Что такое Нимб? Значение слова Нимб в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Нимб -

Нимб (от латинск. Nimbus=туча, облако) - блестящий кружок, средикоторого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев,нередко помещали их головы, дабы чрез то обозначить, что это - высшие,неземные, сверхъестественные существа. Относительно происхождения Н.мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографическийсимвол божественности ведет свое начало от мениска (mhniskoV) - круглогометаллического, помещенного горизонтального кружка, которыми грекиприкрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их отнепогоды, и от птичьих нечистот; другие ищут происхождения Н. в щитах,которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа;третьи думают. что Н. первоначально явился как очень уместный атрибут визображениях божеств, представляющих собою небесные светила и уже потомсделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и техсмертных, которые взяты или достойны попасть на небо. Всего вероятнее,что Н. обязан своим происхождением народному верованию греков,воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческомобразе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющимоблаком, частицею того светозарного эфира, который находится над земноюатмосферою и составляет обычное местопребывание богов. Такоепредставление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческоюпоэзиею, впоследствии было перенесено из ее в образные искусства,главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композицииизображать богов совершенно окруженными подобным сиянием былозатруднительно, то художники стали довольствоваться условным егообозначением., а именно помещением его только вокруг голов. Точно такжеможет быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности,употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла.Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, чтоН. явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков онперешел к римлянам, в Египет), в Индию, к поклонникам Брамы и Будды, и вхристианство. В иконографии последнего Н. сделался с древнейших временпринадлежностью изображении ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматерии святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных,служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых иконустановились Н. особого рода. Таким образом лик Бога-Отца помещалсясреди Н., имевшего вначале форму треугольника, а потом формушестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками.С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух (в виде голубя) иВсевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоилапреимущественно "крестовый" Н., т. е. круглый диск с начертанный. внутринего равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою.Такой же Н. получили символические изображения Христа, Добрый Пастырь иАгнец Божий, равно как в некоторых случаях и Св. Дух. Впоследствииукрашением подобного Н. сделались, вместо креста, три линии или трипучка лучей, исходящих из средины диска в виде радиусов. Богородицуизображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным.двенадцатью звездами, диадемою или лучезарною короною. Ангелы и святыенаделяются простым круглым Н., который старинные живописцы, представляяапостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображаяже пророков и патриархов - серебрили. А. С - в. Нимфы (nymphae, numjai) - в греко-римской мифологииолицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся вжурчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жилив рощах, у источников, в тенистых горных ущельях на лоне природы.Подобно сатирам, Н. - духи земной поверхности, проявление демоническихсил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдалиот культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни,пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют вшумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами.Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаютсягероям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Частоони наводят на человека безумие, бешенство (numjolhptoi), посылаютпророческий дар и исступленное вдохновение; к такимвдохновительницам-нимфам относятся, напр., музы. Н. гор называлисьореадами, Н. лесов и деревьев - дриадами и гамадриадами, Н. источников -наядами, Н. моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногдастроились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенныхместностях, позднее и в городах. В жертву Н. приносили коз, телят,молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, ониизображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чуднымиволосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, собнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяднередко имели своим, атрибутом раковину, которую они держали у лона илисосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. Н. О.


Синонимы: нимб, ореол, сияние, сиянье

Нимб

Нимб (от латинск. Nimbus=туча, облако ) - блестящий кружок , средикоторого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев, нередко помещали их головы , дабы чрез то обозначить , что это - высшие,неземные, сверхъестественные существа. Относительно происхождения Н.мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографическийсимвол божественности ведет свое начало от мениска (mhniskoV) - круглогометаллического, помещенного горизонтального кружка , которыми грекиприкрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их отнепогоды, и от птичьих нечистот; другие ищут происхождения Н. в щитах,которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа;третьи думают. что Н. первоначально явился как очень уместный атрибут визображениях божеств, представляющих собою небесные светила и уже потом сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и техсмертных, которые взяты или достойны попасть на небо . Всего вероятнее,что Н. обязан своим происхождение м народному верованию греков ,воображавших себе , что тело богов, когда они являются в человеческомобразе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющимоблаком, частицею того светозарного эфира, который находится над земноюатмосферою и составляет обычное местопребывание богов. Такоепредставление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческоюпоэзиею, впоследствии было перенесено из ее в образные искусства,главным образом в живопись , а так как в картинах сложной композицииизображать богов совершенно окруженными подобным сиянием былозатруднительно, то художники стали довольствоваться условным егообозначением., а именно помещением его только вокруг голов. Точно также может быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности,употребляемых в искусстве, каковы ореол , лучезарный венец и мандорла.Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, чтоН. явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков онперешел к римлянам, в Египет ), в Индию, к поклонникам Брамы и Будды, и вхристианство. В иконографии последнего Н. сделался с древнейших временпринадлежностью изображении ипостасей Пресв. Троицы, ангелов , Богоматерии святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных,служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых иконустановились Н. особого рода . Таким образом лик Бога-Отца помещалсясреди Н., имевшего вначале форму треугольника, а потом формушестиконечной звезды , образованной двумя равно сторонними треугольниками.С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух (в виде голубя) иВсевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоилапреимущественно "крестовый" Н., т. е. круглый диск с начертанный . внутринего равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою.Такой же Н. получили символические изображения Христа , Добрый Пастырь иАгнец Божий , равно как в некоторых случаях и Св. Дух. Впоследствии украшением подобного Н. сделались, вместо креста , три линии или трипучка лучей, исходящих из средины диска в виде радиусов. Богородицуизображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным.двенадцатью звездами, диадемою или лучезарною короною. Ангелы и святыенаделяются простым круглым Н., который старинные живописцы, представляяапостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображаяже пророков и патриархов - серебрили. А. С - в. Нимфы (nymphae, numjai) - в греко-римской мифологииолицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся вжурчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жилив рощах, у источников, в тенистых горных ущельях на лоне природы.Подобно сатирам, Н. - духи земной поверхности, проявление демоническихсил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин , лесов, вдалиот культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни,пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют вшумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаютсягероям и прекрасным юношам ( Калипсо и Одиссей , Амарилла и Дафнис ). Частоони наводят на человека безумие , бешенство (numjolhptoi), посылаютпророческий дар и исступленное вдохновение ; к такимвдохновительницам-нимфам относятся, напр., музы . Н. гор называлисьореадами, Н. лесов и деревьев - дриадами и гамадриадами, Н. источников -наядами, Н. моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры , иногдастроились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенныхместностях, позднее и в городах. В жертву Н. приносили коз, телят,молоко, масло , вино . Как олицетворения прелести природы, ониизображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чуднымиволосами, с убором из венков и цветов , иногда в позе танцующих, собнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяднередко имели своим, атрибутом раковину, которую они держали у лона илисосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. Н. О.

Значение слова Нимб в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Норденшёльд - Норденшёльд (барон Adolf Erik Nordenskjold) геогност и ...
  • Номинализм - Номинализм одно из направлений средневековой схоластическойфилософии, развившееся ...
  • Ноктюрн - Ноктюрн (Notturno, Nottorno, итал.) ночная музыка, род ...
  • Ногата - Ногата единица древней кунной ценности. По Смоленской ...
  • Новосибирский - Новосибирский архипелаг группа островов, в Северном Ледовитомокеане, ...
  • Новороссийск - Новороссийск губ. город вновь учрежденной в 1896 ...
  • Новая-Гвинея - НоваяГвинея (New Guinea) после Гренландии самый большой ...
  • Нидерландская - Нидерландская школа (1400 1600) группа композиторов, ...
  • Нигер - Нигер (Niger) так называется географами (третья по ...
  • Нефть - Нефть (горное масло, петролеум; геолог.) представляет бесцветную,желтую, ...
  • Неф - Неф (архитект.) в романских и готических церквах, ...
  • Нетто - Нетто (netto, итал. "чистый") то, что остается ...
  • Нерпа - Нерпа название, даваемое русскими промышленниками на С. ...
  • Нередко - Нередко проявления Н. принимают такой характер, что одержимые ...
  • Фарватер - Фарватер слово, происходящее, повидимому, от английского "fairwater" ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари