop, "Historyof prose Fiction" ( новое изд. Вильсона, Л., 1888); Гаспари, "Историяитальянской литературы" (рус. перев., т. 2-й. М., 1887); Тикнор,"История испанской литературы" (рус. перевод , т. I и II); Windisclield,"Die Englische Hirtendichtung von 1579-1625" ( Гейдельберг , 1895). Н. Стороженко . II. Пастораль (pastorale франц. и итал., пастушеский, сельский ) - вмузыке так называются сочинения мирного, идиллического характера. Сюдаотносятся, напр.: а) пасторальная музыка - небольшая пьескапреимущественно в 6/8, 9/8; b) пастушеская веселая песня (pastorello);с) танец , похожий на musette или siciliano, но только в более медленномтемпе; d) небольшая опера , пантомима или балет , где главнымидействующими лицами являются пастухи или пастушки; наконец , е) симфония ,в которой изображается сельская жизнь, природа , напр. шестая(пасторальная) симфония Бетховена.

Значение слова Пастораль в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пелопоннесский - Пелопоннесский полуостров представляет гористую страну с поверхностьюв 392 ...
  • Пеллагра - Пеллагра (произведено от слова pellis кожа по ...
  • Пеларгония - Пеларгония (Pelargonium L'Her.) родовое название растении из ...
  • Пекин - Пекин или, по принятому у нас северному, ...
  • Педагогика - Педагогика (греч. paidagwgikh) наука о воспитании и ...
  • Паша - Паша (сокращ. персидск. "падишах") титул первых сановников ...
  • Пауки - Пауки (Агаnеinа) отряд в классе паукообразных. Тело ...
  • Паскевич - Паскевич (Иван Федорович), светлейший князь варшавский, графэриванский ...
  • Парша - Парша (favus, tinea favosa, teigne faveuse, Erbgrind) ...
  • Парусные - Парусные суда. Мореходные П. суда разделяются по ...
  • Партитура - Партитура (sparte, partitura, partizione, spartizione, spartito итал., Partitur ...
  • Партеногенез - Партеногенез (Parthenogenesis) так называется способ размножения унекоторых ...
  • Пародия - Пародия (от греческого слова parwdh припев, куплет) ...
  • Парниковые - Парниковые рамы. Лучшим деревом для рам считается сосновое. ...
  • Свиристель - Свиристель(Ampelis garrulus) красивая певчая птица, ростом немногоменьше ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари