Что такое Палестрина? Значение слова Палестрина в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Палестрина -

Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) - одиниз величайших композиторов церковной музыки. Настоящее имя егоДжованни-Пьерлуиджи, род. в 1514 г. в Палестрине, по которой и получилсвое прозвище. Ум. в Риме в 1594 г. и похоронен в церкви св. Петра.Очень молодым П. поступил в хор папской капеллы. Музыкальное образованиеполучил в строгой школе Гудимеля, из которой и вынес замечательнуюполифоническую технику и ясное понятие о чистоте духовного стиля игармоничности сочетания звуков. С 1551 года П. был назначен учителеммузыки в ватиканской капелле, а затем капельмейстером. При папе МаркеллеII положение П. еще более улучшилось. Перейдя на должность певчегокапеллы, П. мог посвящать большую часть времени на композиторскуюдеятельность. При папе Павле IV, П., как лицо не духовное и женатый,вследствие строгих мер нового папы, должен был покинуть папскую капеллу.Только место капельмейстера (1555) в церкви лютеранского дворца и вцеркви св. Марии Маджоре избавили его от крайней бедности, в которуювпал П., лишившись места в папской капелле. В 1560 г. П. обратил на себявсеобщее внимание своими импропериями. Их простая, красивая, гармоничнаямузыка произвела сильное впечатление и триентский собор (1543-1563),между прочим нашедший необходимым произвести некоторые реформы вцерковной музыке, обратился к П. с поручением написать пробную мессу,которая доказала бы возможность существования фигуральной музыки прицерковном богослужении, так как многоголосная музыка, вследствие разныхконрапунктических хитросплетений, наносила ущерб ясности текста имузыкальному благозвучию. П. написал три мессы, каждую на 6 голосов. Всетри отличались замечательными достоинствами: первая выдавалась строгимстилем, вторая нежностью, глубиной чувства и изяществом, третья, как поформе, так и экспрессии, представляла высшее проявление гениальности П.Она посвящена памяти папы Маркелла, бывшего покровителя П., и известнапод названием "Мессы папы Маркелла". Все эти три мессы решили участьфигуральной музыки в ее пользу. Папа Пий IV, услышав эту мессу,воскликнул: "Здесь Иоанн (т.е. Палестрина) в земном Иерусалиме дает нампредчувствие того пения, которое св. апостол Иоанн в пророческом экстазеслышал в небесном Иерусалиме". С тех пор и на долгое время сочинять встиле П. было обязательно для композиторов католической духовной музыки.Сочинения П. составляют вершину развития церковной контрапунктическоймузыки a capella, т.е. хоровой музыки без инструментальногосопровождения. Отличительная черта полифонической музыки П. заключаетсяименно в том, что автор, при всей ее сложности, смог придать ей ясность,непринужденность и выразительность и вместе с тем истинное молитвенноенастроение. К тексту П. относится с большим вниманием, заботливо (всмысле правильного произношения) подлаживая слова под музыку, что испособствовало их ясности. П. написал громадное количество произведений,из которых только самая небольшая часть (мадригалы) принадлежит светскоймузыке. Им написаны: мессы, мотеты, ламентации, гимны, офертории,магнификаты, литии, псалмы, мадригалы и проч. Среди литературы о П.самый капитальный труд принадлежит Баини:" Dellf vita e delle opere diGiov. Pierl. da Palestrina" (Рим, 1828); Кандлер, "Ueber das Leben etc."(Лпц., 1834, изд. Кизеветтером); К. фон-Винтер-фельд. "Jon. Pierl. vonPalestrina, seine Werke etc." (Бреслау, 1832); последние две биографиизаимствованы из книги Баини; Тибо, "Reinheit s. Tonkust" (II изд.,Гейдельберг, 1826); Фетис, "Gallerie des musiciens celebres" и пр. Н.С.

Палестрина

Палестрина (Giovanni-Perluigi da Раlestrina или Praenestinur) - одиниз величайших композиторов церковной музыки. Настоящее имя егоДжованни-Пьерлуиджи, род. в 1514 г. в Палестрине, по которой и получилсвое прозвище . Ум. в Риме в 1594 г. и похоронен в церкви св. Петра.Очень молодым П. поступил в хор папской капеллы. Музыка льное образованиеполучил в строгой школе Гудимеля, из которой и вынес замечательнуюполифоническую технику и ясное понятие о чистоте духовного стиля игармоничности сочетания звуков. С 1551 года П. был назначен учителеммузыки в ватиканской капелле, а затем капельмейстером. При папе МаркеллеII положение П. еще более улучшилось. Перейдя на должность певчегокапеллы, П. мог посвящать большую часть времени на композиторскуюдеятельность. При папе Павле IV, П., как лицо не духовное и женатый, вследствие строгих мер нового папы, должен был покинуть папскую капеллу. Только место капельмейстера (1555) в церкви лютеранского дворца и вцеркви св. Марии Маджоре избавили его от крайней бедности, в которуювпал П., лишившись места в папской капелле. В 1560 г. П. обратил на себявсеобщее внимание своими импропериями. Их простая, красивая, гармоничнаямузыка произвела сильное впечатление и триентский собор (1543-1563),между прочим нашедший необходимым произвести некоторые реформы вцерковной музыке, обратился к П. с поручением написать пробную мессу,которая доказала бы возможность существования фигуральной музыки прицерковном богослужении, так как многоголосная музыка, вследствие разныхконрапунктических хитросплетений, наносила ущерб ясности текста имузыкальному благозвучию. П. написал три мессы, каждую на 6 голосов. Всетри отличались замечательными достоинствами: первая выдавалась строгимстилем, вторая нежностью, глубиной чувства и изяществом, третья, как поформе, так и экспрессии, представляла высшее проявление гениальности П.Она посвящена памяти папы Маркелла, бывшего покровителя П., и известнапод названием "Мессы папы Маркелла". Все эти три мессы решили участьфигуральной музыки в ее пользу. Папа Пий IV, услышав эту мессу,воскликнул: "Здесь Иоанн (т.е. Палестрина) в земном Иерусалиме дает нампредчувствие того пения , которое св. апостол Иоанн в пророческом экстазеслышал в небесном Иерусалиме". С тех пор и на долгое время сочинять встиле П. было обязательно для композиторов католической духовной музыки.Сочинения П. составляют вершину развития церковной контрапунктическоймузыки a capella, т.е. хоровой музыки без инструментальногосопровождения. Отличительная черта полифонической музыки П. заключаетсяименно в том, что автор , при всей ее сложности, смог придать ей ясность,непринужденность и выразительность и вместе с тем истинное молитвенноенастроение. К тексту П. относится с большим вниманием, заботливо (всмысле правильного произношения) подлаживая слова под музыку, что испособствовало их ясности. П. написал громадное количество произведений,из которых только самая небольшая часть (мадригалы) принадлежит светскоймузыке. Им написаны: мессы, мотеты, ламентации, гимны, офертории,магнификаты, литии, псалмы , мадригалы и проч. Среди литературы о П.самый капитальный труд принадлежит Баини:" Dellf vita e delle opere diGiov. Pierl. da Palestrina" (Рим, 1828); Кандлер, "Ueber das Leben etc."(Лпц., 1834, изд. Кизеветтером); К. фон-Винтер-фельд. "Jon. Pierl. vonPalestrina, seine Werke etc." ( Бреслау , 1832); последние две биографиизаимствованы из книги Баини; Тибо , "Reinheit s. Tonkust" (II изд.,Гейдельберг, 1826); Фетис , "Gallerie des musiciens celebres" и пр. Н.С.

Значение слова Палестрина в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Панкреатический - Панкреатический сок важный пищеварительный сок, приготовляемыйподжелудочной железой ...
  • Панини - Панини (санскр. Раnini) знаменитый индийский грамматик, живший,вероятно, ...
  • Паника - Паника внезапный, безотчетный страх, овладевающий отдельнымилицами, чаще ...
  • Пандора - Пандора (Pandvra) имя первой женщины, созданной Гефестом, ...
  • Панда - Панда (Aelurus или Ailurus fulgens) хищное животное, ...
  • Пан - Пан (Pan) древнегреческий бог, аркадийского происхождения. Погомеровскому ...
  • Памфлет - Памфлет (англ., от palmefeuillet листок, который держат ...
  • Паганини - Паганини (Nicolo Paganini) один из замечательнейших скрипачей(17841840), ...
  • Павловск - Павловск безуездный гор. С.Петербургской губ., в 25 ...
  • Павлов - Павлов (Иван Петрович, род. в 1849 г.) ...
  • Павия - Павия (Раvia) главный гор. итальянской провинции П. ...
  • Павианы - Павианы или собакоголовые обезьяны обезьяны из родов ...
  • Павана - Павана (от итал. pavone павлин) старинный ...
  • Па - Па (pas) название разных танцев в музыке, ...
  • Администрация - Администрация государственная деятельность по управлениюгосударством, отличающаяся, и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари