Что такое Орарь? Значение слова Орарь в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Орарь -

Орарь (vrarion ) - принадлежность облачения иподиакона, диакона иархидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно черезплечи, второй - на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третийкрестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными подправой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре дьяконносит О. по подобию архидьякона, как это практикуется в Иерусалиме. -Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи ислуживший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражаниееврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; этодоказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии"Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме.Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когдаговорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших насебе ризы белы. В относящихся сюда художественных изображениях в римскихкатакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но ируки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно изсвидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане,гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именноО. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качествеон упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oraium, тоstola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смыслеsudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св.Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христианеего времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О.получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровьюмучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографииКиприана). Само слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря,происходит от sraw - video, observo - и свидетельствует о том, что лица,имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать,что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший вцеркви народ. Другие производят wrarion от vra - хранение, попечение (одушах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. словеorariumi, производя его от orare - молиться. Четвертый толедский собор,Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смыслеговорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежностьсвященнослужителей, как церковных учителей. Н. Б - в. Оpaтория (oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальнаядрама на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальныйаккомпанемент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, вкоторых пелись "Laudes spiriluales". происходили в отдельном помещениипри церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку,исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой ибыла задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскимисюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О.считается "Rappresentazione di anima е di согро", Эмилио дель Кавалиере(1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео иГассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы,делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотядопускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперныепредставления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе ;не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенностиувеличилось число арий. Духовные музыкальнодраматические произведенияШютца и И С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по формес О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие ихназывают О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт,Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилосьназвание светской О., напр. музыкально-драматические произведенияШумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай иПери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия оней стали неопределенными. Cм. Bohme, "Geschichte des O."(1887);Kretzschmar "Fuhrer durch den Konzertsaal"(1890) Н.С.

Орарь

Орарь (vrarion ) - принадлежность облачения иподиакона, диакона иархидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через плечи , второй - на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третийкрестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными подправой рукой. Лишь в Воскресенском (" Новый Иерусалим") монастыре дьяконносит О. по подобию архидьякона, как это практикуется в Иерусалиме. -Первоначально, в древней церкви, О. был плат , надевавшийся на плечи ислуживший принадлежностью всех христиан во время молитвы , как подражаниееврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; этодоказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии"Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме.Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших насебе ризы белы. В относящихся сюда художественных изображениях в римскихкатакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но ируки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно изсвидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане,гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно , когда именноО. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качествеон упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oraium, тоstola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смыслеsudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св.Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О.получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровьюмучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографииКиприана). Само слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря,происходит от sraw - video, observo - и свидетельствует о том, что лица,имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать,что должен был делать , в тот или другой момент его, присутствовавший вцеркви народ . Другие производят wrarion от vra - хранение , попечение (одушах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин . словеorariumi, производя его от orare - молиться . Четвертый толедский собор,Беда Достопочтенный , Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смыслеговорить, проповедывать , предполагая, что О. составлял принадлежностьсвященнослужителей, как церковных учителей. Н. Б - в. Оpaтория (oratorium, лат., oratorio итал .) - духовная музыкальнаядрама на сюжет из Св. Писания, с пение м соло и хора под инструментальныйаккомпанемент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, вкоторых пелись "Laudes spiriluales". происходили в от дель ном помещениипри церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку,исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой ибыла задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскимисюжетами; но главное на значение О. - не сцена , а эстрада . Старейшей О.считается "Rappresentazione di anima е di согро", Эмилио дель Кавалиере(1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео иГассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы,делившейся на три акта . Хоровая часть в О. имела большое значение, хотядопускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперныепредставления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе ;не говоря уже о внешней форме ( деление на три части), в особенностиувеличилось число арий . Духовные музыкальнодраматические произведенияШютца и И С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по формес О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие ихназывают О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт,Гайдн, Бетховен , Мендельсон , Рубинштейн и др. В позднейшее время явилосьназвание светской О., напр. музыкально-драматические произведенияШумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай иПери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия оней стали неопределенными. Cм. Bohme, "Geschichte des O."(1887);Kretzschmar "Fuhrer durch den Konzertsaal"(1890) Н.С.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Орарь в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Осирис - Осирис или Озирис (ўOsiriV) наиболее популярное египетскоебожество. ...
  • Осел - Осел (Asinus). О. составляет лишь особый подрод ...
  • Осадки - Осадки (метеор.). Этим названием принято обозначать ту ...
  • Орфей - Орфей (ўOrjeuV). Имя О. Связано как с ...
  • Орнитология - Орнитология наука о птицах, часть зоологии. ...
  • Орлы - Орлы. О. в широком смысле слова называют ...
  • Орланы - Орланы, мopские орлы (Haliaetus) род крупных хищных ...
  • Опиум - Опиум (хим.). Под этим названием в продаже ...
  • Операции - Операции военные. Известный проф. стратегии, Г. А. ...
  • Опенок - Опенок (Agaricus melleus L.) пластинчатый базидиомицетный гриб ...
  • Опал - Опал минерал; состоящий из аморфного кремнезема SiO2; ...
  • Онтогения - Онтогения, онтогенез, онтогенезис. О. называется история развитияиндивида ...
  • Онежское - Онежское озеро обширный пресноводный водоем, расположенный вОлонецкой ...
  • Онанизм - Онанизм (онания, мастурбация, хейромания, рукоблудие от имениОнана, ...
  • Облигация - Облигация О. называются процентные бумаги, выпускаемый частными,общественными ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари